Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25
26
27
28
29
30
VIP |

Худрук «Царицынской оперы» Антон Лубченко: «Я считаю контрпродуктивной практику, когда новый руководитель снимает то, что было поставлено до него»

Страх «Победы»: оппозицию Молдавии преследуют за связи с Россией

Чем Тимур Иванов занимался в Минобороны до задержания по делу о взятке

Решение принято. В России гражданам от 30 лет выплатят по 10 тысяч рублей с 24 апреля

Диетолог Соломатина: готовое мясо в маринаде может быть опасно

Начало года ознаменовалась для Волгограда важным событием: «Царицыскую оперу» возглавил новый художественный руководитель, Антон Лубченко. Дирижер, композитор, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства. «Культуромания» пообщалась с Антоном Лубченко, узнала о ближайших планах «Царицынской оперы» и работе над собственными проектами. 

- В одном интервью вы назвали себя «музыкальным кризис-менеджером». Можно ли предположить, что сейчас «Царицынской опере» предстоят большие изменения? 

– Это не я так себя назвал. Слышал подобные сравнения от других людей и это отчасти кажется справедливым, исходя из творческой биографии. Когда в 2010 году я был приглашен возглавить Бурятский театр оперы и балеты в Улан-Удэ, там действительно был некий творческий кризис. Здание театра шесть лет находилось на реконструкции, длительное отсутствие спектаклей привело к отъезду многих артистов. Поэтому в мои задачи входило укомплектовать труппу. Не буду хвастаться, но результат говорит сам за себя. Год моей работы мы отметили на Новой сцене Большого театра: привезли два полноценных спектакля и получили очень хорошие рецензии. Это сегодня регионы очень сильно развиваются: Пермь, Омск, Казань, Красноярск, Челябинск, Тюмень, Владивосток... А в то время региональные коллективы не так часто приезжали в столицу. 

В дальнейшем, работая во Владивостоке (сейчас - Приморская сцена Мариинского театра), я пришел на финальной стадии строительства театра, не было вообще ничего, нужно было начинать с нуля.

Когда в 2017 году я возглавил Сочинский симфонический оркестр – в нем насчитывалось 32 музыканта, необходимо было быстро собрать полноценный коллектив. К концу моего контракта в оркестре работало 72 артиста, способных играть самые серьезные программы – симфонии и концерты Рахманинова, Шостаковича и Прокофьева, выступать со многими большими артистами.

Что касается «Царицынской оперы» - это первый случай в моей биографии, когда никакого кризиса я не обнаружил: театр имеет свои традиции, достижения. Уже на протяжении нескольких лет проходят гастроли в Москве, спектакли получают очень хорошие отзывы зрителей и критиков.

- Расскажите о своем знакомстве с театром и как поступило предложение возглавить Царицынскую оперу.

– Директор «Царицынской оперы» Леонид Борисович Пикман для начала пригласил меня в ноябре прошлого года на гостевой спектакль “Князь Игорь”. Тогда и произошло знакомство. В первую очередь меня привлек высокий уровень оперной труппы – есть много замечательных солистов, большинство из которых можно смело выводить на сцену самых авторитетных театров. На базе такой труппы театру можно сделать не только межрегиональное, но и международное имя. Я согласился без колебаний. 

- Уход из Сочинского оркестра был как-то связан с переходом в Волгоград?

– Нет, никак не связан. Контракт с оркестром у меня закончился 1 августа, затем его продлили на некоторое время, чтобы провести фестиваль «Сочи. Сириус» с участием Дениса Мацуева, Сергея Ролдугина и других известных музыкантов. С 1 сентября уже был назначен новый руководитель оркестра – молодой дирижер из Мариинского театра. Слышал, что на сегодняшний день, к сожалению, в составе оркестра осталось ещё меньше музыкантов, чем было до моего прихода. Остальные артисты нашего «золотого состава» без труда нашли работу в других коллективах и регионах. Вслед за последним концертом оркестра, сыгранного со мной 31 августа, у них полгода не было ни одного выступления. Надеюсь, что в будущем все будет складываться удачней...

- Как руководитель «Царицынской оперы» какие задачи ставите перед собой в ближайшем будущем?

– Сейчас мы проводим 17-й театральный сезон. О серьезном росте академического репертуара «Царицынской оперы» можно говорить последние лет пять-семь. Но этот репертуар всё ещё нельзя назвать богатейшим. Сохраняются «задолженности» перед многими классиками: у нас есть пока лишь две оперы Чайковского, одна опера Римского-Корсакова, и ни одной – Глинки, Мусоргского, Шостаковича, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского... Причем, с западным репертуаром дело обстоит куда лучше: в театре представлены Моцарт, Ристори, Бизе, Верди, Пуччини. Поэтому в мои задачи входит ускорить темп появления новых наименований русских опер. В этом году запланированы постановки «Богемы» и «Риголетто», но уже сейчас думаем о том, чтобы в следующем году поставить «Черевички», «Бориса Годунова», «Майскую ночь».

В июне 2021 года планируем постановку оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие...». Это будет уникальный спектакль: мы располагаем первой редакцией авторской партитуры, которая ни разу не ставилась на сцене. В существовавшей постановке Большого театра в 1970-е годы опера подверглась авторским сокращениям с целью упрощения. Но сегодня, когда технические возможности театров шагнули далеко вперед, и появилась возможность использования видеопроекций, фонограмм, которые вписаны в партитуру – мы можем поставить оперу в первозданном виде.

Еще одно направление, которое хотелось бы развивать - это концертное исполнение опер. Нельзя объять необъятное и поставить за год или два все, что хотелось бы – ведь в идеале на сцене должно быть представлено если не всё, то хотя бы 70% от мирового оперного наследия! Но даже силами собственных пошивочных и декорационных цехов довольно сложно обеспечить не только 8-10, но даже и 6 новых постановок в сезон. А рост труппы, тем не менее, всегда обусловлен лишь работой, изучением новых партий. Формат концертного исполнения позволяет гораздо интенсивнее знакомить публику с новыми партитурами. Впоследствии, наиболее удачные концертные исполнения будем переводить в полноценные постановки.

- Концертные исполнения опер - это новый опыт для «Царицынской оперы»?

– Для Волгограда в целом это будет в новинку. Наши коллеги в городе – Волгоградская филармония – располагает лишь оркестром, а необходимых для исполнения опер солистов и хора – у них нет. В театре же это не практиковалось ранее из-за недостаточных возможностей зала: оркестровая яма не имеет подъёмного механизма, как во многих театрах, а возможности перекрыть её пространство – не было. Давать оперный спектакль на сцене за порталом акустически неправильно.

Лишь сейчас, при текущем ремонте ямы, мы нашли специальное инженерное решение, позволившее нам 5 и 7 марта впервые представить публике концертные исполнения опер Чайковского, Пуленка и Таривердиева. Думаю, в этом году сможем себе позволить еще порядка 2-3 опер в концертном исполнении.

Практика эта уже зарекомендовала себя в творческой жизни и Мариинского, и Большого, и многих ведущих европейских театров. Даже когда я работал в Сочинском симфоническом оркестре, мы дали целый ряд опер в концертном исполнении, для чего приглашали солистов из Мариинского театра, театра Станиславского и Немировича-Данченко. Для жителей Сочи, в котором нет оперного театра, это стало приятным сюрпризом, а для оркестра – интересным опытом: ведь игра на сцене дает совершенно другие ощущения, чем в яме. 

- Есть ли в репертуаре театра постановки, которые вы собираетесь обновить или совсем убрать?

 – Театр молодой, все постановки относительно новые и афиша не самая пёстрая. Снимать постановки при такой ситуации – в корне неправильно. В целом, я считаю контрпродуктивной практику, когда новый руководитель приходит и снимает то, что было поставлено до него. Можно что-то пересмотреть, обновить декорации или костюмы, но сокращать и без того немногочисленный репертуар – это вандализм. 

- Планируете ли набор новых артистов в труппу театра?

 

– Безусловно, любая труппа нуждается в развитии, введение новых постановок подразумевает расширение состава. Но все это будет происходить плавно, никаких глобальных изменений мы не планируем. Действующая оперная труппа очень сильна – а мне есть с чем сравнить: я работал и продолжаю работать со многими оперными домами. 

- Руководство театром требует много времени, не скучаете по сцене? 

– Скучаю?! Ну, во-первых, в «Царицынской опере» я иногда и дирижирую тоже, если это на пользу театру – мне никто не запрещает. А в целом – пытаюсь сохранить привычный для себя ритм и продолжаю работать над своими проектами. Ведь многие из них были отложены: премьера моей оперы “Мы” в Регенсбурге, которая должна была состояться в январе 2021 года, перенеслась на январь 2022 года. Также перенесены выступления в Цюрихе. Не только у меня – у многих моих коллег в связи с пандемией сценическая жизнь стала менее интенсивной. Но художественное руководство отнюдь не мешает артистической жизни, даже способствует ей.

- Расскажите, как пришла идея создания оперы «Мы»? 

– Желание создать оперу на сюжет Евгения Замятина появилось еще в 2000 году. Когда в рамках школьной программы я познакомился с этим романом – сразу загорелся идеей. Но в то время я еще был 15-летним юношей и опер не писал. Идея жила, а сам роман Замятина, как мне кажется, не только не потерял актуальности, но и стал ещё более злободневным. 

Поэтому, когда ко мне обратился Регенсбургский театр (с которым я уже работал в 2015 году над оперой «Доктор Живаго»), и предложил написать для них новую партитуру – я сразу вспомнил о Замятине. Тем более, в 2020 году исполнилось 100 лет с момента написания романа, к чему мы также хотели приурочить премьеру постановки. Пандемия внесла свои коррективы... 

-У вас был опыт работы кинокомпозитором. Работаете ли еще в этом направлении? 

– Сейчас обсуждаем идеи новых проектов вместе с режиссером Александром Касаткиным, с ним я сделал большинство своих киноработ. Мне нравится работать в кино, это интересно и с творческой точки зрения, и с точки зрения получения зрительского отклика. Мои учителя, в числе которых был Александр Мнацаканян, учили меня трепетно относиться к работе над музыкой в кино, начинать работу еще на стадии написания сценария. Но очень важно, когда и режиссер понимает значимость серьезной музыки, а не пресловутого саунд-дизайна. 

- Как относитесь к современной академической музыке? 

– В этом отношении я сноб. Для меня русская традиция оборвалась в 1975 году со смертью Шостаковича. После него я могу назвать лишь несколько имён – Гаврилин, Свиридов, Шнитке, Тищенко, Щедрин... Но это уже осколки той великой традиции, которая шла от Глинки. Я пессимистично отношусь к словосочетанию «современный композитор», причём, в первую очередь распространяю этот пессимизм и на себя, на свою музыку. Именно поэтому пишу принципиально лишь на заказ – это своего рода защитная грамота для себя самого, что кому-то нужно то, что я делаю. Хотя каждый раз искренне удивляюсь этому... 

- Есть ли у вас глобальная творческая мечта? 

– В свое время такой мечтой было желание возродить оперу Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». С этим я носился и по нашей стране, и по другим странам, не везде находил понимание, но в итоге мы с моей командой поставили оперу в 2015 году. И она оказалась востребованной! Мы были приглашены с гастролями на сцену Мариинского театра, сделали запись на диск, который в 2019 году получил международную премию «Чистый звук». Было много самых восторженных отзывов от зрителей и от самих артистов. Есть и ещё идеи, которые хочется воплотить, но пока рассказывать о них не стану. 

- Как же получилось, что столь успешную постановку впоследствии убрали из репертуара Приморского театра? 

– Надо спрашивать тех, кто принимал такое решение. Многим это решение показалось странным, тем более что в 2016 году мир отмечал 125-летие со дня рождения Прокофьева. Мариинский театр, под юрисдикцию которого попал Приморский, декларировал, что является главным пропагандистом творчества Сергея Прокофьева. Так оно и есть – не найдётся ни одного театра, в афише которого Прокофьев был бы представлен более полно, чем в Мариинском. Но, тем не менее, «Повесть о настоящем человеке» почему-то решили снять. Может моё имя в афише кому-то мешало – ведь мне принадлежит оркестровая редакция оперы, вернее восстановление по рукописям подлинного авторского замысла. Но, как известно, рукописи не горят. До сих пор получаю отзывы, зрители Приморского театра по ней скучают. Хоть спектакль и не идёт на сцене – он продолжает жить, его можно послушать, посмотреть в записи. Думаю, с постановщиком и режиссером Мариинского театра Иркином Габитовым мы ещё приложим усилия, чтобы повторить его на сцене «Царицынской оперы». В 2023 году страна будет отмечать 80-летие Сталинградской битвы. «Повесть о настоящем человеке» написана о Сталинградских сражениях, там есть знаменитый хор про волжские берега, а сам Алексей Маресьев родился в Камышине, неподалёку от современного Волгограда. Основным лейтмотивом через всю партитуру проходит ариозо Алексея со словами «Волга... Камышин... тоненькая девочка... неужели прощай?»... Так, где же ещё, как ни в Волгограде эта опера должна звучать?

Марина Рева

Фотограф Геннадий Шишкин, фото предоставлено пресс-службой Антона Лубченко

 



Rss.plus
Елена Рыбакина

Елена Рыбакина рассказала о проблемах со здоровьем

Читайте также

Мир |

Визовые правила для россиян в Таиланде меняются: объявлены сроки

Мир |

Туроператоры назвали направления, куда россияне поедут отдыхать на майские праздники: некоторые страны удивили

Мир |

Великий Новгород - это не только кремль



Блоги, личное...

Предложения АИРР поддержала комиссия Госсовета

Доходность инвестиций в недвижимость в Пскове составляет 10%

Всероссийский субботник пройдет на территории сервисного локомотивного депо «Москва-Сортировочная» 27 апреля!

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Интернет

Япония потребовала от Google исправить ограничения в рекламе






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Татьяна Рязапова

Проект «Билет в будущее» в Калининграде: практико-ориентированная траектория