Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
VIP |

«Сталкер»: последний советский фильм Андрея Тарковского, ставший общепризнанным шедевром

Татьяна Сумцова рассказала об ошибке, которую многие допускают при чистке зубов

Били камнями и ножом: В Москве трое подростков чуть не убили незнакомца на остановке

Теннисист из Химок выиграл бронзу на чемпионате России

Ветер до 23 метров в секунду: как в Москве подготовились к штормовой погоде

Кратко и доступно рассказываем, почему картина Андрея Тарковского продолжает впечатлять зрителей по всему миру.

«Сталкер», реж. Андрей Тарковский Кадр из фильма

В неназванной стране, в неназванном городе однажды возникает Зона – таинственное пространство, образовавшееся в результате то ли падения метеорита, то ли визита инопланетян. Ни первого, ни второго не обнаружено. В Зону посылают войска, и те не возвращаются. Туда уходят люди – и пропадают. Власти ограждают зловещее место полицейскими кордонами и принимаются охранять его как зеницу ока, но оказываются не в силах сдержать отчаянных авантюристов, из года в год посещающих Зону нелегально. Ведь там, по слухам, есть волшебная Комната, где исполняются самые заветные, самые сокровенные желания…

«Сталкер», реж. Андрей Тарковский Кадр из фильма

О последнем фильме Андрея Тарковского, снятом в СССР, написано множество глубоких аналитических трудов по обе стороны границы, а история многострадального производства проекта, в ходе которого картину пришлось практически полностью переснять и удалось закончить лишь с третьего (!) раза, и вовсе заслуживает полноценного документального романа с детективной интригой. Но сегодня не об этом.

«Сталкер» интересен прежде всего тем, что олицетворяет кинематографический стиль, вот уже несколько десятилетий служащий образцом гармоничного соединения выдающейся операторской, художнической, композиторской работы и, конечно, режиссуры. Фильм, вероятно, мог быть гораздо более зрелищным, если бы Тарковский не вырезал из сценария едва ли не всю научно-фантастическую основу, присущую литературному первоисточнику братьев Стругацких. Впрочем, и в таком виде, на каком экране ее ни посмотри, картина продолжает впечатлять.

«Сталкер», реж. Андрей Тарковский Кадр из фильма

Камера в «Сталкере» – особенно поначалу – перемещается в пространстве неохотно, но если уж приходит в движение, то совершает это потрясающе. Замысловатое мизансценирование, при котором актеры подчас надолго выходят из кадра и неожиданно возвращаются в него, когда о них уже успеваешь порядком забыть, вкупе с регулярным переводом внимания с дальнего плана на передний и обратно – знаковый прием изобразительного ряда «Сталкера». Незримое, но отчетливое ощущение чего-то магического, потустороннего, ирреального скрупулезно создается не только оператором Александром Княжинским: шикарная работа художественного цеха с фактурой (Тарковский здесь не только режиссер-постановщик, но и главный художник), а также саунд-дизайн Эдуарда Артемьева в совокупности образуют то, что в кино за неимением лучшего термина именуется атмосферой, духом сеттинга. Достаточно вспомнить открывающую сцену в баре или один из финальных кадров на фоне ТЭЦ. В этом же ряду выразительных средств – необычная цветокоррекция картины, принцип применения которой, впрочем, не вполне понятен: в цвете преимущественно показано сердце Зоны, в сепийном монохроме – все остальное, но это правило здесь вовсе не железное.

«Сталкер», реж. Андрей Тарковский Кадр из фильма

Пожалуй, главное испытание, уготованное зрителю «Сталкера», заключено в фирменных длиннотах Тарковского: гигантские по продолжительности пролеты, наезды и прочие способы привести изображение в движение, равно как и относительно статичные блоки (например, монотонный въезд в Зону на дрезине, длящийся почти 4 минуты), поражают своей нарочитой неспешностью. Далеко не каждый из разношерстного сонма подражавших Тарковскому отваживался впоследствии на подобную дерзость, призванную то ли усыпить зрителя, то ли привести его в раздражение. (Первый, кто сразу же приходит на ум из сравнившихся с мастером по этому показателю – автор 7-часового «Сатанинского танго» венгр Бела Тарр, завязавший с режиссурой 10 лет назад.)

Именно эта неторопливая медитативность, которую до сих пор то вменяют в вину Тарковскому, то оценивают как достоинство стиля режиссера, и делает фильм таким, каким мы его знаем. Не будь ее, картина, вероятно, превратилась бы в динамичный научно-фантастический роуд-муви, насыщенный острыми поворотами сюжета, а стала чем-то вроде большого сюрреалистического сновидения, переполненного причудливыми гипнотическими миражами, сопровождаемыми монологами и диалогами о смысле бытия.

«Сталкер», реж. Андрей Тарковский Кадр из фильма

Пространные философские дискуссии героев о природе искусства, назначении технологий, важности веры и многом другом – неотъемлемый атрибут «Сталкера», намеренно замедляющий действие, где путь в конечном счете оказывается важнее цели. Показательно, что у Тарковского в конфликте физиков и лириков болтливый Писатель на поверку оказывается не меньшим циником и скептиком, чем Профессор, а Сталкер, который в силу призвания должен быть натурой жесткой и решительной (проводник в смертельно опасную Зону как-никак), к финалу, напротив, обмякает и превращается в блаженного великомученика, разочаровавшегося в очерствевших людях. Значительная экранная трансформация персонажей, а с ней истинная природа Зоны и подлинная мотивация героя Александра Кайдановского занимают умы киноведов со всего мира по сей день и представляют в картине не меньшую художественную ценность, чем любые изыски визуального повествования. В этом магическом соединении изощренной кинематографической формы и проникнутого психологизмом содержания и состоит главный секрет и обаяние «Сталкера», ничуть не ослабевающее с годами.

Статьи по теме:

 



Rss.plus
WTA

Появилась реакция WTA на победу Рыбакиной с рекордом

Читайте также

VIP |

«Это было мое самое правильное решение – оставить ребенка!» Анна Седокова рассказала об отношениях с 19-летней дочерью в шоу «УТРО. ТНТ»

VIP |

Рассказ - притча КОД ХРИСТА русского вологодского писателя Андрея Малышева

Жизнь |

Сотрудники Росгвардии приняли участие в чемпионате Центрального округа по боксу.



Все города от А до Я

Непогода не нарушила работу московских аэропортов

Сбежал почти за 900 км, но был схвачен: кадры допроса убийцы байкера

Астрофизик Коваль: Солнце излучает не только свет, но и космические частицы

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Интернет

Axenix открыла офис в Санкт-Петербурге






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Вольфганг Амадей Моцарт

Два великих композитора - Моцарт и Шопен - и их бессмертные шедевры в исполнении органа и рояля