О культуре и искусстве простым языком: опыт Юноны Драничниковой
Продюсер музейных программ поделилась, зачем в музеях нужны экскурсии и как обсуждать сложные темы через искусство.
Музеи всего мира борются за посетителей, внедряя современные коммуникационные практики и технологии. По данным исследования компании «ГидМаркет», треть посетителей привлекает хорошее описание выставки и экспонатов, а 27% опрошенных назвали решающим фактором образовательные программы.
Сегодня наиболее эффективной и востребованной в музейной практике является арт-медиация — интерактивная экскурсия, которая предполагает непосредственное участие аудитории в процессе коммуникации. По словам продюсера творческих и культурных программ, музейного педагога Юноны Драничниковой, такая форма работы позволяет лучше понять смысл произведений искусства и событий истории. Как один из ведущих мировых специалистов в данной сфере, она помогает музеям вовлечь посетителей в диалог и создать пространство для обучения и творчества.
Талант новатора
Работа с посетителями музеев зачастую требует уникального набора навыков. Чтобы увлекательно рассказывать об искусстве и культуре, нужно хорошо знать факты, уметь работать с архивами для сбора информации, не бояться публичных выступлений и действительно «гореть» тем, что ты делаешь.
Юнона Драничникова со студенческих лет интересовалась искусством, изучая его со всех сторон: как литературу в университете и как театральный опыт в работе с «Электротеатром Станиславским». Но главным фокусом для нее стали художественные и исторические музеи. Свою магистерскую диссертацию она посвятила тому, как сложные исторические темы, такие как Великая Отечественная война, освещаются в музеях. Работу с аудиторией Юнона начала с популярной трехмерной панорамы «Битва за Берлин», которая проходила в Санкт-Петербургском Ленэкспо и привлекла десятки тысяч посетителей за три месяца работы.
В музеях Юнона нашла возможность соединить свой опыт культурных исследований с талантом увлекательно и интересно писать и рассказывать об искусстве. Она разработала ряд авторских программ и экскурсий для музеев, воспринятых посетителями как новаторские, и довольно быстро стала признанным музейным специалистом, с которым сегодня сотрудничают ведущие музеи мира. Так, Юнона работала с Чикагским институтом искусств — вторым по величине музеем в США, где разрабатывала и создавала творческие экскурсии по работам Василия Кандинского, Марка Шагала и других известных художников.
А сотрудничая с Мемориальным музеем Холокоста, Юнона Драничникова помогала его специалистам создавать и улучшать контент для сайта Энциклопедии Холокоста – это информационный ресурс про Вторую мировую войну и Холокост, который доступен на 20 языках мира, его посещают более 25 миллионов людей в год.
«Одним из наших совместных проектов была актуализация терминологии в информационных и образовательных материалах. Большое количество статей содержало термины, которые уже не приняты в обществе, например, «инвалид», «цыган» и так далее. Также обнаружилось использование неправильных названий многих городов. Я собирала данные по материалам, которые содержали такие ошибки, и обосновывала, почему это нужно изменить и как именно»,
— рассказывает Юнона.
Эта кропотливая работа помогла сделать материалы музея более инклюзивными — убрать из текстов стереотипы, ошибки и дискриминационный язык, а также сделать сайт более современным и открытым для разнообразной аудитории.
Такой опыт помогает Юноне Драничниковой выступать рецензентом в трех профильных журналах о музейном образовании: Journal of Museum Education, The International Journal of Arts Education, The International Journal of the Inclusive Museum. Она тщательно изучает статьи, предлагаемые к публикации, оценивая их научную ценность, актуальность, новизну и соответствие тематике издания.
Познание через диалог
Наряду с научной деятельностью Юнона пишет статьи про культуру и искусство, а также разрабатывает экскурсии, проводит арт-занятия и воркшопы в музеях. Лучший способ восприятия аудиторией произведений искусства, считает Юнона, это формат диалога.
«Такой подход часто называют арт-медиацией. Я строю экскурсии на диалоге и задаю открытые вопросы, которые подталкивают к размышлению, но не наводят на конкретный ответ»,
– поясняет Юнона.
Эта методика намного эффективнее самого интересного монолога, не говоря уже о скучных и монотонных лекциях, которые многие люди просто не воспринимают, подчеркивает эксперт.
Юнона понимает, что недавно прибывшим иммигрантам сложно включаться в обсуждение на другом языке. Поэтому во время работы в Чикагском институте искусств она проводила программы для посетителей на разных языках, поскольку свободно владеет английским, русским и польским.
О своем опыте разработки мультикультурных программ в музеях она рассказывает в экспертных статьях, опубликованных на авторитетных порталах — в журнале «Музейный опыт», блоге Американского альянса музеев, газете Houston History Magazine и других.
Сейчас она запустила собственный проект «История через призму искусства» на английском языке. Он помогает музейным, а также школьным педагогам преподносить трудные исторические темы, такие как война, через произведения искусства.
«Например, чтобы понять работу Марка Шагала «Американские окна», в которой соединяются образы американской культуры с религиозными символами и ностальгическими воспоминаниями автора из детства, важно знать контекст. Художник, родившийся в еврейской семье, во время Второй мировой войны подвергался преследованиям, нацисты сжигали его картины, он был эвакуирован в Америку. И через разговор об этих символах мы выходим на диалог о судьбе художника, его творчестве и в целом об истории».
На разработанной ею платформе размещены планы творческих занятий, методички и полезные статьи – те ресурсы, которые она предлагает для использования на занятиях или экскурсиях, чтобы они были увлекательными и понятными.
Обмен опытом
Как признанного специалиста и члена крупнейших профессиональных ассоциаций, Юнону Драничникову приглашают в качестве эксперта на крупные научные конференции и вебинары по работе музеев в разных странах мира.
В этом году Юнона участвовала во Всероссийской научно-практической конференции по музейной педагогике, а также в ежегодной конференции Американского альянса музеев, которая объединяет 5000 музейных специалистов из США, как стипендиат организации.
Кроме того, недавно Юнона – единственная из музейных работников – вошла в состав специальной комиссии в Национальной ассоциации арт-педагогов США, которая занимается разработкой и обновлением профессионального кодекса для преподавателей изобразительного искусства.
«Участие в подобных программах и конференциях может стать эффективным инструментом для улучшения опыта посещения музеев. Такие мероприятия позволяют объединить усилия специалистов из разных стран и обменяться опытом в области культурно-образовательной деятельности музеев»,
– делится своим мнением Юнона.
Поддержка творчества
Юнона Драничникова убеждена, что поддержка искусства и культуры на всех уровнях является важной задачей. В рамках своего сотрудничества с администрацией города Дюбик в штате Айова, она, в качестве эксперта, помогала оценивать и выбирать проекты культурных организаций, претендующих на городские гранты.
Как авторитетный продюсер культурных программ, Юнона была в составе жюри на конкурсе журналов, посвященных литературе и искусству, Recognizing Excellence in Art & Literary Magazines Award, конкурсе студенческих художественных работ IAEA Statewide Student Art Show, конкурсе произведений искусства и литературы о Холокосте, организованном Центром просвещения по Холокосту Еврейской федерации Шампейн-Урбана.
«Мне интересно быть в жюри конкурсов и выставок художественных проектов, потому что всегда удается увидеть очень креативные и необычные работы от участников. Это вдохновляет меня в моей деятельности, и я думаю, как им можно помочь раскрыть эти качества и навыки»,
– говорит эксперт.
Она считает, что работа с посетителями в музеях должна быть ориентирована на избавление от стереотипов о том, что поход в музей — это скучно, а интерпретация искусства — удел лишь ученых-искусствоведов. Необходимо фокусироваться на создании более комплексных и эффективных программ, которые интересны и понятны разной аудитории и способствуют продвижению культуры.