Эксперты рассказали о проблемах в образовании промышленного дизайна
Проект «Фабрика дизайна 3.0» помогает молодым дизайнерам получить практический опыт, работая с настоящими заказчиками. Это не всегда доступно в процессе обучения, поэтому такие инициативы дают студентам возможность применить знания на практике. О проблемах и вызовах в образовании промышленного дизайна рассказали ведущие эксперты.
В советское время учебных заведений, где готовили дизайнеров, было крайне мало. Их выпускники славились высоким уровнем подготовки, а такие вузы, как Строгановка и Мухинка, имели многолетние традиции. Однако за последние десятилетия ситуация изменилась.
«В новой истории нашей страны произошло обесценивание профессии дизайнера, — говорит Виталий Ставицкий, президент Союза Дизайнеров России и руководитель проекта “Фабрика дизайна”. — В 90-е годы мы еще использовали ресурс советской дизайнерской школы. Но к началу 2000-х она начала распадаться на атомы всяческих бакалавриатов и магистратур. Из учебных программ большинства вузов стали исчезать фундаментальные для нашей профессии предметы. Например, инжиниринг, технологии, экономика. В то время как в других странах, сделавших ставку на дизайн, вводились новые предметы и активно поддерживалось самообразование студентов».
«Недавно наша кафедра участвовала в эксперименте, где мы набирали детей с 12 лет и знакомили их с принципами промышленного дизайна, — рассказывает Арсений Киселев, заместитель заведующего кафедрой промышленного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица. — Дети учились мыслить нешаблонно. В дизайне важно уметь ставить задачи и находить множество решений. Кроме того, на вступительных экзаменах мы ввели собеседование по портфолио, чтобы кандидат лучше понимал, чем ему предстоит заниматься».
Многие студенты выпускаются с недостаточным практическим опытом. Сергей Смирнов, основатель SmirnovDesign и член жюри проекта «Фабрика дизайна», считает, что практика — это ключевой элемент в подготовке дизайнеров. «На момент выпуска студенты должны быть максимально готовы к работе в компании, — утверждает он. — Они должны понимать все этапы, которые продукт проходит в процессе изготовления. Дизайн — это междисциплинарная профессия: нужны знания в конструировании, материаловедении, эргономике, маркетинге и информационных технологиях. Без них дизайнер не сможет стать профессионалом».
«Практика имеет для студентов первостепенное значение, — настаивает основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign, директор Центра исследований и инновационных разработок РГХПУ им. С.Г. Строганова, член жюри проекта “Фабрика дизайна” Сергей Смирнов. — На момент выпуска они должны быть максимально готовы к работе в компании. То есть разбираться во всех этапах, которые продукт проходит в процессе изготовления. Дизайн — междисциплинарная профессия. Конструирование, материаловедение, эргономика, маркетинг, информационные технологии — без этих знаний дизайнер не сможет стать профессионалом. В противном случае специалисты, занятые непосредственно производством продукта, будут видеть в нем досадную помеху, что отвлекает их от серьезного дела. Высшее образование достаточно консервативно и пока с трудом встраивается в живые экономические процессы. Учебные проекты в большинстве своем не имеют практического результата. Вот почему отличаются поверхностным подходом. Если же студент получает задачу от реального заказчика, он должен найти решение, отвечающее конкретным требованиям. Это позволяет ему лучше понять суть и смысл выбранной профессии».
Не всегда взаимоотношения вуза и бизнеса складываются органично. «Большинство работодателей хотят получить сразу готовых специалистов, — констатирует доцент кафедры дизайна среды РГХПУ им. С.Г. Строганова Екатерина Кузнецова. — На вопрос, а где они будут нарабатывать необходимый вам опыт, часто звучит ответ: это не наша забота. Таков печальный парадокс. Предприниматели заточены на максимальную прибыль и, как правило, не готовы альтруистично вкладываться в студентов. Пока немногие в деловых кругах (особенно в среде малого и среднего бизнеса) понимают, что специалиста нужно вырастить. В крупных компаниях наблюдается большая готовность предоставить студентам возможность получить необходимый опыт в реальных условиях. Но и тут не все просто. Даже если большое предприятие берет студентов на стажировку, она зачастую сводится к рутинной офисной работе. Будучи преподавателем, я прекрасно понимаю, что наладить контакт со студентами, которые пока мало что умеют, трудно. И специалисты на производстве подобными навыками вряд ли обладают. Поэтому проблема не только в том, чтобы предприятие взяло на себя риск допустить “несмышленышей” к серьезной работе. Нужно сделать так, чтобы сотрудничество было успешным для обеих сторон. Бизнес и образование часто плохо понимают друг друга. Действующие дизайнеры знают, на поиск взаимопонимания с заказчиком может уйти несколько месяцев. Начинающим специалистам нужно где-то получать этот опыт. Помочь им в этом могли бы специальные структуры при учебных заведениях. Они могли бы прицельно заниматься налаживанием контактов между преподавателями и представителями бизнеса для обмена компетенциями. Такое происходит при повышении квалификации. Пока эта непростая задача ложится на плечи отдельных неуемных энтузиастов».
Куратор проекта Сергей Смирнов считает главным его преимуществом жесткую связку дизайнера и предпринимателя. «Уникальность конкурса — в реальности заданий, которые предстоит выполнять участникам. Жюри строго следит за тем, чтобы результат действительно соответствовал требованиям заказчика. “Фабрика дизайна” не подменяет собой традиционную работу в учебных студиях. Она позволяет студентам осваивать разные уровни взаимодействия. Вот почему так важна популяризация конкурса в вузах. Для производителей это тоже отличная школа. Они учатся работать с дизайнером, лучше понимать его значение в продвижении своего бизнеса. Инвестиции и серьезные вложения в промышленный дизайн позволяют компании увеличить прибыли, занять достойное место на рынке. Статистика свидетельствует: успешность возрастает более чем в два раза. Далеко не все предприниматели знают об этом и по старинке полагают, что на дизайне можно сэкономить. Они видят в дизайнере кого-то вроде декоратора, украшающего интерьеры. Но на самом деле его следует воспринимать как архитектора, отвечающего за проект всего здания. Задача дизайн-сообщества — сделать все возможное, чтобы переломить ситуацию в кратчайшие сроки. Времени на раскачку у нас нет».