Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
VIP |

«Усадьба «Мураново» показала артефакты о Мамаевом побоище в «цифре»

В Москве установили рекорд по количеству свадеб летом

Бывший вратарь сборной России по футболу Руслан Нигматуллин остался без жилья после развода

Менеджер автосалона предложил клиенту согнуть рычаг КП Lada Niva

В Московском дворце пионеров пройдет занятие лектория «Родительская среда» 25 сентября

21 сентября страна отмечает 644-ю годовщину победы Дмитрия Донского на Куликовом поле — важнейшую веху на пути освобождения русских земель от золотоордынского ига. Мамаево побоище — в ряду величайших средневековых сражений, таких как битва при Грюнвальде или освобождение Орлеана. Куликовская битва не только послужила сплочению княжеств вокруг Москвы, но и стала примером христианского подвига. На битву Дмитрия Донского благословил Сергий Радонежский, а в самом сражении участвовали легендарные воины-монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Истории битвы посвящена масштабная экспозиция музея «Куликово поле».

Добраться до музея-заповедника, расположенного возле деревни Монастырщино в Кимовском районе Тульской области, непросто. Если вы не хотите участвовать в организованной экскурсии и не водите машину сами, из Тулы придется ехать на нескольких автобусах, которые курсируют не так часто. Однако впечатления стоят того. В музее-заповеднике можно не только изучить уникальные археологические находки и ощутить гений места, но и испытать полное погружение в реалии XIV столетия благодаря шлемам виртуальной реальности и AR-решениям.

Куликово поле — один из пионеров цифровой трансформации музейной сферы. «Мы экспонируем предметы археологии. А она, как известно, в большинстве случаев работает с фрагментами. Выставлять просто артефакты, за исключением уникальных, цельных предметов, без грамотного сопровождения бессмысленно. Отсюда наш интерес к цифровым технологиям, дающим возможность как можно полнее представить экспонаты», — рассказывает директор музея Владимир Гриценко в интервью IPQuorum.

По словам Гриценко, графика и визуализация на экранах помогают поместить экспонат в релевантный контекст, адаптировать описание предмета к возрасту посетителя, наконец, простроить качественную драматургию экспозиции с завязкой, кульминацией и развязкой. Кроме того, 3D-модели особо ценных предметов из коллекций других музеев, которые не всегда удается заполучить даже амбициозным межмузейным проектам, становятся важными доминантами выставочного пространства. «К примеру, в собрании Исторического музея хранится так называемый Симферопольский клад — прекрасное собрание ювелирных украшений эпохи Крымского улуса Золотой Орды. Это конец XIV — начало XV века, фактически он “современник” Куликовской битвы и многое может рассказать о людях того времени», — делится Владимир Гриценко.

Он подчеркивает, что 3D-модель позволяет привнести в посещение музея элемент «игры в реставрацию», что было бы совершенно невозможно, будь на ее месте подлинник или даже его «вещественная» реплика. А еще «цифра» дает возможность переосмыслить привычное представление о предмете. Например, всем знаком растиражированный образ шапки Мономаха, однако далеко не каждый знает, что внешний вид этого головного убора постоянно менялся. Визуализация в 3D дает представление об этой динамике.

В музее-заповеднике есть отдельная экспозиция для детей. Примечательно, что как раз там цифровые технологии используются в наименьшей мере. В музее решили сделать процесс осмотра интерактивным за счет игровой составляющей. По словам директора, посещение выставки для детей оборачивается занимательным квестом: «Мы сделали ставку на двигательную активность. Мы совершенно сознательно закладывали на квадратный метр площади как можно больше “секретиков”. Помните, в нашем детстве была такая забава — найди спрятанный тайник? Дети и передвигаются по экспозиции от одного тайника-секретика к другому. Обычная линейная экспозиция в маленьком пространстве удержала бы их внимание минут на десять, а наша затягивает не меньше чем на полчаса».

В музее есть где поиграть и взрослым, причем для этого не обязательно даже ехать на восток области. Прямо у стен Тульского кремля в музейном квартале разместилось целых два представительства «Куликова поля»: музей-лаборатория и научный центр «Археология и реставрация». Здесь благодаря дополненной реальности посетители могут почувствовать себя и археологом, и реставратором, и реконструктором, очутиться в экспедиции на месте раскопок, узнать, как обнаруживают, атрибутируют и реставрируют исторические находки, как изготавливаются их реплики и копии. «Те, кто со всеми заданиями успешно справится, смогут в награду пострелять из “реконструированного” ими виртуального лука», — рассказывает Гриценко.

Еще один проект с технологиями погружения запустят в поселке Епифань (Тульская область), где также скоро откроется филиал музея. С помощью AR будет воссоздана крепость на линии Большой засечной черты — так называемые ворота Куликова поля. Посетили филиала смогут ощутить себя в роли защитников, воинов, стреляющих из затинной пищали — старейшего ружья, которое знала Русь. Именно к концу XIV века ряд историков относит первое знакомство русских с порохом.

Владимир Гриценко убежден, что цифровые технологии в музейном деле не помеха, а подспорье личному опыту посещения экспозиций, осмотру подлинных экспонатов и достопримечательностей. Виртуальные экскурсии только подогревают интерес, особенно когда музей расположен вдали от крупных городов и на его посещение потребуется много времени: людям нужно составить представление, куда и зачем они поедут. Именно так получилось с VR-проектом «Тайны Куликова поля», который был представлен на выставке «Россия». «Каждый раз люди, сняв очки и шлем, восторженно восклицали: “Как же у вас здорово! Обязательно приедем и все увидим сами!”», — рассказал директор музея.

Современные технологии все более активно используются не только на Куликовом поле, но и в других российских музеях. Мощным толчком к этому стала пандемия коронавируса, когда виртуальные экскурсии и разнообразные игровые проекты в социальных сетях буквально спасали культурно-исторические институции. Однако популяризация и расширение дистанционного доступа к коллекциям далеко не единственная цель использования цифровых инструментов в музейной деятельности. Так, проект цифровизации музея-усадьбы «Мураново» в первую очередь ориентирован на экономическое освоение собрания средствами креативных индустрий.

Проект цифровизации усадьбы, связанной с именами Энгельгардтов, Боратынских, Тютчевых, реализует IPQuorum при участии РГХПУ им. С.Г. Строганова и поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Уникальное убранство, включающее редкую мебель ХVIII–XIX вв., тщательно изучается и воспроизводится в виде точных 3D-моделей. Конторки, бюро, ломберные столы — с помощью современных технологий дизайнер может буквально повертеть любой предмет перед глазами, изучить его особенности и, возможно, использовать образ в собственном творчестве.

Для представителей креативных индустрий широкий доступ к коллекции — это возможность почерпнуть вдохновение, развить мотивы российского культурного наследия в своей продукции. Музеи же, выдавая лицензии на использование представленных в собрании художественных решений, могут пополнить свой бюджет и найти дополнительные средства на научные или образовательные проекты. Ознакомиться с уже оцифрованными экспонатами можно на сайте.


Фото: IPQuorum


Rss.plus
Евгений Кафельников

Евгений Кафельников считает, что российский теннис деградирует

Читайте также

Жизнь |

АО “Желдорреммаш” реализует проекты по развитию кадрового резерва компании

VIP |

Сергей Светлаков: «Мне бы хотелось, чтобы мои дети всё хорошо взвесили и занялись поиском своего пути»

Мир |

Россиянка в Турции сообщила два места, куда турки ходят без женщин

Новости экологии

СВЕТЛАНА БОЖОР — О ЖИЗНИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ХИРУРГА

Пластический хирург Александр Вдовин: мифы вокруг операции по удалению комков Биша

Подросток на спор съел головку чеснока и попал в реанимацию в Москве

Московские эксперты оценили детскую хирургию в области

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Настроение

"Это будет бесконечный кишлак". Мигранты почуяли волю. Россия готовит 33 ответных удара




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Элвис Пресли

Умер Эдд Уилер, певец и автор песен Элвиса Пресли