«Я говорю со зрителем через роли». Никита Павленко – о саморазвитии, заветной мечте и сериале «Праздники»
Никита, в сериале «Праздники» вы играете Вовика, парня Юли (Яна Енжаева). Вова милый, романтичный, во всем всегда уступает своей возлюбленной. Скажите, вы в жизни такой же или более суровый?
(Смеется) Всё-таки нет, наверное. Это какое-то представление обо мне. Внешнее. Для меня, так скажем, это такое правильное «трикстерство» в отношении профессии. Причем оно очень выгодно.
Как я считаю, актер может играть исключительно свой арсенал, то есть свое знание – знание жизни, ситуации, обстоятельств и так далее. Естественно, это всё во мне как-то находится. Я делюсь со зрителем только тем, что я знаю. Так что у нас с Вовой схожие ноты присутствуют.
Также в одном из интервью вы упомянули, что привносите в каждого героя что-то от себя. Что досталось Вовику от Никиты Павленко?
Наверное, огромное и яростное желание иметь семью и быть ответственным за эту семью. Быть, так скажем, главарем этой семьи.
А есть что-то в поведении Вовы, что вы не очень понимаете или не одобряете? «Человека, которого играешь надо любить и оправдывать», – ваша цитата.
Мне не очень нравится его отношение к родителям. Он брошенный ребенок. За неимением отца он собирает этот образ в мужчинах, которые старше его по возрасту. В сюжетной канве сериала «Праздники» мы видим это по отношению к его тестю (Виталий Хаев).
Хотя Вова для меня очень светлый и позитивный герой – больше ничего плохого я в нём не могу найти.
У вас очень запутанная история с учебой в театральных ВУЗах, но главный посыл, который вы несете в массы – это, то, что лучше учиться по ходу съемок у коллег и режиссеров. Тема театрального образования – это вообще большая дискуссия довольно продолжительное время. Многие актеры считают, что если нет образования, то ты не можешь носить это звание. Как их переубедить?
Я считаю, что образовываться надо только на площадке. Да, вы знаете, это не то, что звание. Звание еще нужно заслужить. Как говорил Олег Павлович Табаков, Царствие ему Небесное, что сейчас идет поколение «непоротое». Уже несколько лет происходит какое-то различие. То есть, что-то меня не устраивает в этом новом поколении, а новое поколение уже не устраиваю я.
Я считаю, что не нужно никогда экономить время на самообразовании, а оно происходит исключительно на площадке и в практике. Мне кажется, это лучшее, что может быть для актёра. К тому же, это индивидуальный опыт, определенное эмоциональное состояние, которое состоит из фильтрации хорошего и плохого, которое тебя создает как личность. Например, когда я учился и смотрел кино, я помню личности. Для меня Неёлова – это личность. Басилашвили – это личность, Леонов – это личность. И я тоже стремлюсь к этому – быть личностью.
Вы будете обижаться, если вас не будут называть профессиональным актером?
Никто не может так сказать. Потому что профессиональное образование у меня все-таки есть. Да и такие ситуации, вроде бы, не случались.
Ваша любимая книга – «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Почему? Довольно сложная книга для «любимой», но, наверное, тем и прекрасней. Может вспомните, что больше всего запомнилось, или скажете какую-нибудь любимую цитату из книги? Может, идентифицируете себя с одним из героев?
Абсолютно. Последняя книга Ф.М. Достоевского. Знаете, мне всегда хотелось сыграть Колю Красоткина, этого 15-летнего мальчика.
Это роман, который Достоевский писал для мирового наследия, так скажем, на старость. Он уже не играл в карты и, слава богу, ему не нужно было отдавать долги своими произведениями. Это весь сознательный путь созидательного человека, который мы можем прочитать. Для меня это самая лучшая книга. А еще я роман «Мастер и Маргарита» люблю очень.
А вот из последнего прочитанного я бы порекомендовал книгу Паоло Соррентино «Не самое главное». Сорок потрясающих новелл. Он сделал очень приятно читателю – можно не смотреть его кино, вы можете его прочитать. Это большущее удовольствие. Очень советую.
Спасибо за рекомендацию! Мнение Достоевского о смысле жизни вполне ясно из его творчества и конкретно этого романа. А в чём заключается смысл жизни для вас?
В профессии, в работе. В постоянном разговоре. Пока что мне судьба, Создатель дают такой шанс. Я могу разговаривать со зрителями и буду это делать. Постоянно буду транслировать то, что я ощущаю, мое мировоззрение. Я буду разговаривать через роли со зрителем, которому мы, актеры, можем помочь чем-то или можем ему что-то рассказать.
В ваших интервью проскакивает тема поисков себя, собственного пути и саморазвития. Что такое саморазвитие для вас, как человека и актера?
Профессия актера заключается в том, что у нас никогда не выключается кнопка записи. В моей профессии нет такого, что я хожу куда-то с восьми до шести по будням с двумя выходными. Я живу всегда в этом во всем. Я думаю, любой артист всегда живет в профессии. То есть, у него нет какого-то разделения. Ты каждую секунду, каждую минуту живешь, созидаешь, действуешь. Так же, как я и говорил ранее, ты фильтруешь из себя хорошее, плохое, и варишь это всё. А потом выдаешь свое мнение об этой жизни. Кому интересно, тот смотрит и прислушивается.
Есть какая-то вещь, которую вы прямо сейчас доказываете именно себе?
Право нахождения в этой профессии, право своего места, право своей трибуны, право своего высказывания. Каждый день это должен делать не только я, но и любой человек, кто имеет счастливый билет и шанс находиться в этой профессии.
Ну, или в любой другой, наверное.
Я не знаю, как насчет «другой любой», потому что мне очень сложно сказать. У меня есть вот только одна! Я даже себя не представляю в какой-то другой профессии.
А какая у вас самая заветная мечта в контексте кинокарьеры?
Моя заветная мечта в контексте кинокарьеры – еще раз сыграть с Юрой Борисовым.