Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
VIP |

Красота, коварство и смерть на языке цветов: натюрморты в Пушкинском

Ульяновск принял 200 тысяч гостей на событиях 2024 года

Полезные и вкусные продукты станут доступнее

В Подмосковной электричке попала на видео драка контролера и подростков

Жителя Долгопрудного приговорили к обязательным работам за вандализм в парке

Густая кровь стекает с убитого на охоте оленя: его небрежно положили рядом с другой добычей — павлином, кабаном и куропатками. На полу образуется алое пятно, к которому принюхивается разъяренная погоней собака. Стол загружен мастерски выписанными фруктами, утварью и цветами. Вглядываясь во фрагмент картины Пауля де Воса «Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами», мы считываем совсем не то, что предназначалось для глаз и умов публики, современной художнику.

1640-е годы, Антверпен: охота — популярное увлечение аристократии, а показательные казни на площадях и ручьи крови — обычное дело. Никакого сочувствия к убитой дичи: человек XVII века смотрел на детализированные натюрморты через призму множества других факторов. Это реперный момент истории искусства, когда неживые предметы — от цветов до дичи, выходят за границы религиозных сюжетов в отдельный жанр. Раньше букет цветов, книгу или убитого зверя можно было увидеть только как сопутствующие объекты на изображениях Благовещения, сцен из жизни Иисуса и святых. При этом слово «натюрморт» придумают только через 200 лет — во Франции эпохи Просвещения. В веке семнадцатом голландцы не делили живопись на жанры, и важным было то, что предметы изображены отдельно от людей и призваны передать зашифрованное аллегорическое послание.

Погрузиться в эти многозначные ребусы прошлого предлагает выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России», которая идет в ГМИИ имени А.С. Пушкина до 26 января. На ней представлены 80 работ известных художников эпохи: Франса Снейдерса, Яна Фейта, Яна Брейгеля Бархатного, Даниеля Сегерса  и Яна Давидса де Хема. А также малоизученные имена — Николас Каве, Петер ван ден Бемден и Ян Баптист ван Муркерке.

1
из
4
Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России», ГМИИ имени А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России», ГМИИ имени А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России», ГМИИ имени А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России», ГМИИ имени А.С. Пушкина
© Антон Баклыков

Тон задан размеренный, и это не случайно: в XVII веке такие натюрморты зрители разглядывали подолгу, расшифровывали с помощью книг Овидия и учений Эразма Роттердамского, античных анекдотов и многочисленных эмблематических сборников. Самым известным из последних был справочник Иоахима Камерария, впервые изданный в 1590 году в Нюрнберге: это указатель различных предметов и их толкований. У картин того времени было несколько уровней трактовки и определенная палитра значений, которую зритель мог осилить в зависимости от степени своей образованности и начитанности. Художники старались рисовать то, что им удавалось лучше, и занять свою нишу на рынке, а по типу картины делились на несколько поджанров. Предлагаем изучить некоторые из них глазами голландцев XVII века.

Пауль де Вос, «Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами»
«Ваза с цветами» и пустое место

Лилии, розы, рябчики, ирисы, водосборы, незабудки, тюльпаны, анемоны: до 50 видов разных цветов изображались в массивных букетах на знаменитых картинах голландских мастеров. Эффект у них почти гипнотический: прежде всего, за счет масштаба. Изображения цветов заказывались для дворцов и больших домов. «Золотой век» голландского натюрморта стал таковым во многом потому, что сформировался рынок из патрициев и бюргеров, которые эти картины покупали и вешали на стены обеденных залов для возбуждения аппетита, демонстрации статуса и достатка.

На выставке представлены работы Яна Брейгеля Бархатного: он был создателем того цветочного натюрморта, который потом расцвел в Голландии, Франции, Испании и Италии. Художник в XVII веке — не копиист и не ремесленник, а творец, который позволяет увидеть невозможное: поэтому в букетах объединены цветы, которые в природе распускаются в разное время года. Каждый цветок можно было расшифровать с помощью эмблематического сборника: лилии означали чистоту Девы Марии, ирисы — ее тяжкие материнские страдания, розы символизировали капли крови Христа, а рябчики — христианское смирение. Для глубокой расшифровки справочника эмблем мало — надо было знать, например, легенду о том, что рябчики росли в Гефсиманском саду, когда там совершилось предательство Иуды. После взятия Христа под стражу колокольчики в скорби склонили свои головы до самой земли и больше не поднимались, поэтому их нередко называли «слезами Богородицы». Имели значение и вспомогательные элементы — бабочки по правую и левую сторону от букета символизируют души праведников, муха может означать душу умершего грешника, а ползающие по столу червяки и жуки олицетворяют смерть и тлен.

Помимо религиозного контекста, с которого поджанр начинается, в XVII веке начинают звучать мотивы интереса к естественным наукам и колониальным трофеям. Появлялись монастырские и университетские ботанические сады, публиковались флорилегиумы — иллюстрированные ботанические атласы. Экзотические цветы высоко ценились: их привозили из Нового света и культивировали. Чтобы увидеть и написать редкий бутон, художнику приходилось ехать в другой город — например, из Антверпена в Брюссель.

Йорис ван Сон, «Скульптурный картуш, декорированный фруктами и овощами» (на дальнем плане)

Цветочные изображения делились на два типа: «ваза с цветами» и цветочная гирлянда. Последним на выставке посвящен отдельный зал. Интересно то, что цветочные гирлянды писались отдельно в Антверпене, а дальше ехали во Францию или Италию, где другие авторы — от Пуссена до Рубенса — в центр вписывали образы святых. Роскошные цветочные и фруктовые обрамления отсылали к пышным венкам, которыми украшались храмы по праздникам, и отвечали задачам Церкви. С целью пропаганды постановлений Тридентского собора 1545-1563 гг. нужно было создать величественные и выразительные объекты религиозного благоговения. Визуально гирлянды восходят к популярным с XV века композициям Madonna im Rosenkranz — образ Богоматери в венке из роз, которые символизировали жертву Спасителя.

Франс Эйкенс, «Мадонна с младенцем, окруженные цветами»
Дикие кошки, обезьяны, попугаи и другие звери

Шипящие кошки, лающие собаки, схватившие фрукт обезьяны, притаившиеся белые кролики или сидящие на ветках попугаи — животные в голландских натюрмортах встречаются нередко и тоже выполняют назидательную функцию. Желая задать еще большую динамику своим активным композициям, Франс Снейдерс вводил в них сценки с животными. Они были призваны ловить внимание зрителя и вызывать звуковые ассоциации. Особенно часто они встречались его знаменитых «лавках». Талантливый ученик Снейдерса Ян Фейт тоже включал в свои сюжеты живых существ — попугай на ветке, крадущаяся к добыче кошка, стерегущая охотничьи трофеи собака.

Ученик Фейта Питер Буль представлен на выставке редкой работой — «Этюдами головы кошки» в разных состояниях и ракурсах. Причем изображена свойственная Риму того времени полудикая порода — кошки были призваны ловить мышей и еще не были окончательно одомашнены.

Еще больше животных мы видим на «парадном банкете» работы Артуса Классенса: грызущая орехи белка в XVII веке означала упорный труд, без которого истинное благо недостижимо. Обезьяна — символ грехопадения и сладострастия. Ее значение усилено персиком в лапах — персики символизировали запретный райский плод (на латыни persicum malum — «персидское яблоко»). Птицы, клюющие виноград, на картине отражают идею коварной лживости материального мира. Образ основан на античном анекдоте, пересказанном Плинием Старшим в «Естественной истории»: древнегреческому живописцу Зевксису удалось так правдоподобно изобразить виноградную гроздь, что птицы слетелись ее клевать. Вписанные в натюрморт экзотичные попугаи ара с их способностью говорить человеческим голосом в религиозном смысле воздавали хвалу Всевышнему, а в статусном — отражали процветание колониальной торговли в целом и благосостояние своего владельца в частности.

Петер Гейсельс, «Собака и битая дичь». Питер Буль, «Этюды головы кошки»

Vanitas Vanitatis

Черепа, книги, часы, кубки и любые другие предметы полтора века изображались только в религиозных сценах — как обрамление образа какого-нибудь святого. Вдруг они становятся главными героями картин — с чего это? Один из ключевых сюжетов голландских натюрмортов XVII века — напоминание о том, что красотой мира нужно наслаждаться, не забывая о его бренности. Выражение «суета сует» принадлежит Екклесиасту, а одноименная живописная концепция пришла в Антверпен из Северных Нидерландов. Также имел важное значение «христианский оптимизм»: на рубеже веков римский католицизм получил прививку гуманизма, утратил былую суровость и начал обращаться к эмоциям паствы, в том числе, давая образные намеки, понятные людям той эпохи.

Традиционные символы мирской суеты — череп, мыльные пузыри, песочные часы, горящая свеча или трубка — часто усиливаются и дополняются другими. Увивающий череп плющ намекает на воскресенье в ином мире, а венок из соломы — на спасение души добродетельного христианина. Бывало, что художник сужал и уточнял мотив бренности до определенной темы. Петер ван дер Виллиге изображает тленность богатства, искусства и сокровищ: медная труба означает триумфа и людскую молву, лавровый венок на гипсовом бюсте — символ известности, деньги, шкатулка, серебряный кувшин — показатели богатства.

Слева: Себастиан Боннекруа, «Натюрморт с черепом (стена в мастерской художника)». Справа: Петер ван дер Виллиге, «Аллегория бренности»

Богач и бедняк завтракают

Самая успешная художница «золотого века» голландского натюрморта, Клара Петерс, прославилась изображениями завтраков и накрытых столов. Судя по богатой утвари с ее картин, заказчиками и клиентами были представители элиты. Сюжет небольшого скромного или обильного роскошного завтрака, изображенного отдельно, был абсолютно нов для своего времени. В XV веке еда изображалась только в сценах тайной вечери, а в XVI стала почти обязательной частью группового, или корпоративного, портрета — купцы, чиновники и офицеры позировали, окружив большой стол.

Интересно, что завтраки отдельно от людей в XVII веке рисовали не на заказ, а впрок — в расчете найти покупателя на рынке. Поэтому формировались крупные ателье с подмастерьями: художники в них ориентировались на моду и эстетические пристрастия, а каждый автор старался найти собственную нишу. Этот поджанр появляется в 1610-х годах в творчестве сразу нескольких антверпенский живописцев, и Клара Петерс занимает среди них важное место.

Конечно, завтрак никогда не был просто завтраком и имел назидательное значение: например, Иеронимус II Франкен сопоставлял трапезы богача и бедняка, а Клара Петерс «зашивала» в накрытый стол аллегорию брака. На выставке мы видим работу Йориса ван Сона: на столе ветчина, пирог, краб, лимоны. То, что нам кажется очень плотным приемом пищи, для голландцев XVII века было массивным умозрительным посланием. Лимон с надрезанной кожурой — кислый внутри — означает предательство, вино в бокале — кровь Спасителя. Лоснящаяся ветчина и красный лобстер выражают соблазн и искушения, а скомканная скатерть и опрокинутая корзина напоминают о мирской суете.

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России», ГМИИ имени А.С. Пушкина

Удачная охота и нравственный улов

Причем тут кабинеты редкостей? По картинам XVII века, в том числе, можно отследить изменения в обществе: расцвет натюрморта связан с началом частного собирательства. В XV веке люди собирали разве что домашние алтари для молитв, а в XVI-м, в связи с развитием естественных наук и путешествий, знать приходит к формированию кунсткамер. Причем сначала эти «кабинеты редкостей» имели фамильное и родовое значение, были посвящены предкам или святым. А в XVII веке люди начали собирать археологические находки, минералы из поездок, чучела, гербарии, изделия ювелиров, резчиков по дереву и кости, картины на светские сюжеты. Все это вторило творческой концепции эпохи Барокко theatrum mundi («мир как театр») и визуализировало знания человека о мире, демонстрировало интерес к систематизации сведений об искусстве, науке и ремеслах.

Так, многочисленные трофейные натюрморты детально изображают оружие, перчатки и другие снасти. Цветная битая пернатая дичь и охотничьи принадлежности представляли живописных интерес для художников. И фиксировали изменения в стиле развлечений нидерландского истеблишмента — они начали подражать дворянам из других европейских государств и охотиться. Были и светские забавы, связанные с охотой, на которые допускались женщины и дети, — задачи тут были, скорее, тренировочными. Для этих целей в дворцовых парках содержали ловчих соколов: неудивительно, что они становились героями натюрмортов и тоже диктовали мораль. По древним представлениям, птица — вместилище человеческой души, и битая птица напоминала о душах погибших грешников. На картине Николаса Каве ловчий сокол попирает битую куропатку, которая считалась символом низменных желаний и пороков, и таким образом символизирует торжество добродетели.

1
из
2
Пауль де Вос, «Натюрморт с битой дичью и омаром»
© Антон Баклыков
Николас Каве, «Сокол и битая птица» (слева вверху)
© Антон Баклыков


Rss.plus
Янник Синнер

Синнер вышел в финал Итогового турнира, Оливейра победил Чендлера в UFC. Главное к утру

Читайте также

Жизнь |

Лидер молодежного движения СЛД «Сольвычегодск» филиала «Северный» ООО "ЛокоТех-Сервис" Алина Леготина приняла участие в проекте РОСПРОФЖЕЛ «Время молодых. Работники»

Мир |

В Анталии за 4 часа сменилось 3 сезона, сбив с толку многочисленных туристов

VIP |

И пусть весь мир подождет: «Звездное дитя» во втором сезоне еще больше критикует индустрию развлечений

Блоги, личное...

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области напоминает: Социальный фонд проинформирует самозанятых о формировании пенсионных прав

Мытищинский отдел вневедомственной охраны

«Грузовичкоф» принял участие в открытии Общественной приемной по вопросам логистики

В подмосковной библиотеке сотрудники Росгвардии провели для ребят выставку уникальных экспонатов Великой Отечественной войны

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Настроение

Буковый лес в мае. Крым.




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Джиган

«Мне мужчина фактически не нужен, я могу всё сама!» Оксана Самойлова рассказала о функциях Джигана в семье в новом выпуске «Большого переселения» на ТНТ