Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
VIP |

Директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес: «Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Оборот розничной торговли в Москвы вырос на 6,5% по итогам трёх кварталов

В России упростят процедуру перепланировки квартир

Нейропсихолог Хвингия: есть способ повысить концентрацию внимания на работе

В больнице Радужной на пост главврача назначена Елена Дюжик

Директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства УПРАВИС рассказал изданию «Artuzel» об особенностях российского арт-рынка и о том, как отрасли поможет новая цифровая платформа Artists. С разрешения издания "Культуромания" полностью перепечатывает данное интервью.

В 2023 году общие продажи аукционных домов в России составили около 20 млн долларов. Это почти в два раза превышает даже показатель допандемийного 2019-го. Несмотря на экономическую и геополитическую турбулентность, россияне все более охотно вкладываются в работы как признанных, так и молодых художников. Растет и количество судебных дел, связанных с интеллектуальными правами на произведения изобразительного искусства. Мы поговорили с директором УПРАВИС Эриком Вальдесом-Мартинесом об устройстве рынка, его взаимоотношениях с интеллектуальным правом и перспективах Artists — новой цифровой платформы для художников, созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— В арт-мире десятилетиями говорили о «строительстве рынка». Удалось ли построить хоть что-то?

— Рынок изобразительного искусства — это рынок свободных людей. Есть галереи, салоны, аукционы, и в этом смысле рынок вполне сформирован. Мы можем легко прийти в галерею и купить картину. Но вот подсчитать, сколько здесь крутится денег, сложно. Это все равно что оценить оборот товаров на Avito. Встретились продавец и покупатель. Откуда мы знаем, о чем они вообще договорились и состоялась ли сделка? Объявление убрали, потому что товар продан или потому что продавец передумал? Искусство — это не производство машин, где у каждого автомобиля свой VIN-код. Откуда нам знать, сколько картин пишет художник с Арбата и сколько продает за день? Рынок есть, его участники, безусловно, хотели бы в нем что-то улучшить, однако говорить о конкретных цифрах сегодня крайне сложно.

— И все же почему российский рынок так непрозрачен?

— Рынок изобразительного искусства непрозрачен во всем мире. В конце концов, художник сам определяет, сколько стоит его работа, а сделки часто заключаются, что называется, тет-а-тет. Впрочем, я бы не преувеличивал степень этой «непрозрачности». Например, мы как организация, уполномоченная государством собирать вознаграждение по праву следования, получаем от аукционных домов, с которыми мы взаимодействуем, необходимую информацию о продажах произведений изобразительного искусства. В галереях все реализуемые предметы искусства имеют цену. В этом смысле вряд ли можно говорить о том, что рынок такой уж непрозрачный. Как мне кажется, нельзя заставить всех участников рынка продавать или приобретать произведения только на одной конкретной площадке. Но, разумеется, рынку необходимо предлагать удобные современные технологические решения, которые помогут не только сформировать более комфортную среду, но и обеспечат безопасность совершения конкретной сделки. 

— Сколько судебных дел по произведениям искусства рассматривается в нашей стране в год?

— Статистика судебной практики по нарушениям интеллектуальных прав есть, но выделить именно дела, связанные с художниками, фотографами и изобразительным искусством, сложно. Выделяют не виды творчества, а типы нарушений, например нарушения права на использование, на распространение. А незаконно воспроизводить или распространять можно и литературное произведение, и музыку, и кино. Тем не менее можно уверенно сказать, что число таких дел увеличивается каждый год, в том числе дел, связанных с защитой прав художников, скульпторов и фотографов. Многие из этих процессов инициирует УПРАВИС, в том числе помогая наследникам в частном порядке. Только наша организация ведет десятки дел, а общий счет идет на сотни.

С фотографиями ситуация уникальна, потому что на рынке появились компании, заключающие с фотографами договоры и подающие серийные иски к СМИ и сайтам. Это тысячи дел с небольшими исковыми требованиями в районе 50 000 рублей. Не все одобряют стратегию серийных истцов, но в строгом смысле это тоже защита интеллектуальных прав.

Какая страна в мире больше страдает от нелегального использования контента? Возможно, везде плюс-минус одно и то же? Или все же существует тот, на кого надо равняться, этакая «эталонная» для мира изобразительного искусства страна?

— В Бернской конвенции и соглашении ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) четко прописано, что государства-члены обязаны предусмотреть у себя гражданские, уголовные и административные механизмы защиты. Вопрос в том, как они работают. Наша страна сделала большой рывок в этом направлении. Еще в 90-е годы можно было потратить несколько судебных заседаний на то, чтобы просто доказать, что вы правообладатель. Я помню это по судам, где представлял компанию Columbia Pictures. Зачастую в исках отказывали по формальным основаниям, и пираты чувствовали себя абсолютно комфортно, они могли заявить, что мы не правообладатели. Американские контракты устроены довольно сложно и укоренены в англосаксонской правовой системе, зачастую российские суды не могли их корректно интерпретировать и попросту отказывали в защите.

Сейчас мы решаем вопросы совершенно другого уровня. Сформировалась судебная система, есть механизмы защиты, антипиратский закон, блокировки, компенсации и т. д. К сожалению, проблемой остается размер компенсаций. Иногда нарушать чьи-то права выгоднее, учитывая, что компенсации невелики. Конечно, в каких-то странах защитить права сложнее. В Белоруссии вообще очень сложно защитить частный интерес, то же самое в Кыргызстане. Наша же система, несмотря на сложности, довольно устойчивая.

Говорить об эталонной стране не приходится. В тех же США система сформирована, но суммы компенсаций, как и у нас, часто совершенно неудовлетворительны. К тому же сам процесс очень дорог. Скандинавия, некоторые страны ЕС, Швейцария, Австрия — здесь нарушений очень мало. Собственно, в Европе ОКУПы почти никогда не судятся с пользователями — последние понимают, что процесс будет дорогим и скорее всего завершится не в их пользу. У нас же таких процессов очень много, а это деньги, силы и нервы.

— Не могли бы Вы назвать несколько наиболее ярких и интересных кейсов, связанных со взаимоотношениями художников и интеллектуального права?

— Да, такие кейсы есть, например дело скульптора Петра Чусовитина, создавшего памятник основателям Екатеринбурга Татищеву и де Геннину, которое дошло до Конституционного суда. Подчеркну, КС РФ рассматривает в среднем одно обращение из ста. Громкой была история, когда мы по просьбе правообладателя помогали отозвать у волгоградского музея товарный знак с изображением скульптуры «Родина-мать зовет!».

В зарубежной практике интересна судебная тяжба Энди Уорхола, который использовал в своих работах образы массовой культуры, в том числе товарные знаки. А вот Бэнкси было отказано в судебной защите, так как он не раскрыл свое имя. Интересны дела, связанные с участием искусственного интеллекта в производстве картин. В Штатах Бюро по авторским правам отказало писательнице в охране книжных иллюстраций, созданных с помощью ИИ.

— Если говорить об аукционных домах и галереях, то они помогают или мешают рынку глобально? Не будет натяжкой сказать, что они годами «варятся в собственном соку»?

— Если что-то есть на рынке, значит, рынку это нужно. Что значит «варятся в собственном соку»? А не «варятся» ли «в собственном соку» ОКУПы и рекламные агентства? У каждого своя ниша. Конечно, художники и их наследники заинтересованы в деятельности аукционных домов, потому что те профессионально делают свою работу. В них заинтересованы и покупатели, потому что на рынке много подделок. Экспертная инстанция в этом деле очень важна.

Именно благодаря аукционным домам формируется цена работы. То же самое галерея — это место, где художник может реализовать свои произведения. Где еще ему это делать? Сейчас при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создается проект Artists. Но ему еще только предстоит заработать популярность. На сегодня богатые люди все-таки идут за искусством в галерею или на аукцион. Купить картину или скульптуру не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе. Потребителю важно прийти, посмотреть вживую, пощупать.

— Давайте чуть подробнее поговорим об Artists. Что это такое?

— Основная идея создания Artists заключается в том, чтобы у художников и, возможно, дизайнеров появилась площадка, на которой будут представлены сведения об их профессиональной деятельности, их работы и где они смогут взаимодействовать с заказчиками. Последние получат своего рода службу «одного окна»: смогут зайти на сайт и с помощью удобного поисковика выбрать художника, с которым хотели бы работать. По сути, Artists — это специализированная социальная сеть для художников и одновременно каталог их произведений.

— Будет ли администрация платформы добавлять данные в базу самостоятельно, как это делают ресурсы наподобие «Кинопоиска», или размещать сведения сможет только сам автор? Насколько продуман механизм? Есть кого «скопировать» или придется набивать шишки самим?

— Шишки набивать придется в любом случае, ведь заранее все предусмотреть нельзя. Мы хотим помогать художникам. Вопрос в правомерности внесения данных, ведь мы в большей степени, чем «Кинопоиск», ориентированы на персоналии. Мы можем указывать то, что не относится к персональным данным. Механизм того, как все это будет выглядеть, еще прорабатывается. Я полагаю, что будут обе возможности: автор сможет заполнить всю необходимую информацию сам, администрация — добавлять какие-то данные со своей стороны.

— Художникам действительно так уж необходима подобная платформа? Был ли запрос с их стороны, проводились ли исследования на эту тему?

— По моим наблюдениям, художники хотели бы иметь такую платформу. Идейный вдохновитель проекта Вероника Пономарева-Коржевская верно говорит, что пока у нас даже такой профессии нет — художник. Так что площадка нужна хотя бы для того, чтобы содействовать формированию самосознания профессионального сообщества. Она поможет авторам реализовать себя, наладить взаимодействие как друг с другом, так и с соответствующими институциями. Известно, что художника обидеть может каждый. Но построить механизм, обеспечивающий интерес автора, — это чрезвычайно сложная задача! Сами по себе авторы очень заинтересованы в каком-то профессиональном объединении. Однако реализовать это на практике крайне непросто ввиду даже характера деятельности самого художника, который заинтересован скорее в личном творчестве, личном продвижении. Объединить таких людей стоит больших усилий. Именно поэтому мы смотрим на проект Artists с определенным оптимизмом. А Веронике хочется пожелать сил и терпения. Она делает что-то большое и невозможное!

— С какими видами искусства будет работать платформа? Только традиционными картинами и скульптурами или также с объектами, инсталляциями, видео-артом?

— Со всем, что относится к сфере изобразительного искусства: и картинами, и скульптурами, и инсталляциями. Вряд ли на платформе будут фотографы, все же у них уже есть свои площадки. У нас будет все то, что делается руками, кистью, карандашом. На платформе не будет декоративно-прикладного искусства: платков, изделий кузнецов, продукции народно-художественных промыслов — всего того, что производится промышленным или кустарным способом. Только уникальные предметы, собственно произведения искусства.

— Будут ли доступны пользователям какие-то операции с произведениями искусства и правами на них на платформе? Покупка картины? Покупка лицензии на воспроизведение изображения?

— Платформа будет оставаться некоммерческой. Что касается сделок, то их можно будет заключать на стороннем ресурсе, скажем, на бирже интеллектуальных прав IPEX, которую планируется интегрировать с Artists. Но задача номер один — систематизация. Внутри платформы осуществлять сделки не планируется. В конечном счете потенциальные продавец и покупатель могут обменяться контактами на площадке и заключить сделку там, где им будет удобно.

— Платформа будет доступна только профессиональным художникам или на ней смогут разместить свои работы и самодеятельные авторы?

— Мы хотим привлечь именно профессиональных художников. Вопрос критериев профессионализма уже поднимался в ходе обсуждений концепции платформы. Мы ожидаем, что у пользователей площадки будут образование или иное подтверждение признания в профессиональной среде. Да, самодеятельные художники бывают, но это скорее исключение, чем правило. Но таким художникам, которые действительно ими стали, мы будем рады.

Ссылка на интервью: https://artuzel.com/content/kupit-kartinu-ne-zhe-samoe-chto-zakazat-futbolku-na-marketpleyse

Фото: пресс-соужба УПРАВИС



Rss.plus
ATP

Рублев поднялся на одну строчку в рейтинге ATP

Читайте также

VIP |

«Атмосфера Кино» представляет постер и трейлер новогодней комедии «Совсем ошалели» производства компании ЯР&КО

VIP |

Снимок Брижит Бардо работы Терри О'Нила оценили в $18 тыс.

VIP |

У Анны Седоковой и Яниса Тиммы все только начинается

Новости из регионов

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Авто

Ожидаемые новинки на автозаводах РФ




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Юрий Лоза

Лоза заявил aif.ru, что его пенсия 16 тысяч — «мизер и издевательство»