Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
VIP |

«У человека обязательно должно быть хобби — иначе мы все себя засушим»

Ефимов рассказал об архитектурных проектах станций Троицкой линии метро

Онлайн автомобильный отчет vindetective как профессиональный инструмент

Умер серебряный призер Олимпийских игр 1980 года в толкании ядра Барышников

Является ли Кострома «Сырной столицей России»: портрет и география современного сыровара

В культурном комплексе «Кремль в Измайлово» работал уникальный музей мини-скульптур «Имена и эпохи». Единственная в стране частная коллекция мини-скульптур из пластилина позволяла увидеть древнеегипетских фараонов, средневековых королей, викингов и галлов. Составленная из пластилиновых фигурок высотой не более двадцати сантиметров коллекция рассказывала об истории цивилизации и русской истории. Потом музей закрылся.

О коллекции и музее рассказывает ее владелец Сергей Олюнин

-- В моем детстве многие лепили из пластилина, потом это увлечение проходило. А у вас появилась большая коллекция, затем музей. Как это вышло?

-- Тут надо начать с совсем давних времен, с пятидесятых годов прошлого века, когда меня еще не было на свете. Идея и костяк коллекции были созданы моим отцом Ростиславом Владимировичем и его другом Андреем Миллером. В те времена из пластилина лепили все дети. Я тоже это застал: в моем детстве игрушек особо не было, особенно тех, которые хотелось иметь. И дети делали их себе сами, лепили из пластилина солдатиков, куколок -- и так далее... Когда человек вырастает, детские и подростковые увлечения кажутся ему смешными, несерьезными, ненужными. А иногда даже постыдными. Но с моим отцом и его другом этого не произошло, они настолько погрузились в свой мир, что тот не казался им странным.

В детстве, подростками, мой отец и Андрей Миллер друг друга не знали, хотя жили неподалеку: один на Остоженке, другой на Гоголевском бульваре. Однажды в институтские времена они встретились в компании. Было им, наверное, по двадцать два-двадцать три года. Они разговорились, узнали, что каждый из них лепит. Из этого разговора родилась идея. Они решили соединить любовь к лепке и любовь к истории.

Два молодых человека не сели лепить древний мир, так, чтобы через пятьдесят лет прийти к XX веку. Хобби предусматривает свободу, иначе было бы скучно. Каждая вылепленная ими фигура навеяна сиюминутным моментом. Увидел в книге Вальтера Скотта изумительную иллюстрацию -- и хочу повторить ее. Потом прочитал Дюма, и у меня будет XVI век, Франция, религиозные войны. Такими волнами, прыгая по хронологии вперед и назад, рождалась коллекция. Она оказалась очень большой, там было около двухсот работ.

Мой отец и Андрей вместе не работали, каждый лепил своего персонажа. Но они обменивались источниками, иллюстрациями, которых в то время было очень мало. В СССР почти не выходили книги по материальной культуре и истории костюма. А еще они обменивались художественными приемами.

В нашем, почившем в Бозе музее, фигуры располагались по исторической хронологии. Первым был неандерталец, а последним генерал де Голль. Фигуры высокого мастерства стояли рядом с фигурами, на которыми отец мог бы еще бы поработать. То, что было сделано в разные периоды, отличалось разными художественными достоинствами.

Они начинали с простых вещей. Там были довольно тусклые цвета в окрасе, довольно скромные одежды, даже у королей. Потом, по мере нахождения художественных приемов, все это обогащалось. Последняя мини-коллекция наших предтеч, посвященная религиозным войнам XVI века, отличается большим мастерством. И по исполнению, и по передаче эмоций и характеров в лицах, и по их сходству с историческими прототипами... И по другим находкам: как передать тиснение на коже? Как изобразить металл? Тут помогала их творческая дружба.

Второго такого друга у отца не было.

Андрей Миллер трагически погиб в 1973 году. Помните, в 2016 была трагедия с ансамблем Александрова, когда самолет, на котором они летели, упал в воду около Адлера? Там же рухнул в воду и самолет, на котором летел Андрей Миллер. Говорят, что в тех краях было еще несколько подобных трагедий, но в советское время о них особо не говорили.

Андрей летел с Юга с невестой, которую он должен был представить своей компании, своим друзьям. Но не случилось …

Улетая, он не доделал одну работу. Фельдмаршал Пикколомини так и остался у него на столе… Старенькая мама долго хранила работы Андрея. Потом она тоже умерла. Всего было около ста работ, но когда мой отец, как моральный наследник, приехал их забрать -- он понимал, что с ними делать, как их хранить -- осталось только двадцать пять.

Их взяли родственники. Они сказали маме Андрея, что будут устраивать выставки, продвигать его творчество и память. Потом, через десятые руки, мне стало известно, что часть работ они просто продали.

Такова история старой части коллекции. Работы были разбросаны по разным домам, моему, дому моей мамы, и, к сожалению, многие пришли в катастрофическое состояние. Я мог следить только за той частью, которая была у меня, а в других домах были дети и прочие несчастья. Пластилин отлично сохраняется при минимально благоприятных условиях, с ним ничего не делается. Но когда он попадает в руки детям, которые считают, что если у короля нет меча, то это не король, а сплошное недоразумение, и они отрывают меч у одного фигуры и примазывают, не умея к другой, то получается ерунда. Когда я задумал музей, то все это собрал.

Полгода я восстанавливал фигуры. Я их очень хорошо помню, они мне как родные. Да и фотографии оставались.

-- Как же, все-таки, возник музей?

-- Мы с моей супругой Ириной решили, что у нас есть богатство, -- не денежное, а духовное. И с ним нужно что-то делать, нужно показать его людям. Но не водить же их к себе домой? И мы сняли помещение, купили витрины, расставили фигуры. С этих ста двадцати пяти работ и начался музей. Мы живем в Измайлово, рядом с Измайловским Кремлем. И мы пошли туда, к начальству, рассказали о том, что у нас есть. И они с огромной радостью предоставили нам помещение на условиях аренды.

-- Когда это произошло?

-- В 2013 году. И музей какое-то время жил, люди в него ходили. Но мы были взрослыми людьми, а оказались очень наивными. Мы решили, что открыв музей и назначив цену за билеты, прекрасно отобьем аренду. Люди к нам ходили, и деньги приносили, однако аренду, какая бы она ни была щадящая, -- поклон руководству Измайловского Кремля! – это не отбивало. Какое-то время мы доплачивали из своих семейных денежек, а потом поняли, что надо менять тактику.

Параллельно с музеем мы взяли в аренду еще одно, соседнее помещение, и завели там мастер-классы по лепке. Логика подсказывала, что если у нас музей пластилина, то мы будем учить детей лепить из пластилина. Но это не пошло.

Я ориентировался на свое детство, на детство своих сверстников. Мы лепили из пластилина. Нам это было нормально. Но к нам пришли дети, которые не могли это делать физически. Наша задача была поставить им моторику, в этом был смысл мастер-класса. Но они не могли размять шарик пластилина до того состояния, когда можно начать лепить.

У них сейчас ручки слабые, и у мальчиков, и у девочек. Я спрашивал: «ты занимаешься спортом?»

-- Да, я занимаюсь спортом, хожу в секцию...

А руки-то не работают. Это даже не моторика, а элементарное хватательное движение, которое у грудничков развивают педиатры – вот оно у них не развито.

Сначала мы отчаялись, потом нашли выход. Мы стали лепить с детьми и с какими-то безумными взрослыми -- но только из марципана. Марципан съедобный, он сладкий, дети и сладкое синонимы. И марципан очень мягкий, он поддается в руках. Мы лепили не фигурки, а барельефы, детям это было проще. И эта наша деятельность позволяла финансировать музей.

-- Как же работал музей?

-- Мы отнесли фигуры в Измайловский Кремль, расставили их в витринах по хронологии, и поняли, что это не музей. Потому что музей должен давать информацию не только глазам, но и уму.

Допустим, меня нет в музее. Или моей жены Ирины – а других экскурсоводов у нас нет. Значит человек должен прийти в музей и существовать там самодостаточно. Поэтому появилась информация на витринах, появился аудиогид с QR-кодами: вы наводите телефон на подставку любого персонажа, и мой голос, рассказывает, кто это. Три-четыре года все это работало.

Потом я ушел на вольные хлеба. Я по-прежнему работал в офисах, в редакциях, но у меня появилось время. И вот я сижу в музее зимой. Народу холодно, он в это время по музеям особо не ходит. Я сделал свою работу, смотрю на фигуры. Отец меня учил лепить, более того, я занимался с серьёзными преподавателями. В Строгановку несколько раз не прошёл, и выбрал другую профессию. И я подумал: а не восстановить ли мне старые навыки?

В это время возник очень большой интерес к Белому движению. И вторая часть нашей коллекции, первоначально была составлена из героев Белого движения. Можно было сделать пятьдесят генералов и успокоиться, но нам хотелось дать полную картину Белого движения, делая персонажей, которые дадут возможность поговорить о явлении максимально широко.

Там были люди, о которых мы знаем по учебникам истории, по фильмам, по собственному интеллектуальному багажу. А есть герои, у которых нет портретов, но их судьбы очень типичны, и поэтому важны. Вот, допустим, княжна Черкасская. Она воевала за белых, на фронте встретилась со своим будущим мужем. Они приходят в станицу, просят батюшку их обвенчать. Идёт венчание, врываются их сослуживцы: «Красные наступают!»

Княжа кричит: «Черти, дайте, наконец, довенчаться!» Они из-под венца идут в бой, через сорок минут ее убивают... Такие истории важны: это не только трагедия страны, но и личная трагедия, причем еще и романтическая.

Пока я работал над этой серией, подрос сын Антон, ему уже было около тринадцати лет. Я его обучал лепке, и он подключился к работе над этой серией, над Белым движением. Много лет мы с ним работали вместе. Сын делал портрет, у него есть дар к портретному сходству, он может его очень быстро поймать и воплотить. А дальше работал я.

Завершили мы эту серию к 2020 году, к столетию Крымского Исхода. Гражданская война продолжалась на Дальнем Востоке, но Крымский Исход у нас считается ее финальным аккордом. Мы работали и с портретами, и с теми, чьи изображения не сохранились: вот конкретный персонаж, чье лицо неизвестно, но мы придумаем, как сделать его так, чтобы оно было не видно. А еще мы сделали мини-серию «Путь русского офицера», где взяли абстрактного офицера Русской Императорской армии, и провели его ипостаси от развала фронта весной-летом 1917 года до эмигрантской старости.

Эту серию мы считаем самым важным из того, что мы сделали в лепке. Но у Антона еще длинная жизнь, может, он еще что-нибудь важное сделает... «Путь русского офицера» -- оммаж одноименной книге Деникина «Путь офицера». Вот так мы это закольцевали.

Но при всей преданности теме от нее все равно устаешь, поэтому мы завели еще две мини-серии.

«Сказка старой Москвы»: жанровые сценки из жизни Москвы рубежа XIX-XX веков. На кухне, у буфетной, гимназист, реальное училище -- и так далее. Когда на экскурсию приходили дети, то им непонятны Генрих VIII и барон Врангель. А это им понятно. Это им было интересно. И еще одна, очень маленькая серия, там работ двадцать, наверное. Мы назвали ее «Столпы Империи». Туда люди попали самые разные люди, от Потемкина до Солженицына.

Еще у нас есть серия на московскую тему со странным названием: «Москва как сыр в масле катается». Это своего рода историческая московская сказка. Потому что мы не изображали ни нищих, ни проституток, ни воров: это Москва, про которую мне хотелось бы читать. Если бы был нарнийский шкаф, то мы бы в нее, наверное, вошли.

-- Почему же ваш музей закрылся?

-- Из-за того, что содержание частного музея постоянная борьба за место под солнцем. Музей кормили мастер-классы. Как говорит моя жена, они «наших мальчиков кормили». А потом интерес к мастер-классам исчез. Одно время частные мастер-классы были везде, и родители водили детей от одного к другому.

Потом стало очень много бесплатных московских мастер-классов. И, конечно, родители водят детей туда. Потихоньку становилось все меньше денег. Наступил момент, когда мы опять полезли в свой карман. А карман у нас, к сожалению, не очень глубокий

Мы решили немножко побарахтаться: как та лягушка, которая сбила из молока сметану и выбралась из кастрюли. Съехали из Измайловского Кремля и перебрались под крылышко одной из управ.

За помещение мы не платили, только за коммунальные услуги. Это были идеальные условия. Лучше не будет никогда. Мы устроились в центре, в туристическом месте, на Проспекте Мира. Думали, что здесь, мы, наконец-то, развернемся.

Но люди шли мимо – на работу, в офис, потом домой с кошелками. Полгода мы там поковырялись, и подумали, что два-три человека в месяц – это неправильно. Поэтому мы решили все прикрыть. Коллекция переехала ко мне домой стоит у нас на полках и прекрасно себя чувствует.

-- Но у вас же была и культурная, образовательная программа.

-- Эти встречи поначалу в Измайловском Кремле проходили. Детские и взрослые лекции, экскурсии, всё это работало... Был и закрытый клуб для единомышленников. Там у нас выступал православный дуэт «Ассист». Помню, кто-то пел великолепным басом-профундо. Когда мы переехали на Проспект Мира, то решили, что вот этим-то и надо заняться: клубами, лекциями, презентациями,

Я работаю с издательством, делаю им книги, свои книги там выпускаю. Мы устраивали презентации, на них приходило два-три калеки. Когда я пригласил довольно уважаемого человека прочитать лекцию, мы с ним сидели на ней вдвоём . Он мой друг, и не обиделся, отнесся к этому философски. Мы записали видео, все были очень довольны.

Такие вещи нарабатываются годами. Места, в результате, становятся «теплыми». Здесь тоже требовалось время, -- а его не было.

-- У пластилина неприятный, очень локальный химический цвет. Вы для ваших работ используете какой-то особый пластилин?

-- Пластилин здесь может быть только один, фирмы «Гамма». Это самый лучший пластилин. Тот же, что был и в советское время. Как и во всех остальных пластилинах, что сделаны для детей, он имеет жуткие, кислотные цвета. Это было и в пятидесятые, и в шестидесятые годы.

Но пластилин смешивается, как краски на палитре. У красок изначально тоже не натуральные цвета. Иногда, когда смешаешь цвет, он все равно слишком яркий. А у меня тема Белое движение, и цвета должны быть тусклые, погашенные, немножко грязноватые -- такая армия у нас, в общем-то, и была. Не пестрая, как в наполеоновские времена. И я гасил цвета, если мне было нужно, скульптурным пластилином. Эта технология пришла ко мне от отца.

-- Ваш сын Антон продолжает лепить?

-- Да. Сейчас он в университете учится и, жёстко ограничен по времени. Но он верен этому увлечению. У человека обязательно должно быть хобби -- иначе мы все себя засушим…

Алексей Филиппов

Фото: представлено Сергеем Олюниным, публикуется с разрешения правообладателя



Rss.plus
Анна Блинкова

Блинкова выиграла теннисный турнир в Тунисе в парном разряде

Читайте также

Жизнь |

Драконовы деревья на Сокотре в объективе фотографа Даниила Коржонова

VIP |

В Лондоне прошел показ JW Anderson сезона весна-лето 2025

VIP |

Sea Breeze уже построил дом вашей мечты. Осталось только выбрать!

Происшествия

После дождя в Домбае

«Ростелеком контакт-центр» снизил затраты на КДП на 5,5 млн рублей за счет внедрения HRlink

Несостоявшийся дуэт финалиста шоу “Голос” Сергея АРУТЮНОВА и его наставника Басты. Раскрыто имя вокалиста, исполняющего хит “На Заре 2020”

Сегодня в Ливенском районе пока было темно произошла авария

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Интернет

LAB Industries перешла c SAP на 1С и получила награду «1С:Проект года»




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Юрий Башмет

Юрий Башмет со спектаклем «ДЕРЖАВИН» и 19 мировых премьер на фестивале «PRIMA DOMRA»