Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
VIP |

«Объясни мне, фон Тротта»: Егор Зайцев — о новом фильме легенды

Липецкая область. Не забудем и не простим предателей!

В Мытищах сносят самовольные постройки

Красногорские школьники поучаствовали в соревнованиях «ГТО. Командный зачет»

Посетители фестиваля "Золотая осень" узнают новый рецепт селедки под шубой

В российский прокат с уже привычной годовой задержкой выходит фильм Маргарете фон Тротта, живой легенды немецкого кинематографа. «Объясни мне, любовь» раскрывает историю отношений австрийской поэтессы Ингеборг Бахман и швейцарского прозаика Макса Фриша, пришедшуюся на 1958–63 годы. (Артисты, к сожалению, оказались неспособны передать диалекты и говорят на стройном Hochdeutsch — литературном немецком).

Первый вопрос, возникающий у зрителя — как оригинальное название «Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» («Ingeborg Bachmann: Reise in die Wüste») превратилось в «Объясни мне, любовь»? Объясним за прокатчиков. Ингеборг Бахман в России никто не знает, любовь привлекательнее пустыни, «Erklär mir, Liebe» — название одного из лучших стихотворений поэтессы, а фильм, как его ни назови, все равно о любви. Или не о любви?

Роман Ингеборг Бахман и Макса Фриша — притча во языцех, большой скандал, рок и фатум, миф и факт, притом не только биографический, но и литературный: оба автора отразили его в своем творчестве. Книга Фриша «Назову себя Гантенбайн» (1964) не только содержит намеки на их отношения (многие узнавали Бахман в тщеславной актрисе по имени Лила), но и повлияла на них, и в какой-то степени, как принято считать, привела к разрыву.

Реакция поэтессы была более чем болезненная: утратив доверие к возлюбленному, она долго приходила в себя, лежала в психиатрических клиниках, переживала годы творческого кризиса и полного молчания, прежде чем взяться за цикл романов «Виды смерти».

Роман Ингеборг Бахман и Макса Фриша — притча во языцех, большой скандал, рок и фатум, миф и факт, притом не только биографический, но и литературный.

«Виды смерти», по мысли автора, должны были описать способы, которыми современное общество убивает человека вообще и особенно женщину. Не последнюю роль в этих романах играл Фриш: многие читатели узнавал его в образе Мáлины из одноименного романа; еще более несомненна аллюзия в неоконченной книге «Реквием по Фанни Гольдман», где почти открыто описаны мучения Бахман после публикации Фришем «Гантенбайна». Взгляд Бахман на отношения полов был далек от общепринятого: она считала брак невозможным для работающей женщины, ревностно оберегала свою независимость, предпочитала то, что мы сегодня называем «свободными отношениями», с одной поправкой: любовь понималась ей как экзистенциальное, а не социальное состояние:

«Тебе это понятно? Твое одиночество я не разделю никогда, ибо у меня свое, более давнее и на более долгие времена. Я не создана для того, чтобы разделять ваши заботы. Эти заботы — нет! Как бы я могла когда-либо их признать, не изменив своему закону? Как бы могла когда-либо поверить в важность ваших конфликтов? Как мне поверить — пока я действительно вам верю, верю без оговорок — в то, что вы нечто большее, чем ваши беспомощные, тщеславные речи, ваши жалкие поступки, ваши дурацкие подозрения. Я всегда верила, что вы нечто большее — рыцари, кумиры, самоотверженные, достойные высочайшего королевского имени. Когда ты больше ничего не мог поделать со своей жизнью, то говорил вполне правдиво, но только тогда». «Ундина уходит» (1961), Ингеборг Бахман, пер. С. Шлапоберской

Была ли в отношениях Бахман и Фриша такая любовь? Едва ли. Но была другая, пусть и обернувшаяся катастрофой.

Особенность фильма фон Тротта — никакой любви в нем нет. А что есть? Малоубедительный флирт, многозначительная декламация «Моста Мирабо» Аполлинера у моста Мирабо под лиричную музыку (так, вероятно, сближаются литераторы), неуклюжий поцелуй в темном подъезде, пугающие пророчества Фриша: «Ты сделаешь меня несчастным», первые ссоры из-за немытой посуды, страх стука чужой пишущей машинки, патологическая мужская ревность, привычная мужская мизогиния и так далее и тому подобное, вплоть до чудовищного резюме: «Ты мой убийца».

Кадр из фильма «Объясни мне, любовь»

Является ли эта особенность фильма проблемой? Все зависит от того, что хотели добиться авторы. Собиралась ли фон Тротта показать историю любви? Ответ, как мне кажется, дают уже первые сцены, кстати, основанные на реальных описаниях снов поэтессы, где Фриш предстает отнюдь не героем-любовником, но персональным демоном Бахман, ее ночным кошмаром.

Особенность фильма Маргарете фон Тротта — никакой любви в нем нет.

Немаловажен и образ пустыни, в оригинале вынесенной в заглавие. Пустыня — отнюдь не первая ассоциация, возникающая при упоминании Бахман. Да и Адольф Опель, молодой писатель, сопровождавший ее в этом путешествии, при всем уважении, не самое интересное действующее лицо в ее бурной биографии (одним из документальных источников фильма стала книга Опеля «Ингеборг Бахман в Египте», состоящая главным образом из фотографий и сухой безоценочной хроники путешествия).

Если это фильм о любви, почему за кадром остался Пауль Целан? Переписка поэтов, в 2009-м году опубликованная по-немецки, а спустя семь лет и по-русски в «Ad Marginem», — чем не сюжет для любовного фильма? Вывод напрашивается сам собой: это лента не о любви, и любовь здесь ничего объяснить не сможет. Тогда о чем же?

Кадр из фильма «Объясни мне, любовь»

Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о формальном устройстве фильма. Параллельно с хронологическим повествованием об отношениях Бахман и Фриша развивается еще несколько сюжетных линий, а именно: Бахман в психиатрической клинике, Бахман в Египте с юным Опелем, знакомство Бахман с Опелем.

Сама фон Тротта в одном из интервью объясняет это двояко: 1) линейное и последовательное повествование для нее слишком скучно; 2) не имея доступа к переписке Фриша и Бахман, невозможно было простроить сколько-нибудь достоверную хронологию их отношений. В итоге, по мнению автора, фильм только выиграл от этого решения. Две главные сюжетные линии (любовная и «пустынная») развиваются параллельно или, точнее сказать, в противоположных направлениях. Чем сильнее Бахман углубляется в пустыню (поездка происходит вскоре после разрыва), тем лучше и свободнее она себя ощущает. Чем дольше длятся отношения Бахман и Фриша, тем хуже ее состояние.

Таким образом, фильм получает как бы две развязки, одна из которых находится в будущем относительно другой. Фриш приводит героиню к катастрофе, болезни и потере всякого желания жить. Путешествие в пустыню освобождает от груза прошлого, дарит свободу как в жизни, так и в любви (чего стоит сцена группового секса с тремя случайными партнерами), помогает пережить символическое перерождение (неспроста она просит закопать ее в песок, то есть похоронить) и наконец вернуться к вынужденно оставленной жизни, в том числе буквально — в финальном кадре актриса медленно входит в фокус.

Итак, фильм, как мы выяснили, не о любви. Он об Ингеборг Бахман (энтшульдигунг, Фриш), недаром именно ее имя вынесено в оригинальное заглавие. Это фильм о выдающейся австрийской поэтессе, переставшей писать стихи и переживающей глубокий кризис после столкновения с не менее, но иначе одаренным писателем (Фриш — настоящий прозаик, своего рода Тригорин, повсюду ищущий сюжеты и персонажей; Бахман, поэт per se, занята, в первую очередь, словами и словесными образами) и, что более важно, мужчиной с гораздо более патриархальными представлениями о семейной жизни. Это признавал и Фриш: «Я носил ее на руках — самый удобный способ общения с женщиной и самый скверный».

Фильм о том, как преодолеть кризис, как уйти в пустыню и начать все с начала. А значит, нам осталось ответить на два вопроса: 1) насколько точно он представляет историю их взаимоотношений; 2) насколько художественно убедительным получился образ главной героини.

Кадр из фильма «Объясни мне, любовь»

Любопытный факт: буквально через несколько месяцев после того, как фильм был отснят, издательство Suhrkamp публикует переписку Бахман и Фриша. Книга с говорящим названием «У нас не получилось» становится сенсацией: устоявшиеся образы жертвы и палача, нарратив, активно воспроизводившийся самой Бахман, не выдерживает проверку реальностью. Как обычно, на деле все гораздо сложнее.

«Я носил ее на руках — самый удобный способ общения с женщиной и самый скверный»

Любопытный факт № 2: во время съемки фильма Маргарете фон Тротта не имела доступа к этой переписке — такова была воля издателя. Этот столь же любопытный, сколь прискорбный факт позволил некоторым немецким критикам написать сразу же после премьеры «Объясни мне, любовь» на Берлинском кинофестивале в 2023 году: «Это кино, устаревшее еще до выхода на экран».

Так ли все однозначно? Что испытывает зритель, слыша, как Бахман в фильме называет Фриша своим убийцей? Эта сцена как минимум амбивалентна: тот, кто жаждет истории об угнетении талантливой женщины завистливым мужчиной, легко поверит ее словам; тому же, кто привык думать, что в неудачных отношениях виноваты оба, оставлено пространство для сомнения.

Последний и, по существу, главный вопрос: получилось ли в фильме создать убедительный образ Ингеборг Бахман?

Фон Тротта признается, что поначалу ей было сложно снимать фильм про Ханну Арендт (2012). Как в фильме изобразить философа? Показать, как она лежит и думает? Снять крупным планом взрытый морщинами мысли лоб?

Кадр из фильма «Объясни мне, любовь»

Чуть более легкий вопрос — как показать поэта. Здесь заранее готов целый набор штампов. Томные прогулки с чтением стихов, благодарные поклонники, цитирующие любимые строки (юный Опель признается Бахман, что знает все ее стихи наизусть), муки творчества, страх печатной машинки, блестящие публичные выступление... Все это в фильме имеется. А кроме того — прекрасные платья 60-х годов (отметим вкус художника по костюмам), звездный ореол вокруг самой известной послевоенный поэтессы, неуемная (хоть и несколько искусственная) сексуальность (сравните с шестью зажигалками, протянутыми Монике Белуччи). Не хватает, впрочем, самой малости — ни на секунду не получается поверить, что на экране та женщина, что написала, например, такие стихи (перевод автора):

Отсроченное время Худшие дни на пороге. На время отсроченный час виден сквозь горизонт. Скоро затянешь шнурки и собак по топким дворам разгонишь. Ибо внутренности рыб стали холодными на ветру. Еле тлеет огонь люпинов. Твой взгляд взят туманом: На время отсроченный час виден сквозь горизонт. Там любовь твоя тонет в песке, он взбирается по волосам, он ложится ей в рот, он крадет ее слово, он знает в ней смерть и жажду разлуки за каждою лаской. Не смотри назад. Затяни шнурки. Разгони собак. Выброси в море рыб. Выжги люпины! Худшие дни на пороге.

Фрау фон Тротта, объясните, пожалуйста, как так вышло?

«[Ингеборг Бахман — ] это очень важная фигура, женщина, перед которой я всегда испытывала некоторый страх. Творчески она куда крупнее и богаче, чем я», — отвечает Маргарете фон Тротта.

Кажется, иногда кокетство — это не совсем кокетство.

Кадр из фильма «Объясни мне, любовь»


Rss.plus
ATP

Рублёв признался, что мог завершить сезон после операции перед турниром ATP в Пекине

Читайте также

VIP |

«После 60-ти жизнь только начинается»‎: нижегородская команда «Созвездие» шокирует жюри в новом сезоне «Лига городов»

VIP |

Гарик Burito стал ведущим уникального подкаста «Отцы и малышарики» в HiFi-стриминге Звук

Жизнь |

«Откровение» г-на Бортникова запоздало на 4,5 года

Персональные новости

Путин и Собянин выпили по стаканчику кофе в студенческой столовой

2020 • Набор в ХК "Спартак-Спорттех" Москва 2020

Разработан 1-й в мире косметический материал, состоящий на 100% из активных компонентов

Виктория Чертина и Евгения Вершинина выступили в рамках конгресса «Новые правила роста»

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

Из реки около моста выловили тело мужчины




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Большой театр

Большой театр начнет продавать билеты по паспорту