Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
VIP |

Мода в России как бизнес. Обзор РБК

Жителей Солнечногорска пригласили принять участие в акции «Коробка памяти»,

В Стокгольме беспилотник сбросил краску на территорию посольства России

оформили под шумон две суммы а давали и платил одну все смс сохранены на тлф

Власти Москвы поздравили актрису Гребешкову с днём рождения

Из чего состоит рынок? Как устроено взаимодействие? Какие есть проблемы, вызовы и успехи? Рассказываем, что нам удалось выяснить.

Чтобы составить реальную картину, мы опросили более 100 инсайдеров отрасли, представителей бизнеса и государства, провели пятичасовой круглый стол с экспертами рынка. Исследовали бизнес-показатели 1200 российских брендов одежды и аксессуаров и составили рейтинг 500 самых эффективных и динамичных из них. Провели опрос покупателей и сформировали актуальный портрет потребителя. На всех платформах РБК вышло более 100 материалов на основе этой работы. Для поддержки молодых дизайнеров был запущен проект РБК x VOYAH Fashion Prize.

Скачайте презентацию по ссылке, чтобы глубже изучить исследование. Презентация создавалась для устного выступления на деловом дне в «Центре событий РБК».

Главные цифры

В 2023 году fashion-розница заняла 20% оборота от всего потребительского рынка страны. В денежном выражении — это 3,6 трлн руб. Аналитики РБК и Data Insight сходятся во мнении, что 2024 год завершится с показателем на уровне 4,3 трлн руб.

К началу этого года все шесть крупнейших маркетплейсов (Wildberries, «Яндекс Маркет», Ozon, «Мегамаркет», «Авито», CDEK Shopping, ) запустили направление «мода». А ровно год назад в конце ноября на IPO вышел бренд Henderson, сумевший привлечь за довольно короткий срок более 3,6 млрд руб. от новых акционеров.

Бренды

Точное количество брендов в России неизвестна. В системе «Мой Склад» зарегистрировано около 20 тыс. аккаунтов, часть из которых может быть неактивна, а в каждом крупном городе работают минимум 100 дизайнеров с собственными студиями и ателье.

По оценке «РБК Исследования рынков», именно на российские бренды приходится четверть розничных продаж одежды, обуви и аксессуаров, а это ~800–900 млрд руб. И они растут в полтора раза быстрее рынка: в 2023 их оборот увеличился на 18,5%.

Факторы, повлиявшие на рост:

  • Адаптивность брендов. Российские дизайнеры активно расширяют ассортимент и идут в смежные категории: добавляют товары для дома, новорожденных, спорта, запускают линейки обуви, сумок и аксессуаров. Некоторые переходят в более высокий ценовой сегмент.
  • Развитие каналов продаж. Бренды осваивают новые форматы: открывают физические магазины, занимают торговые площади в ТЦ, а также выходят на маркетплейсы и развивают онлайн-продажи. Те, кто был представлен офлайн, идут в e-commerce и наоборот.
  • Запуск собственных торговых марок. Крупные ретейлеры, такие как Lamoda, OZON, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет», «Спортмастер», Street Beat, и даже ЦУМ, активно развивают СТМ, что тоже способствует росту индустрии.
  • Однако проблема ассортимента остается: почти половина опрошенных РБК потребителей жалуются на схожесть коллекций и отсутствие стилевого разнообразия. Эксперты рынка это подтверждают. Многие компании ориентируются на «безопасный» ассортимент, чтобы гарантировать спрос. Это связано и с нехваткой ресурсов: у брендов часто нет экспертизы в маркетинге, построении ассортиментных матриц, а также не хватает профессионалов на производстве для реализации сложных идей — конструкторов, технологов, портных.

    Российские компании сталкиваются с инфляцией, невыгодными кредитами, ростом арендных ставок, сложной логистикой, а также зависимостью цен на материалы от курса валют. Небольшие тиражи коллекций не позволяют экономить на масштабе, а дефицит квалифицированных швей и других производственных специалистов увеличивает расходы на ФОТ.

    Стремление в люкс

    Наметился тренд: бренды стремятся в более высокий ценовой сегмент. Однако его доля ограничена: в 2024 году не более 5% потребителей выбирают премиум-товары и лишь 1% — люкс. Аналитики также отмечают, что чем выше уровень дохода потребителей, тем ниже уровень доверия к российским производителям: среди покупателей люкса им не доверяет каждый пятый. Среди тех, кто предпочитает премиум — каждый десятый.

    Модные товары каких ценовых сегментов покупали россияне, % от опрошенных покупателей модных товаров:

    Бренды сегментов «средний»+ и «премиум» могут ошибочно позиционировать себя как люкс, хотя рынок и потребители так их не воспринимают из-за отсутствия истории, ремесленных традиций, а также проблем с качеством пошива, сервиса и коммуникации. Низкая осведомленность о брендах усугубляет ситуацию: более половины опрошенных отнесли российских дома Ulyana Sergeenko и Yanina к среднему сегменту, что свидетельствует о недостатке информации даже среди премиум-аудитории. В этом нет локальной специфики: респонденты также ошибались в определении зарубежных брендов, относя люкс к масс-маркету.

    Ретейл

    Тем временем ретейл переживает расцвет. Вакантные площади в торговых центрах на историческом минимуме — 6%. Адаптация к новой логистике прошла успешно, и на полках вновь широкий ассортимент товаров. Все форматы — от ТЦ и универмагов до концепт-сторов, аутлетов и ПВЗ — активно развиваются. И хотя многие международные бренды ушли с российского рынка, их продукция доступна через параллельный импорт, — и это сохраняет конкурентную среду.

    По данным экспертов торговой недвижимости, в России насчитывается около 35 млн кв. м торговых площадей. По подсчетам РБК, на них работают 20 тысяч магазинов модных сетей, 10 тыс. монобрендов и более 40 тыс. мультибрендов. Однако торговые центры переживают кризис уникальности: их предложения не удивляют разнообразием. Покупатели выбирают магазин по принципу удобства расположения, а не интереса к ассортименту.

    Параллельно с этим появились универмаги новой волны, предлагающие микс известных и молодых брендов и делающие акцент на ивенты — презентации, мастер-классы и другие активности. Эти площадки стали отличным стартом для небольших брендов, помогая им тестировать коллекции, повышать узнаваемость и работать с клиентами.

    А что с онлайном? Он занимает 50% продаж одежды, обуви и аксессуаров, из которых 2/3 приходится на маркетплейсы. Ключевые игроки eCom также нацелились на премиум-аудиторию, запуская новые проекты, например, Lamoda Premium, «Авито Премиум», и «Яндекс Маркет Ultima».

    Потребитель

    За последний год 80% опрошенных 18–64 лет совершили хотя бы одну покупку одежды, обуви или аксессуаров. Средний потребитель — это женщина в возрасте 35–54, состоящая в браке и имеющая детей. Но впереди аналитики прогнозируют демографическую яму: к 2030 году численность экономически активного населения 25–44 лет сократится на 6,3 млн человек. Внимание брендов будет переключаться на молодую и зрелую аудитории, которые станут доминировать на рынке.

    Несмотря на крупный оборот фэшн-ретейла, россияне приобретают одежду, обувь и аксессуары нечасто: 4% совершают покупки еженедельно, 35% — раз в месяц, и почти 60% — не более трех раз за полгода. Люкс в России выбирает лишь 1% аудитории, премиум — 5%, средний сегмент (бридж) — 35%, а большинство предпочитает сетевые массовые бренды. При этом 77% респондентов доверяют и с удовольствием носят продукцию локальных производителей.

    Зрелая аудитория

    Люди 45–65 лет настолько втянулись в онлайн-шопинг, что сейчас стали самой активной аудиторией e-commerce. Прогнозы показывают, что к 2030 году это поколение будет составлять около 50% населения России и приносить в ретейл минимум каждый второй рубль. Это те, кому сейчас 35-40, они чувствуют себя свободно в онлайн-пространстве м требовательны к качеству, комфорту и сервису. А значит, брендам стоит учитывать это в своих долгосрочных стратегиях.

    Появление нового потребителя

    В последние годы российская экономика переживает трансформацию, и это сформировало новый состав среднего класса. Помимо традиционных «белых воротничков» — менеджеров, креативщиков, финансистов и т.д. — все больше внимания привлекают «синие воротнички» — люди рабочих профессий, которые могут хорошо зарабатывать. В этой категории зафиксирован максимальный рост зарплат, и по данным Минтруда, такая тенденция сохранится в ближайшие 5 лет.

    Большинство брендов среднего и выше сегментов ведут коммуникацию с аудиторией, разбирающейся в моде, привыкшей к определенным паттернам потребления и стилю жизни. Новый покупатель, напротив, всегда был ориентирован на локальные масс-маркет-бренды и маркетплейсы с товарами нижней ценовой категории. И сейчас, когда у него появилась возможность тратить заработанное, рынок может ему что-то предложить.

    Маркетинг

    Несмотря на развитие цифровых каналов, основные игроки рынка, такие как Melon Fashion Group, Gloria Jeans и LIMÉ, активно выкупают наружную рекламу. Это сигнал, что крупные компании видят в ней рабочий инструмент увеличения охвата и узнаваемости. В этом контексте громкая сделка по слиянию Wildberries и Russ открыла уникальные маркетинговые возможности, включая доступ брендов к крупным наружным рекламным проектам через маркетплейс.

    Интересный факт: по данным Ассоциации блогеров и агентств и платформы eLama, объем рынка инфлюенс-маркетинга в текущем году составил 42,5 млрд руб., превысив на 35% показатель прошлого года. Примерно на столько же, как выяснил РБК при опросе инсайдеров рынка, выросли бюджеты на рекламу в диджитал-медиа, фотовидеопродакшн и событийный маркетинг. А значит, бренды продолжают доверять инфлюенсерам, особенно нишевым, и наращивать активность отрасли в целом.

    Микс сегментов

    По данным «РБК Исследования рынков», более трети клиентов премиума и люкса также приобретают одежду в масс-маркете. Это открывает удивительное пространство для конкуренции за такого потребителя. Интерес к премиальным коллекциям, например в LIMÉ и Zarina, указывает на стремление брендов конкурировать за состоятельного клиента, который также посещает масс-маркет-магазины.

    Магазины-аттракционы

    Еще один явный тренд — выход за пределы формата магазинов. Ретейлеры понимают, что в конкуренции за покупателя нужно удивлять, и открывают кофейни и зоны отдыха прямо в бутиках, создают инсталляции в галереях современного искусства, запускают доставку люкса по клику. Это не просто привлекает людей как нечто удивительное, но и провоцирует их создавать виральный UGC-контент.

    В 2024 году основными инструментами маркетинга остаются сторителлинг, соцсети как собственные медиа, через которые транслируются философия и ценности бренда, и инфлюенсеры, которые усиливают охват и эмоциональную связь с аудиторией.

    Инфлюенсеры

    В маркетинге наметился глобальный тренд: падение доверия к инфлюенсерам-миллионникам. Участники исследования указывают как на причину на явно проплаченные публикации и слишком искусственное общение. Сформировался запрос на честность и более экспертное мнение, что делает востребованными микроинфлюенсеров. Для успешного продвижения брендам нужно фокусироваться на работе с каналами, которые органично вписываются в их философию и аудиторию, а не только на тех, кто имеет больше всего подписчиков.

    Интересно, что уровень доверия к блогерам и известным стилистам поднимается вместе с ценовым сегментом приобретаемых вещей. Если в масс-маркете инфлюенсеры имеют совсем небольшое влияние, то для категорий бридж и премиума их актуальность увеличивается. А среди аудитории люкса к блогерам прислушивается каждый третий покупатель.

    «Прислушиваетесь ли вы к мнению блогеров / стилистов при выборе одежды / обуви / аксессуаров?», % от опрошенных покупателей модных товаров соответствующих ценовых сегментов:

    Согласно опросу, Александр Рогов стал самым узнаваемым и влиятельным лицом для широкой аудитории в 2024 году. И на это повлияло сочетание телевизионной деятельности, активности в соцсетях и работы над собственным брендом Rogov.

    Идентичность

    Эксперты отмечают, что точкой роста большинства российских брендов мог бы стать упор на поиск и трансляцию собственной идентичности. В борьбе за внимание и лояльность победит тот, у кого есть четкое позиционирование, резонирующая людям ДНК и близкий аудитории сторителлинг.

    Производство

    Сегодня в России насчитывается 17 200 предприятий легкой промышленности, из которых около 40% производят одежду. Примерно половина сектора сосредоточена на спецодежде. У той части, которая задействована в модной индустрии, есть существенная проблема: около 95% тканей, пряжи и фурнитуры импортируется.

    По данным Минпромторга, 283 тыс. человек работают в легпроме, а все опрошенные участники рынка отмечают острый кадровый голод и особенно нехватку профильных специалистов. Среди проблем также — устаревшие нормативы ростовок и полнотных групп, нехватку кооперации отрасли и инвестиций и назревшую необходимость в технологических инновациях.

    При этом прирост рентабельности швейных производств по итогам 2023 года составил 125%, что говорит об интенсивной динамике развития индустрии.

    Кадровый голод

    Большинство выпускников профильных вузов и колледжей не связывают свое будущее с фабриками даже при высокой оплате труда. По данным HeadHunter, зарплата в этих профессиях может достигать 250 тыс. руб. Тем не менее швеи и технологи выбирают альтернативные профессии из-за недостатка статуса и понимания карьерных перспектив. О профессиях, уровне дохода в них, а также привлекательности работы в образовании и передаче опыта нужно говорить более четко и часто, в том числе с помощью СМИ и социальных сетей.

    Интеграция в индустрию

    Участники рынка, обладающие собственным производством, отмечают нехватку релевантных навыков у профильных выпускников. Это может быть обусловлено как спецификой предприятий, так и уровнем оснащенности учебных заведений. Не хватает ресурсов: современного оборудования и необходимых для практики материалов. Компании могут помогать образовательным учреждениям, получая взамен подготовленных специалистов.

    Инвестиции в образование — это ключ к решению проблемы кадрового дефицита. Особенно эффективно привлекать студентов через реальные проекты, стажировки и участие в производственном процессе.

    Инвестиции

    Принято считать, что в России в моду не инвестируют. Однако РБК насчитал минимум пять инвестфондов, активно работающих с fashion-индустрией. Но у них, как и у независимых игроков, есть четкие условия: оборот бренда должен быть не меньше 100 млн руб. в год. Около 30% инвесторов рассматривают вложения ~20-50 млн руб. Важно, что почти две трети инвесторов не являются инсайдерами индустрии и будут подбирать для партнерства опытных, сильных, амбициозных и харизматичных фаундеров. Однако наличие инвесторов — хороший сигнал для всей индустрии. Как и то, что уже есть успешный пример выхода российского бренда одежды на IPO (дом моды Henderson).

    Типы инвестиций

    Сделки в индустрии моды за последние три года можно структурировать так:

    1. Корпоративные инвестиции

    Компании, уже работающие в секторе, вкладываются в новые бренды или расширение действующих проектов.

    • Сергей Саркисов, ГК «Новард», Ekonika — 2Mood (2022)
    • Михаил Уржумцев, Melon Fashion Group — IDOL (2022)
    • Рубен Арутюнян, Henderson — выход на IPO (2023)

    2. Индивидуальные инвестиции

    Частные предприниматели или состоятельные физические лица, которые видят потенциал в конкретном дизайнере или проекте.

    • Яков Панченко, «Стокманн» — Lamoda (2022)
    • Диля Хисамова, экс-«Тройка Диалог», «Инвест АГ» — Divno (2022), I am Studio (2024)
    • Зоя Высоцкая, Holika Retail — «Линии» (2024)

    3. Фондовые инвестиции

    Инвестфонды, ориентированные на проекты с высокой доходностью и оборотом.

    • Елена Ивашенцева, «Восток Инвестиции» — 12 Storeez (2021)
    • Андрей Кривенко, «ТилТех Капитал» — Noun (2022), Charmstore (2023)
    • Иван Таврин, Kismet Capital Group и Владимир Палий, «ГЕМ Инвест» — Melon Fashion Group (2023)

    Инсайт

    Обсуждение инвестиций с брендами и дизайнерами показало, что в индустрии моды часто нет понимания сути таких вливаний. Инвестиции — это вложение не в мощный старт, идею или продукт, а именно в масштабирование уже активно развивающегося бизнеса. Создание устойчивого проекта — это основной аргумент для привлечения средств.

    Роль господдержки

    Тема господдержки продолжает вызывать споры, и многие считают, что государство мало заботится о развитии модной индустрии. Тем не менее в 2023 году объем общей поддержки от Минпромторга составил более 2 млрд руб., а за последние пять лет было выделено 19 млрд руб. на 64 профильных проекта. Сейчас действует 1379 мер поддержки, включая гранты, субсидии и налоговые льготы. Это дает возможность брендам получить финансовую помощь и облегчить внедрение новых технологий и процессов.

    Кроме Минпромторга, другие организации, такие как Агентство стратегических инициатив, Агентство креативных индустрий и Российский экспортный центр, также активно поддерживают индустрию моды, предлагая помощь при выходе на международные рынки, доступ к тренд-букам и образовательным материалам, а также льготные кредиты, займы и субсидии на развитие бизнеса.

    Потребности государства в индустрии моды

    Государство заинтересовано в развитии модной индустрии, но с учетом определенных стратегий. Например, власти интересуют яркие национальные проекты, массовое производство доступной одежды и развитие крупных работодателей, которые играют важную роль в экономике страны.

    Под каким углом бы мы ни смотрели на индустрию, есть общие черты — это потребность в построении бизнес-коммьюнити на независимой территории, равноудаленной от всех игроков. Нужно пространство для обсуждения и поиска решений, интересных всем участникам рынка, которое мы и попытались создать в проекте РБК х VOYAH Fashion November.

    Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных электромобилей и гибридов класса премиум.

    Связь бренда и проекта очевидна: как профессиональные дизайнеры ищут баланс между эстетикой и функциональностью, так и автопроизводители стремятся к поиску золотой середины между технологичностью, тихой роскошью и осознанным потреблением. Автомобиль — важный элемент личного имиджа, и прогрессивная аудитория уже отказывается от автомобилей на ископаемом топливе, устремив свой взор на VOYAH как модного единомышленника своего персонального образа. Подробнее о моделях можно узнать тут.

    Читать все материалы проекта

    Реклама, ООО «Моторинвест»



    Rss.plus
    Евгений Кафельников

    «Настоящий позор». Кафельников отреагировал на допинг‑скандал с Игой Швентек

    Читайте также

    VIP |

    Автор и исполнитель песен Юрий ЮДИН

    VIP |

    «Неизвестный Щукин»: путешествие по цивилизациям и странам в Пушкинском

    Жизнь |

    Только фарш и лаваш: за 15 минут собираем блюдо на завтрак, обед и ужин одновременно

    Микс новостей часа

    Сеть клиник «Будь Здоров» запустила медицинского GPT-ассистента

    Рустэм Султанов представляет альбом «На осколках декабря»: smooth jazz в преддверии зимы

    Волшебный поезд с Дедом Морозом порадует гостей и жителей Нижнего Новгорода

    Осень провожаем, зиму встречаем! Афиша мероприятий на выходные в Москве

    Новости Крыма на Sevpoisk.ru

    Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



    Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





    Авто

    Каршеринг BelkaCar награжден премией «Бренд года в России 2024»




    Коронавирус в России Russian.city
    Музыкальные новости
    PR time

    Спектакль- концерт «Владимир Высоцкий. Известный и неизвестный» в день его рождения пройдет в Петербурге