Константин Маньковский: «Если кино говорит на глобальные темы, то оно автоматически становится международным»
Часто в интервью вы говорите о том, что такой профессии, как «продюсер», не существует и учиться на него бессмысленно. Кто такой «продюсер», на ваш взгляд?
Прежде всего это высококвалифицированный предприниматель, который понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть огромное количество продюсеров в России и во всём мире, которые никогда не станут генеральными продюсерами или продюсерами, принимающими решения о запуске того или иного кинопроекта. Для этого нужно разбираться во всех сферах кино и, желательно, иметь опыт сценариста. Хороший продюсер должен понимать, что такое цепляющая и перспективная для зрителя история. И, конечно, обладать внутренней интуицией и регулярно общаться со своими коллегами в индустрии.
Как написать хороший сценарий?
Сценарий делает сценарием наличие целей и препятствий главного героя. Вы должны четко понимать, какая у вашего персонажа цель и какие действия он должен совершить, чтобы добиться этой цели. Любые препятствия и неожиданные события в жизни героя — это драматургия. А, следовательно, конфликт. А это самое важное в сценарии.
И какова роль сценариста в съемочном процессе?
Огромная. В Америке есть такое выражение Fighting the blank sheet — «борьба с пустым листом бумаги». Это самая сложная борьба сценариста, потому что у всех остальных членов съемочной группы уже есть рабочий инструмент. То есть — сценарий. Сценарий — это дорожная карта, протокол. То есть ты в любой случае что-то снимешь, у тебя есть фундамент, а у сценариста на начальном этапе нет ничего.
Каково это — работать продюсером в сериале? В чём главные сложности этой работы и есть ли какие-то особенности у российских проектов?
Кадровый голод. Сроки. Финансирование. Отсутствие, порой, внятной коммуникации с заказчиком. Недостаток хороших редакторов. Возможно, это простые и очевидные вещи, но так и есть.
По вашему мнению, российское кино становится глобальным и укрепляет позиции на международном уровне?
Это так. Мы видим, как ситуация меняется с каждым годом с нашей киноиндустрией за рубежом. Российские актеры всё чаще принимают участие в зарубежном кино. Это показатель востребованности и, что важно сейчас, объективности в мировой киноиндустрии.
Недавно вы вошли в состав Международного кворума кинопродюсеров (IQ). Что это?
Эта организация была основана в 50-х годах как место встречи кинематографистов и собственников бизнеса со всего мира. Ежегодно на конференции встречаются продюсеры, которые являются владельцами кинопроизводственных компаний. Цель этих встреч — презентация своей компании, а также обмен мнениями, проектами, лайфхаками в производстве и современными тенденциями. Особенность сообщества — в нём не может находится больше 100 человек. Туда входят представители компаний из Австралии, Великобритании, Мексики, Чили, Перу, Кабо-Верде, Канады, США и теперь России.
Значит ли это, что нет какого-то запрета на российское кино и российских продюсеров?
Русскую культуру уважают. Отмены ее нет. Но говорим ли мы на темы, которые интересны миру? Наверное, пока не говорим. Если говорить на темы, понятные только России, то это только в России и будет интересно. Поэтому, чтобы укрепить свои позиции еще сильнее на международном рынке, мы должны создавать современные и близкие всем истории. Если кино говорит на глобальные темы, то оно автоматические становится международным.
Индустрия российских сериалов на подъеме, несмотря ни на что. Как думаете, с чем это связано?
Конечно, с развитием платформ и увеличением финансирования. Все научились уже четко делать контент под тематику и ЦА определенной платформы. Нет уже такого стихийного и бездумного потока производства, когда на этапе предпродакшена ты не всегда понимаешь, где будет выходить твой продукт.
Ваши проекты выходят в основном на ТВ. Каково работать на телевидении в эпоху платформ? Засилье стримингов вас мотивирует или мешает вам? Насколько здоровая конкуренция, ощущаете ли вы ее вообще?
Мы с командой сейчас как раз пишем несколько проектов для платформ. Конечно, на ТВ и в интернете — разная аудитория. Но в современных реалиях понятная схема— одно без другого уже не живет. Сейчас то, что выходит на платформе, обязательно выходит на ТВ, а то, что выходит на ТВ, должно выходить на платформе. Крайне малое количество проектов выходит только на платформе или только на ТВ. Так было в самом начале, но рынок сжимается, уменьшается количество рекламных денег в последнее время почему-то. И, соответственно, продюсеры ищут способы коллаборации.