Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30
VIP |

«Находясь в контакте с маской, человек нередко находит ответы на свои вопросы»

В Дмитровском городском округе Подмосковья водитель врезался в мемориальный комплекс

Автомобили с 1 октября подорожают из-за новых ставок утильсбора

"Фонтанка": в Пулково задержали похитителя ребенка, которого искали семь лет

В Симферополе появится новый бизнес-центр “Крымский”

Частный музей «Ритуальные маски и фигуры мира» прежде работал в Измайловском Кремле. Сейчас он функционирует как клуб и лекторий. В его основе большая коллекция масок народов мира. О том, как он возник, рассказывает владелица музея Татьяна Болысова. 

С самой первой в коллекции, очень красивой маской, связана семейная легенда: ее подарил прадеду моего супруга Романа Болысова, медику, человек, которого тот спас во время Крымской войны. Мы так и не поняли, какой стране, какой культуре принадлежит эта маска. Она не африканская, не азиатская. По всей видимости, спасенный сделал ее для себя -- или еще для кого-то. Возможно, он видел в ней свой амулет…

С этой маски, которая была вручена прадеду, все и началось: семья стала их собирать по всему миру. Но большую часть коллекции мы с супругом приобрели вдвоем. Какие-то уникальные предметы находили на отечественных барахолках. Нам приносили в дар небольшие коллекции -- чтобы они продолжали жить. Многое покупали за рубежом. Мое собственное увлечение масками и ритуальными фигурами в первую очередь было связано с тем, что я занималась медициной, -- как обычной, так и нетрадиционной

-- Как же маски и ритуальные фигуры могли помочь в нетрадиционной медицине?

-- В психологии есть такое направление, как маскотерапия. Это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего, глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски. На лицо, мимику человека проецируется его психологическое состояние, настроение, состояние здоровья. Соответственно это можно спроецировать и на маску. Человечество использовало маски с давних времен, их применяли древние племена, совершая ритуалы, и каждая маска имела свое значение. В частности, многие африканские маски, на их родине, на Черном континенте, традиционно используются для исцеления.

Находясь в контакте с какой-то традиционной маской, человек нередко находит ответы на свои вопросы. У нас были такие практики, когда человек рисовал маску, вкладывая в нее определенные запросы, и она становилась терапевтической. Это имеет прямое отношение к маскотерапии.

Бывало и другое: люди приходили к нам в музей, и говорили: «Как у вас хорошо! Мы не знаем, что обозначают эти маски, но ощущаем какую-то благостную энергетику».

-- Африканскими масками в советские времена были полны антикварные магазины. Но у вас много других масок и фигур, есть и русские.

-- Мы их специально заказывали резчикам. Нас очень интересовала славянская мифология, древнее шаманское начало. И мы создали направление «Мифология русской сказки», чтобы рассказывать детям и взрослым о том, как наши предки взаимодействовали с Родом, Ярилой, Сварогом и другими божествами древнеславянского пантеона.

-- В чем главное различие между африканским и азиатским мифом?

-- Эти мифы очень разные. В Африке силен культ предков. Там есть свои божества, но в основном все африканские маски, обозначают предков. У них они и просят помощи, причем подход здесь достаточно рациональный. Если этот предок не помог, то ты попросишь помощи у другого. Такого благоговейного отношения к предкам в нашей культуре нет. А если говорить про Азию, Индию, Непал, то это более философская история, связанная с верой в Сансару, в бесконечность перерождений. Там нет идеи Страшного суда: мы все переродимся и станем Буддами.

-- Вы собираете маски, взаимодействуете с ними, и сами, наверное, в каком-то смысле существуете в пространстве мифа. Это как-то поменяло вашу судьбу?

-- Еще как поменяло. Я с детства любила сказки. Всякие легенды, мифы. Я об этом с упоением читала. И так сложилось, что я в них и живу.

У нас есть африканская ритуальная фигура Мкиси-Нкоди. В африканском мифе у нее большой спектр значений, она и как защитник выступает, и как исполнитель желаний. Мне не раз говорили, что она в самом деле исполняет желания некоторых людей.

-- Каких же, например?

-- Наверное, приятных. Тех, кто приходил в музей. У нас была лекция, посвященная Африке. Потом люди приходили послушать про Азию. И многие говорили: «Желание исполнилось, спасибо вам большое».

Был достаточно комичный случай. У нас проходила большая выставка в Сокольниках. И ваши коллеги из довольно известной газеты рассказали об этой фигуре. А в конце статьи написали: «если вы хотите, чтобы ваше желание исполнилось, приходите к такому-то стенду». И один мужчина пришел! Он аккуратно вырезал эту статью из газеты, и сказал, что специально пришел за исполнением желания. Я ответила: «Пожалуйста, садитесь напротив, налаживайте контакт».

Он сидел-сидел, смотрел-смотрел на него, на это ушло минут пять. Потом он ушел. А через девять минут вернулся, и сказал, что все исполнилось. Оказалось, что он со своей женщиной поругался, и ему удалось помириться...

-- Хорошо, что об этой истории не знают рекламодатели газеты.

-- Почему?

-- Пришел только один человек. Во времена расцвета печатной прессы их было бы двести.

-- Это было бы ужасно.

-- Каждая маска несёт в себе какую-то энергетику, правда? Когда ребёнком я ходил по антикварным магазинам на Арбате, где было много африканских масок, я её достаточно чётко считывал. В случае африканских масок она, по-моему, жуткая. Какой эмоциональный энергетический мир стоит за различными масками, африканскими, азиатскими и другими?

-- Человек, который хочет взаимодействовать с такими предметами, должен очень хорошо их изучить. Нужно знать культуру создавшего их народа. И если говорить о приобретении масок различных этносов «в простоте», надо ясно понимать, что ты в дом тащишь. Потому что маски действительно несут определенную энергетику, и она очень разная. Иногда ты берешь в руки маску, а у тебя холодок по коже.

Африканские маски создаются для участия в обрядах. Театрализованный обряд имеет очень глубокий смысл: надевающие маски мужчины рассказывают молодежи о том, как правильно себя вести. Если приглядеться к африканским маскам, то можно заметить, что у них очень маленькие отверстия для глаз. Это связано с тем, что, когда африканец надевает эту маску, он перестает быть собой, и становится духом предка. Люди «Черного континента» считают, что духи предков, их божества, выглядят так, как эти маски.

-- Честно говоря, я бы не хотел, чтобы в моем доме висела маска не только изображающая, но и воплощающая, душу умершего африканца. Я бы практически его дух к себе впустил. А что с азиатскими масками?

-- Азиатские маски, в частности, индийские, как правило, обозначают мифических героев. Те божества, которые однажды начнут разрушать нашу вселенную, чтобы создать новую. В Тибете, в буддийской культуре вообще, есть потрясающий ритуал, который каждый год проходит. Он называется Мистерия Цам. В буддийских дацанах, монастырях, ламы облачаются в ритуальные костюмы и маски божеств из папье-маше, чтобы исполнить божественный танец. Он должен спасти землю от злых духов. Напугать их, чтобы они ушли с нашей земли, еще на год.

-- В чём разница между африканской магией, когда обращаются к духам предков, и более, развитыми индуистскими и буддистскими верованиями? Африканские ритуалы проще, ближе к земле, в основе азиатских лежит развитая философия?

- -Да, африканские ритуалы ближе к земле, там нет претензий объяснить мир, они не являются частью глобального культа. Африканцы повторяют то, делают то, что делали их родители и деды-прадеды. Азиатский миф куда более сложный, структурированный, там есть определенная иерархия, определенные правила отношения к ритуальным маскам. А у африканцев все более практично. Раньше африканское племя танцевало с копьями в своих традиционных масках, а сейчас они берут автоматы Калашникова и танцуют в тех же масках. В Африке все живое. Более архетипичное.

Хотя в Африке все на самом деле перемешано. Вот эта вот фигурка, Мкиси-Нкоди, о которой я уже рассказывала, та, что исполняет желания, вся затыкана гвоздиками. По одной из версий вбивать в нее гвозди стали после того, как в Африку попало изображение распятого Иисуса.

-- По вашим заказам изготавливали маски героев русской мифологии. Это работало так, как африканские маски?

-- У нас очень яркая Баба-Яга. Посещавшие наш музей дамы часто решали, что им надо обратиться к этой Бабе-Яге. Несколько групп женщин приходило к нам, чтобы попросить о чем-то Бабу-Ягу. Она должна была помочь им с какой-то болезнью справиться. Сказать, помогла она или нет, я не могу, потому что более их не видела.

Но герой нашей мифологии больше как сказочные персонажи воспринимаются. Бабу Ягу мы все знаем с детства. Провести ее через метафизику достаточно сложно.

-- Сколько у вас экспонатов? Какие из них, с вашей точки зрения, самые ценные?

-- Экспонатов сейчас около двух тысяч: большинство антикварные, немного сувенирных. Сейчас я собираюсь провести большую работу по каталогизации. Отобрать первую линию масок. Самая важная, наверное, первая маска, с которой началась коллекция. Я очень люблю и вот этих исполняющих желания африканских Мкиси-Нкоди, несмотря на то, что они жутковато выглядят, с воткнутыми в них гвоздями. Одну из них я вчера отвезла выставку в Подольск, та будет на протяжении двух месяцев проходить.

Для меня все маски важны. Я периодически думаю, что разделю их на первую и вторую линии. А потом оказывается, что они у меня все в первой линии.

-- Из Измайловского Кремля вы ушли…

-- Сейчас я работаю только с выездными мероприятиями, под заказ. Это могут быть детские центры, школы, библиотеки, выставочные центры. Мы проводим познавательные лекции, привозя несколько предметов, обычно порядка десяти.

Когда-то давно, еще с ныне покойным супругом, мы решили, что наш музей должен быть живым, и мы разрешаем трогать некоторые предметы.

-- Коллекция пополняется?

-- Да, я пополняю коллекцию. Я путешествую по миру, и привожу новые экспонаты. Бывают интересные случаи.

Я была в Непале, приобретала в антикварной лавке бусинки для детского мастер-класса. К антиквару зашел мужчина, он выглядел, как типичный местный житель, бедный крестьянин из горной непальской глубинки.

Он принес две замечательные, архаичные маски, окуренные дымом, прекрасно сделанные. Совершенно простые, даже топорные, без изысков, но при этом чувствовалась подлинность, то, что они «от земли».

-- А чьи это были маски?

-- Там была маска Вишну, один из трех богов главных индуизма, принявшего образ Льва. А вторая маска была с изображением человечков, она изображала его семейный род. С одной стороны маски два человечка вырезаны, с другой стороны тоже два человечка. При этом у маски есть глаза и рот. Антиквар сказал, что он ничего не купит, а я заинтересовалась, попросила их показать. И приобрела эти маски.

И до сих пор очень довольна.

Алексей Филиппов

Фото: предоставлено Татьяной Болысовой, публикуется с ее разрешения



Rss.plus
Марин Чилич

Эйсинг-777 // Марин Чилич стал самым низкорейтинговым чемпионом турнира АТР

Читайте также

Мир |

Почему туристов в Сочи называют странным словом  «бздых»

Жизнь |

Берем лист капусты и жарим на сковороде. Вкуснее капусты вы не пробовали

VIP |

Спектакль «Иллюзия счастья» в Центральном доме культуры железнодорожников

Происшествия

Более 30 автодорог отремонтировали в подмосковном Красногорске

Забетонирована первая опора моста «Парус»

В «Деловых Линиях» рассказали о росте спроса на интеграционные решения более чем в 3 раза

Задержан предполагаемый виновник смертельного ДТП с автобусом в Прикамье

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Интернет

Беспроводной сканер штрих-кодов SAOTRON P05i промышленного класса




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Кристина Орбакайте

Кристина Орбакайте ставит точку в своих отношениях с Россией