Николай Цискаридзе о новой книге в соавторстве с Ириной Дешковой: «В «Мозаике» множество неординарных историй!»
Для кого написана «Мозаика. Балет. Щелкунчик» и почему книга по-прежнему — лучший подарок.
Недавно премьер балета Большого театра, народный артист России, ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе рассказал о книге «Мозаика. Балет. Щелкунчик». Это — новая работа соавторов бестселлера «Мой театр» Ирины Дешковой и Николая Цискаридзе. Ценители балета и те, кто только собирается влюбиться в этот вид искусства, уже с нетерпением ждут появления книги на полках магазинов. А чтобы скрасить ожидание, мы задали Николаю Максимовичу несколько вопросов о его новом произведении.
Как по взмаху волшебной палочки затихают все звуки. Свет медленно гаснет, постепенно погружая театр в таинственный полумрак. Только лампочки на пюпитрах музыкантов продолжают светиться. Откуда-то снизу вырастает фигура дирижера. На мгновение он замирает над оркестром, подняв руки, и… Звучит прекрасная музыка Чайковского. Красный, затканный золотом, занавес Большого театра вздрагивает и распахивается…»
@Цитата из книги «Мозаика. Балет. Щелкунчик»
— Николай Максимович, как родилась идея написать эту книгу?
— Решение пришло неожиданно. Мы с Ириной Павловной Дешковой, моим педагогом в хореографическом училище, известным историком балета, пришли в один московский музей и в сувенирном киоске увидели книги о балете для детей, по-моему, переведенные с английского. Посмотрели и… возмутились! Бездарные издания для инфузорий. Вопрос возник сам собой – почему наши дети должны это читать, а родители тратить около 3000 рублей за единицу такого импорта? Тем более у нас, в стране, которая славится своей великой балетной школой классического танца, лучшей в мире как в прошлом, так и в настоящем. Сказано — сделано! «Мозаика. Балет. Щелкунчик» вышла в свет в крупнейшем издательстве России – АСТ.
— О чем же же эта книга? Она — исключительно о балете?
— «Мозаика» – рассказ об истории, культуре, искусстве, но очень понятный и ясный, с юмором. Ее сюжет – путешествие по эпохам, странам, истории. Многие ли знают, что Екатерина Медичи среди свадебного приданого привезла во Францию не только туфли на каблуке, но и новое танцевальное театрализованное представление – балет? Или почему русская императрица Анна Иоанновна считается основательницей отечественной школы классического танца? Как шьются пуанты и при чем тут обувь римских легионеров и гладиаторов? В общем, на страницах «Мозаики» читателя ждет сюрприз за сюрпризом... Вот, например, кто помнит, сколько коней в квадриге Аполлона на портике Большого театра? Вынув из кармана 100-рублевую денежную купюру, каждый ответит на такой вопрос. Но я почти уверен, что мало кто знает: каждый конь в колеснице имеет имя. Причем полученное совершенно неслучайно! И таких неординарных историй в «Мозаике» множество. Одна интереснее другой!
20 августа 1856 года Большой театр, заново отстроенный по проекту другого талантливого зодчего — Альберта Катериновича Кавоса, вновь открылся для публики. Теперь крышу портика с восемью колоннами венчала отлитая из сплава металлов скульптура бога Аполлона, управляющего четверкой красавцев-скакунов. Ее автор — известный скульптор Петр Карлович Клодт, создал композицию размером в 6,5 метров в высоту. Она великолепно просматривалась с любой точки, став символом Большого театра. Однако! Сначала по древнегреческой мифологии не Аполлон, а бог Солнца — Гелиос, каждый день проносившийся на своей колеснице по небосклону, был первым хозяином этой квадриги»
@Цитата из книги «Мозаика. Балет. Щелкунчик»
— И все же «Мозаика» написана для детей или родителей? И при чем тут ваш любимый Щелкунчик?
— Думаю, книгу будет интересно читать всем, начиная с тех, кто уже вышел из возраста пеленок. Она не только источник многих знаний, но и радость для глаз. В ней множество прекрасных иллюстраций: старинных рисунков, гравюр, нет ни одной фотографии. Замечательные пастели на тему моего любимого балета «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича и декорациях Симона Вирсаладзе выполнил художник Валерий Косоруков, известный во всем мире как «русский Дега». Щелкунчик в «Мозаике» — не случайный герой, он словно ведет за собой читателя, чтобы тот не потерялся в хитросплетениях мира искусства. При упоминании Щелкунчика мое сердце всегда начинает учащенно биться, ведь эту роль я станцевал на сцене Большого театра более 100 раз. Этот рекорд до сих пор никто не смог побить!
— Почему у книги такое название?
— Каждый из нас с детства знает об игре «мозаика»: из пластмассовых «кнопок» разных цветов можно сложить красивый узор. То есть из разрозненных деталей создать нечто целостное, новое. Балет и есть аналог мозаики. Потому что в его рождении участвуют одновременно несколько видов искусства: литература, музыка, живопись, искусство хореографа и исполнителей. Только есть одно условие: чтобы родился балетный шедевр, надо «грамотно» соединить все эти «кнопки». Обычно зрители, приходя на балетный спектакль, о том не задумываются, а большинство об этом просто не знает. Теперь благодаря новой книге пробел можно легко восполнить!
И в заключение скажу следующее… Представьте себе новогодние или рождественские праздники, когда дома за столом, собирается вся семья. Раньше было принято читать вслух, это всегда объединяло людей, маленьких и больших. «Мозаика» прекрасно уложится в этот праздничный формат, хоть в викторину на приз по ней играй! И если бы я не имел к созданию этой книги отношения, то с радостью бы получил ее в подарок в свой день рождения (Николай Цискаридзе родился 31 декабря. — Прим. ред.). Честное слово!
Статьи по теме: