Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
VIP |

«РБК Визионеры» в Noôdome: как прошел показ фильма «Мельников»

В логистическом центре «Почта России» прошло профилактическое занятие

Московские заказчики заключили с поставщиками из других регионов контракты на 285 миллиардов рублей

Багреева: объем закупок Москвы у бизнеса из регионов превысил 285 млрд руб

В Петербурге поймали обманувшего московских дольщиков на 7,7 млрд афериста

«РБК Визионеры» и сообщество Noôdome продолжают серию камерных встреч, посвященных визионерству, — в этот раз темой вечера стал Константин Мельников и его архитектурный гений.

Гости собрались, чтобы одними их первых увидеть документальный фильм Марины-Марии Мельник, рассказывающий о непростом пути известного на весь мир архитектора, продолжающего вдохновлять и сегодня.

«У нас в договоре было прописано: хронометраж до 90 минут, — рассказывает продюсер фильма Арсений Овчинников, — это мое принципиальное решение, потому что фильм документальный. Больше людей его посмотрят, если он будет идти меньше 90 минут. Я не хотел отсекать 20% аудитории, которые просто не будут смотреть длинный документальный фильм. Режиссер сначала прислала версию 95 минут, я ее посмотрел. И не нашел в себе отклика. Через неделю она прислала новую версию 97 минут. И тут кино случилось. И как бы сильно мне не хотелось его сократить, трогать было страшно. Магия могла уйти».

Перед тем как погрузиться в магию фильма, картину обсудили Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера», директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Елизавета Лихачева и генеральный продюсер фильма Арсений Овчинников.

Айрат Багаутдинов — визионер в категории «Дизайн и архитектура» и автор лекций о Мельникове, Елизавета Лихачева — эксперт трека «Культура» в проекте «РБК Визионеры», и ее судьба связана с архитектором неразрывно — ее мама, а после и сама Елизавета работала в доме-музее Мельникова, а сейчас занимается его реставрацией.

Айрат Багаутдинов: «Константин Мельников — самый главный, по крайней мере, самый известный во всем мире архитектор советского авангарда. Лиза, такой вопрос, почему вы решили принять участие в фильме?»

Елизавета Лихачева: «Такие художники, как Мельников, художники в широком смысле этого слова, в рамках национальной культуры каждые 10–15 лет должны переосмысляться. Как Александр Сергеевич Пушкин, который почти 200 лет назад умер, но к которому мы все время обращаемся. Он работает камертоном. То же самое с Мельниковым. Это человек, архитектор, который по определенной причине на очень долгое время исчез из истории русской культуры. Только специалисты знали, что был какой-то сумасшедший, который жил в круглом доме. Фильм «Мельников», который сделала Марина-Мария, — это первая серьезная попытка понять феномен его таланта, его гения. Был еще фильм «Мельников», снятый в конце 1980-х, с документальной точки зрения более интересный, чем наш, потому что тогда было больше живых свидетелей того времени».

Айрат Багаутдинов: «Ты говоришь, что каждая эпоха должна переоткрывать большого художника заново. А каким открывает Мельникова этот фильм?»

Елизавета Лихачева: «Считается, что Мельников был великим экспериментатором. Это, конечно, полная ерунда. Никогда Мельников не экспериментировал. Он всегда строил из традиционных материалов. Дом Мельникова круглый не потому, что он вдруг решил построить круглое жилье и изобрел его заново. Мельников предельно традиционен, очень рационален, но при этом отражает одну из важнейших страниц в истории русской архитектуры.

Часто эпоха авангарда в России сравнивается с эпохой Возрождения в Италии — по степени значимости деятельности людей, которые тогда работали. Если вы возьмете всю историю мирового искусства, то вы неожиданно выясните, что, если нам надо было бы разделить ее на какие-то направления, которые бы описывали отношение художника к развитию формы в пространстве на плоскости, мы бы получили всего два таких направления. Это то, что Винкельман называл аполлонизм и дионисизм. А я, как историк архитектуры, называю классицизмом и барочностью. В классицизме все просто. Ты делаешь пропорциональный чертеж, у тебя включается закон симметрии, закон золотого сечения, и ты по нему шпаришь. И 90% художников — классицисты, или, говоря языком Винкельмана, аполлонисты. С барокко все гораздо сложнее. Барокко — это когда вы идете по английскому пейзажному парку, останавливаетесь и думаете: как красиво, какой хороший вид. И тут неожиданно обнаруживаете лавочку. Потому что на самом деле вы не сами идете по английскому пейзажному парку — вас ведут. И вы этого не понимаете. Вот что такое барокко.

Говоря о театральности барокко — представьте, что вы в театре в центре Москвы. Вы же понимаете, что человек, который вышел на сцену, он не Гамлет. А девушка — не Офелия, и так далее. Но если спектакль хороший, то в какой-то момент актер становится Гамлетом, девушка — Офелией, и вы перенесетесь из Москвы XXI века в Эльсинор XVI века. Сила искусства вас побеждает. Представляете, как сложно добиться этого в архитектуре? Архитекторов, которые владеют этим сложным искусством — заставить тебя видеть то, что они хотят, особенно в маленьких пространствах, единицы. И Мельников один из них, но самая главная его заслуга даже не в этом, а в том, что он был представителем направления, которое формализовало этот подход. Мельников был одним из главных мастеров по организации пространства, по игре с пространством. И это то, что он может рассказать современному архитектору».

Айрат Багаутдинов: «Почему этот фильм должен откликнуться в сердце у меня, человека 2024 года?»

Елизавета Лихачева: «Есть известная поговорка о том, что современники редко понимают гения. Это правда. Мельников стал жертвой собственных заблуждений, времени, в котором он жил, отчасти предательства людей. Он был художником. Архитектор может пойти на компромисс, художник — нет.

Мельников, опять же, не из воздуха родился. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества у него был однокашник Николай Александрович Ладовский. Неудачник, ничего толком не построил, почти все проекты его утрачены. Но это человек, который создал теорию, а Мельников — это человек, который дал ей практику. Что сказал Ладовский? Пространство — уникальный материал архитектуры. Архитектура — искусство, оперирующее пространством. Из этого вырастает огромный вклад России даже не в эту цивилизацию, а в последующую, которая, возможно, родится, если мы не сгорим в огне атомного пожара.

Дело в том, что те принципы, которые закладывал в свою архитектуру Мельников, извините за невольную тавтологию, принципиально отличаются от того, что закладывали в архитектуру конструктивисты или западноевропейские функционалисты.

И нам Мельников сейчас интересен, потому что мы наконец-то посмотрели вглубь себя, наконец-то начали изучать этот период, начали понимать, что произошло в 1917 году, чем были 20-е, 30-е годы для России. Нам интересен не идеологический взгляд, а более цивилизационный, более, если хотите, исторический. Это первое.

Второе. Принципы, которые Мельников проповедует, как никогда сейчас актуальны, потому что современное градостроительство и современная архитектура проживают очередной переломный момент. Сейчас идет спор двух глобальных градостроительных направлений. Первое — это то, что отстаивает один из его главных апологетов, Сергей Семенович Собянин, мэр города Москвы. Он считает, что не надо искусственно поддерживать малые города, надо всех поселить в супергородах. И дальше эти суперэкономики будет проще обеспечить. Мельников — про другое. Про человечный размер, про человеческий масштаб, про человеческое пространство. Про дом, про экологию жизни человека».

Айрат Багаутдинов: «А знаете, все-таки, о чем для меня этот фильм? Для меня это своего рода книга Иова XX века, история о человеке, которого очень жестко била судьба. После небывалого взлета, после истории советской мечты, когда человек из сына крестьянина с соломенной сторожкой превращается в одного из самых востребованных архитекторов, а потом в 30-е вдруг на него сыпется одно несчастье за другим. Для меня, наверное, «Мельников» — это даже не фильм об архитекторе, это фильм о Мельникове как о человеке, который справился. Особенно в наши непростые нынешние времена это важно, я тоже чувствую, что с какими-то трудностями приходится сталкиваться. До этого, да, судьба баловала. И я думаю, что если Мельников справился то, наверное, и я справлюсь».

Елизавета Лихачева: «Но он не справился. Мельников не сломался под ударами судьбы, не предал своих принципов, не пошел на поклон никому. Но внутри себя, к сожалению, не вышел за пределы 1935 года. В этом и есть его главная трагедия. И он это очень хорошо понимал. И для меня это фильм про человека, которого не спасла архитектура, которого не спасло искусство».



Rss.plus
Егор Герасимов

Жену второй ракетки Белоруссии Герасимова обокрали в отеле в Петербурге

Читайте также

Жизнь |

Как отпугнуть птиц от садовых растений и урожая

Жизнь |

«Не брат ты мне»: Как русский мужчина и узбек вместе спасали двор от пьяного таджика

VIP |

Агентство PLUSSEVEN станет первым в России, представляющим актеров с инвалидностью

Новости от 123ru.net

Московские заказчики заключили с поставщиками из других регионов контракты на 285 миллиардов рублей

У россиян самыми популярными животными стали кошки

Праздник «Мандариновое настроение» пройдет в парках Одинцова 7 декабря

Министерство обороны Южной Кореи отменило экстренный сбор военных

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

Коммунальные службы вернули тепло и горячую воду в дома Златоуста




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Джиган

Лерчек получает букет от бывшего, а Джиган ищет жену и дочку в лесу: что смотреть на ТНТ в выходные