Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
VIP |

«Неизвестный Щукин»: путешествие по цивилизациям и странам в Пушкинском

Семья медиков из Мытищ стала призером регионального конкурса профмастерства

Утренний рейс самолета Москва – Псков после нескольких переносов вылета отменили

Охранную зону церкви Казанской иконы Божией Матери установили в Котельниках

Саратовские полицейские поехали в Москву ради поимки мошенника с занавесками

Казалось, о семействе текстильных королей Щукиных мы знаем все — по многочисленным публикациям, проекту «Щукин. Биография коллекции», беспрецедентному по масштабу и содержанию.

В 2019 году выставка заняла практически все пространство Пушкинского музея. Собрание искусства европейского модернизма, от импрессионистов до Пикассо, составленное Сергеем Ивановичем Щукиным, служило осью экспозиции. Ее обрамляли вещи из очень разных коллекций братьев Сергея, тонких знатоков, людей большого духовного порыва, Дмитрия, Петра и Ивана Щукиных. Проект показали в Эрмитаже, в парижском Фонде Louis Vuitton.

Однако, как выяснилось, белые пятна остались.

Мельников Дмитрий. Портрет С.И. Щукина

Летом 1918 года Сергей Иванович Щукин эмигрировал в Европу. Той же осенью коллекции купца и мецената, дом и участок, его окружавший, передали в ведение Наркомпроса. Щукинская галерея стала Первым музеем новой западной живописи.

В октябре 1918 году была составлена опись мебели и художественных предметов по залам на основе к ней подшитого каталога щукинского собрания картин 1913 г. Причем по числу декоративных предметов и мебели было ничуть не меньше, чем произведений нового искусства.

В докладной записке от 21 января 1921 года тогдашний директор музея Борис Терновец сокрушался: «В залах музея в большом изобилии находятся декоративные вазы, а также мрамор, бронза и другое художественное имущество. В запасной комнате музея на полу, подоконниках и столах без всякой системы и порядка сложены фарфоровые фигурки, посуда, изделия из бронзы и т.п. На стенах запасной комнаты — китайские картины, старинная западная живопись и иконы».

Инвентаризация имущества, обнаруженная в отделе рукописей ГМИИ им. Пушкина, послужила основанием для расследования, большой научной работы, Алексея Петухова, куратора выставки «Неизвестный Щукин». Искусствовед шел по следу, кропотливо собирал предметы «непрофильной части» коллекции Щукина, этапы поиска документируя в одноименном канале.

Сообщество изнутри с интересом следило за захватывающим сюжетом подготовки выставки, превратившимся в изысканную историю. Музейное партнерство Москвы и регионов, вдохновленное именем Щукина, помогало складывать этот пазл, соединять столетие спустя разлученные произведения.

1
из
5
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков

В начале 1920-х годов итогом инвентаризации не стало сохранение целостного собрания. Напротив, его составные части передали профильным музеям. К примеру, фарфор поступил в фонды Музея фарфора, вскоре ставший Музеем керамики в Кусково, египетские предметы принял Музей Востока, иконы ушли в Антирелигиозный музей, располагавшийся в Донском монастыре, что-то — в Госторг и Торгсин.

Выставка приглашает зрителя во дворец Трубецких в Большом Знаменском переулке, некогда приобретенный за 160 тыс. золотых рублей богатым купцом Иваном Васильевичем Щукиным и подаренный в 1886 году сыну Сергею с супругой Лидией в честь рождения внука.

Именно здесь, под потолками со старинной лепниной и фамильными княжескими гербами с 1898 по 1914 годы собиралась великая щукинская коллекция.

1
из
5
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков

План владения участка в Тверской части потомственного почетного гражданина С.И.Щукина, описание существующих и вновь возводимых на нем строений зритель найдет в витрине на выставке.

Накануне Первой мировой войны Сергей Иванович готовился к большой публикации своей коллекции в журнале «Аполлон». Был приглашен фотограф Павел Орлов, запечатлевший интерьеры особняка, знаменитую шпалерную развеску картин, сделанную самим коллекционером и шокирующую тогдашнюю Москву: Музыкальный салон Моне, Розовую гостиную Матисса, Столовую Гогена, Кабинет Пикассо.

Благодаря этим снимкам можно сегодня представить, как новаторская живопись вступала в диалог с мебелью второго рококо, обитой тканью королевской мануфактуры Обюссон, ампирными часами золоченой бронзы с фигурами Кориолана и Волумнии (их найти не удалось), египетскими фигурками ушебти Нису-пер-небу XXI династии и бальзамариями, итальянскими майоликовыми вазами, вазами Императорского фарфорового завода с изображением роты дворцовых гренадер, портретом буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу, японским мечом катана XVII в., деревянной испанской скульптурой «Святого Симеона с младенцем Христом» XVI—XVII вв., старообрядческими иконами и полотном «Жертвоприношение Аврааму», которое брат Иван Щукин приобретал, думая, что это картина Сурбарана (ныне атрибутирована как работа Джованни Баттиста Караччоло).

Многие вещи в доме, по предположению куратора, могли быть приобретенными братьями и оставлены Сергеем Ивановичем у себя как память.

1
из
5
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков

Брат Иван, живший в Париже, читавший курс русской истории в Школе восточных языков, публиковавшийся под псевдонимом Жан Броше, удостоенный ордена Почетного легиона, добровольно ушел из жизни в 1908 году. Большинство полотен его коллекции признали искусной подделкой, и Сергей Иванович их купил.

Реконструируя обстановку дома на Знаменке, этакого «ковчега культур и эпох», куратор опроверг устоявшееся представление о том, что Щукин не жаловал произведения отечественных авторов. Так, в прихожей стояла чугунная «Джигитовка» Евгения Лансере 1874 года, поступившая из Государственного музея новой западной живописи в Дагестанский краеведческий музей, ныне Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой в Махачкале, а оттуда на нынешнюю выставку.

По инвентарному номеру 259 описи нашли акварельный этюд Виктора Борисова-Мусатова к его «Изумрудному ожерелью», «Женщина в саду». Вещь из коллекции Щукина приехала из Астраханской картинной галереи.

В 1909 году знаменитый архитектор Лев Кекушев по заказу Сергея Ивановича сделал пристройку к его особняку. И возможно даже спроектировал мебель для интерьера. Два стула из гарнитура, покрытые белым лаком и обитые красной материей, удалось опознать в коллекции Третьяковки. В 1930 году они служили примером русского декоративного искусства эпохи промышленного капитализма в марксистской экспозиции, созданной Алексеем Федоровым-Давыдовым.

Сейчас стулья обрамляют композицию гарнитура «kastsel» из парных бело-синих делфтских ваз с изображением жанровых сцен (1700 год), предоставленных Музеем керамики в усадьбе Кусково.

На выставке в Пушкинском музее многие вещи показаны в диалоге, объясняющем выбор коллекционера Щукина. К примеру, китайский шелковый свиток «Цветы мальвы и коричное дерево» XVI в. помещен возле полотна француза Одилона Редона «Весна» 1910 года. Китайская бронзовая скульптура, «Бодхисатва Вэньшу на льве», статуи Будды из Сиама даны в паре с работами фовиста Андре Дерена. Дереновская же «Суббота» соседствует с «Портретом дамы со служанкой» (Китай, XVII в.)

В упомянутом отделе рукописей Пушкинского музея были обнаружены десятки почтовых карточек и открыток, которые Сергей Щукин отправлял родным, путешествуя в Египет в 1907 и 1909 году с женой Лидией Григорьевной и сыном Иваном. На открытке «Египет. Охота на крокодилов» — послание: «Все здоровы. Погода жаркая. Шлем сердечный привет».

1
из
2
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков

Формируя коллекцию произведений искусства, Сергей Иванович Щукин приобретал множество изданий и каталогов, реестра которого, к сожалению, не оставил. Но на фотографиях, сделанных Павлом Орловым, видны и книги, стопками лежащие на столах. По переплетам и обложкам внимательный глаз куратора идентифицировал издания. Теперь и зритель может познакомиться с экземплярами обширной научной библиотеки Щукина.

В 1911 году в Москву в гости к своему «идеальному патрону» приехал Анри Матисс. По предложению Щукина художник составил композицию Розовой гостиной, объединив свои работы с предметами иных эпох, французской мебелью розового дерева, севрскими вазами.

Комод bahut (1880–1890) в стиле Людовика XV щедро предоставила на выставку Российская академия художеств, мраморную скульптурку «Читающей девушки» (копия с оригинала Джейма Пардье) и «Три грации» (копия с оригинала Кановы) — музей Махачкалы, а «Натюрморт с голубой скатертью» Матисса — Эрмитаж.

Холст «Розовая мастерская» (1911) Анри Матисса из ГМИИ также присутствует на выставке, эпилог которой предложил внук Сергея Ивановича Щукина, Андре-Марк Делок-Фурко, посетивший Москву в день открытия (в 2019 году он был приглашенным куратором проекта «Щукин. Биография коллекции»). Вдохновленный поездкой в Москву, в конце января 1912 года Матисс делает акварельный эскиз картины «Красная мастерская», вкладывает его в конверт и отправляет Щукину, рассчитывая на поддержку коллекционера.

Он мечтал, чтобы рядом с «Розовой мастерской» на Знаменке висела и «Красная мастерская». Известно, что красный цвет русских икон привел француза в особенный восторг во время путешествия в Первопрестольную. В течение месяца полотно было закончено. Но Щукин с некоторым опозданием прислал ответ: « … картина, должно быть, очень интересна, но теперь я предпочитаю ваши картины с фигурами…».

В 1926 году «Красную мастерскую» приобрел английский аристократ Давид Теннант и повесил ее в клубе Gargoyle в Сохо. В 1949 году работу купил нью-йоркский музей МоМА, где она сегодня и находится. Маленькая акварель, та самая, из письма Матисса, завершает нынешнюю выставку. По идее архитектора экспозиции Анны Каменских, она помещена на щите, размером и цветом повторяющем нью-йоркскую «Красную мастерскую».

1
из
2
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков
Экспозиция «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им А.С. Пушкина
© Антон Баклыков


Rss.plus
WTA

В WTA прокомментировали положительный допинг-тест Иги Швёнтек

Читайте также

VIP |

Нулевой пациент Антон Момот вернулся в «Пустые города»

VIP |

Всё о брекетах: как создать идеальную улыбку?

Жизнь |

Праздничный хендмейд: 18 идей новогоднего декора своими руками, чтобы украсить дом и поднять настроение

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Настроение

Скромно светало...




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Диана Арбенина

Певица Диана Арбенина упала с балкона во время шоу в Санкт-Петербурге