Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
VIP |

Какой получилась выставка из коллекции Антона Козлова в Ельцин-центре

Посольство Японии отменило обязательство брони отеля для визы россиянам

Полководец Суворов достоин канонизации, заявили в РПЦ

Полезные и вкусные продукты станут доступнее

Ульяновск принял 200 тысяч гостей на событиях 2024 года

Памятник первому президенту России у входа в Ельцин-центр когда-то открывал Дмитрий Медведев, а после его обливали краской и пытались сжечь — тем не менее, он стоит. Мраморный Борис Николаевич решительно смотрит вперед, и взгляд его упирается в вывеску магазина Putin Team Russia, который находится через дорогу. Так на одном пятачке уместилась история России последних 20 с небольшим лет, которую и поставили себе задачей осмыслить Антон Козлов и команда арт-галереи.

70 произведений (из более 1000 работ в коллекции) 28 художников отобрали кураторы Галина Шубина и Светлана Усольцева, но первичный выбор при составлении коллекции, конечно, делает сам коллекционер. Антон Козлов, сооснователь фонда «Новые коллекционеры», ведущий YouTube-канала об искусстве «Пока все дома у Антона», систематически собирает советский нон-конформизм и современное российское искусство периода с 1957 года по настоящее время, руководствуясь не только рациональным, но и эмоциональным. И такой личный взгляд, а где-то даже плохо скрываемая любовь к конкретным художникам, возможно, единственно верная стратегия при попытке понять и зафиксировать эпоху, в которой ты не только наблюдатель, но и участник. 

«Современное искусство как часть культуры имеет множество функций, но последние годы для меня лично наиболее важной стала функция терапевтическая или гуманистическая, — говорит Антон Козлов. — Для того чтобы лучше почувствовать это свойство, кураторы убрали дистанцию между искусством и зрителем, к которой мы привыкли в традиционном музее, — когда между нами и картиной какое-то огромное расстояние, когда это история других поколений, не наша с вами. Представленное на выставке касается всех нас, посвящено событиям, которые случились в нашей жизни за последние 20 лет».

Этот взгляд разворачивается на двух этажах галереи — рассказывая историю страны через призму влияния медиа (Александр Виноградов и Владимир Дубосарский), всеобщей инфантилизации (Ростан Тавасиев, Иван Горшков), влияния космоса (Александр Повзнер, Александра Паперно) и хаоса (Егор Федоричев, Роман Сакин).

1
из
4
Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. «Делай как мы!», 2006. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба
Александра Паперно. Скульптор из серии «Карты звездного неба», 2005. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба
Иван Горшков. Из серии «Скромное обаяние подпорок», 2023. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба
Александр Повзнер. Из серии «Вещи», 2014. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба
Бесконечное возвращение

«Никогда такого не было, и вот опять» — так в народной памяти сохранилась цитата Виктора Черномырдина, которую можно найти на футболках и магнитиках Ельцин-центра. На самом деле политик сказал: «Отродясь такого не бывало, и опять то же самое», но трансформация этих слов лишний раз напоминает о сложных механизмах работы памяти, ее аберрациях и невозможности точного разговора об истории — на него неизменно оказывает влияние субъективный взгляд рассказчика.

«Что бы мы ни делали — получается одно и то же: либо КПСС, либо автомат Калашникова» — другое рифмующееся с работой Ирины Кориной «Опять и опять» высказывание Черномырдина. Сама художница говорит о своей инсталляции в разрезе не политического, а скорее индивидуального. По ее словам, имперская мантия здесь отсылает в том числе и к алкоголизму, который дарит его носителям чувство величия и всемогущества. Такая трактовка более чем уместна в этих стенах — так или иначе, история России выбранного периода с алкоголизмом как явлением связана неразрывно.

Ирина Корина. «Опять-опять», 2015. Коллекция Антона Козлова

К аберрациям памяти отсылает и серия работ Владислава Мамышева-Монро «Сказки о потерянном времени», в которых он примеряет на себя образы Керенского, Горького, Ахматовой, Елены Блаватской и других, представляя историю предреволюционной России в виде набора устойчивых образов. Эти обросшие мифами исторические анекдоты и стали в итоге самой историей, и никто уже и не пытается разобраться, что из них факты, а что — фантазии.

Отвечая на вопрос, почему мы все без конца ходим по заколдованному кругу истории, классики концептулиазма Игорь Макаревич и Елена Елагина в проекте «Паган» (2003) предлагают такой ответ: «На наш взгляд, Россия, ставшая ареной всевозможных социально-исторических экспериментов, русский характер, склонный к безбрежности и беспределу, — все эти явления до известной степени связаны с ярко-красным грибом, и поныне обильно произрастающим в любой природной среде, означенной симбиозом березы и ели».

Обвинять во всем грибы — не ново. Сергей Курехин и Сергей Шолохов делали это еще в 1991 году, убедив некоторое количество человек в том, что Ленин — гриб, используя безграничную веру в слово, сказанное по телевидению. Еще раньше к культу мухомора напрямую обращалась и одноименная арт-группа (1978), созданная Константином Звездочетовым.

Страх

Атмосфера паранойи и подозрительности, страха перед чужим и незнакомым, безусловно, ярко характеризует исследуемый выставкой период. Двухтысячные, терроризм и чеченские войны отражены в эпическом полотне Алексея Каллимы и работах из черно-белых серий Давида Тер-Оганьяна «Подозрительные предметы» (2003) и «Подозрительные лица» (2003). Играя с геометрическими фигурами и белым пространством, художник показывает, что при желании любой даже абстрактный предмет может стать подозрительным, а любое лицо, зафиксированное в эстетике фоторобота со стенда «Их разыскивает милиция», автоматически превратится в лицо бандита несуществующей «кавказской» национальности.

1
из
2
Алексей Каллима, «Мюриды», 2012. Ирина Корина, «Пятый элемент», 2014
© пресс-служба
Вид экспозиции выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
© пресс-служба

«Пятый элемент» Ирины Кориной (2014), пытаясь зафиксировать уже чуть более поздний период, непростой 2014 год, препарирует тот же страх. Сопоставление традиционного русского визуального кода, который в это время начинает становиться модными, с яркими костюмами строительных и дорожных рабочих подчеркивает возникшее отчуждение. Еще совсем недавно, на предыдущем изломе истории, эти же люди были представителями «дружественных народов», как вдруг они стали «Другими» — чужими и непонятными, вызывающими опасения и тревогу. В то же время, как говорит сама художница, в естественной среде кричащие, кислотные оттенки сигнализируют о возможной опасности, например, о ядовитости тех же грибов. Сама форма — прямая отсылка к символу Олимпиады, пяти кольцам, одно из которых трагически не зажглось в Сочи в 2014 году, в этот важный для истории момент.

Ирина Корина. «Пятый элемент», 2014. Коллекция Антона Козлова

Слово и его свобода

«Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное» — цитата из букваря 1915 года, по которому учились гимназисты начала века, ставшая известной благодаря тому, что вошла в эпиграф к роману Владимира Набокова «Дар». Алина Глазун помещает ее в традиционную дизайн-кодировку RGB (red green blue) и богатые музейные рамы, заигрывая с контекстом и превращая отягощенное Набоковым грамматическое упражнение в культурный код, вызывая автоматическое желание продолжить цитату и сказать вслух: «Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». Что опять же в пространстве этой выставки чрезвычайно уместно, особенно при взгляде на лицо «Серого человека» Алексея Корси.

1
из
2
Алина Глазун. Без названия, 2024. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба
Алексей Корси. «Серый человек», 2022. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба

Завершают экспозицию фотографии Александра Гронского, чья способность фиксировать момент не вызывает сомнений. Особенно пронзительным эпилогом (и диагнозом) выглядит кадр с совершенно пустым ларьком «Пресса» на одной стене и ровно напротив нее — инсталляция «Двадцать один длинный, один короткий» группы «МишМаш», давшая название всей экспозиции.

Она была сделана специально для выставки «Кондуит и Швамбрания», посвященной автобиографической повести Льва Кассиля, и иллюстрирует хулиганский эпизод из жизни писателя, когда он и его друзья за ночь срезали все дверные звонки в городе. Художники Миша Лейкин и Маша Сумнина пишут: «Мы сделали кнопки звонков из папье-маше, зачищенные/заключенные в банки. И хотя на них нельзя нажать, потенциал голоса все равно есть — сами звонки настоящие».

1
из
2
Александр Гронский. Без названия, 2022. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба
МишМаш. «Двадцать один длинный, один короткий», 2022. Фрагмент. Коллекция Антона Козлова
© пресс-служба

Звучит оптимистично — потенциал голоса хуже, чем сам голос, но все же лучше, чем ничего. А некий заряд оптимизма сегодня кажется просто жизненно необходимым.

Выставка «Двадцать один длинный, один короткий» работает до 23 февраля.



Rss.plus
ATP

Рублев — об Итоговом турнире ATP: «Я сыграл три неплохие встречи с правильным рассудком»

Читайте также

VIP |

Здравствуй, я вернулся: «Воплощение» — притча о любви, верности и ожидании счастья

Жизнь |

Эксперт Президентской академии Анна Волкова рассказала об эффективных инструментах по повышению финграмотности населения

VIP |

Полезные и вкусные продукты станут доступнее

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Настроение

18 ноября День рождения Деда Мороза




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Вероника Долина

Певицу и поэтессу Веронику Долину задержали в московском аэропорту Жуковский