Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
24
25
26
27
28
29
30
31
VIP |

Искусствовед Валерий Силаев: «Глядя на цветы Владимира Яковлева понимаешь — это и есть настоящее искусство»

Николай Сердюков с ребенком от Алины Акиловой, Валя Карнавал: как прошло празднование 9-летия дочери Ксении Бородиной

СК РФ раскрыл обстоятельства массового ДТП в Москве

Андрей Воробьев: 14 новых школ откроют в Подмосковье в 2025 году

Арестовали бывшего замминистра просвещения РФ Грибова

В Центре современного искусства AZ/ART до 2 февраля проходит выставка «А в степи: бушует ветер…», приуроченная к 90-летию со дня рождения Владимира Яковлева — тонкого, лиричного, ни на кого не похожего художника с трагической судьбой. Этому проекту повезло с кураторами: его авторами стали меценат и основатель Музея AZ Наталия Опалева, коллекционер Сергей Александров и заведующий отделом Третьяковской галереи Валерий Силаев. На выставке можно увидеть вещи Яковлева, созданные им в эпоху расцвета — в 50-е — 70-е. И подивиться силе духа и тонкости восприятия художника, настроенного на небесную «волну» и творившего вопреки обстоятельствам: большую часть жизни он провел в психиатрических заведениях, а в последние годы практически ослеп. «Культуромания» побеседовала о творчестве и судьбе художника с Валерием Силаевым, искусствоведом, реставратором, ведущим экспертом в области московского нонконформизма. 

— Когда вы познакомились с творчеством Владимира Яковлева? 

— В 1979 году. Для меня все началось не с его работ, а с тоненького каталога собрания Александра Глезера, который Елена Михайловна Жукова, моя коллега, друг, человек, оказавший на меня огромное влияние, получила откуда-то из-за границы. В этом каталоге была опубликована фотография Яковлева, которую я больше никогда не видел. Он был снят немного сверху — так, что хорошо были видны залысины — и напоминал японского самурая с его выбритым лбом. Почему-то я решил, что Яковлев высокий и статный, как самурай. И был удивлен, когда познакомился с ним лично: на самом деле, он оказался маленького роста. 

— Вам довелось общаться? 

— Это нельзя было назвать общением. Володя в те годы постоянно проживал в психоневрологическом интернате. Я навещал его, но между его внутренним миром и реальностью уже существовал некий зазор. Правда, иногда удавалось разбудить в нем воспоминания, отголоски прошлого. Скажешь ему: «Володя, скоро Новый год». А он вдруг, вспоминает: «Мандарины». Мы с Галей Цедрик и Таней Вендельштейн привозили ему фрукты, пирожки, сигареты, и он разрывал пачки, распихивая сигареты по карманам. А потом садился рисовать: «отрабатывать». Володя принадлежал к тому поколению, представители которого считали, что если тебе что-то дали, нужно обязательно отработать. И все же диалог с ним было вести сложно. Вот с Толей Зверевым мы действительно много общались. Он звонил мне и говорил: «Старик, приезжай к реалистам, спасай меня!» И я ехал с «лекарством» в Камергерский переулок, где в здании напротив Музея МХАТ сидели художники-реалисты. Кстати, знаменитые снимки, на которых запечатлен Толя, сидящий на полу и рисующий, были сделаны с моей подачи. Художник Сережа Соколов однажды попросил меня: «Валера, возьми меня с собой, когда поедешь к Звереву». К нам присоединился искусствовед и фотограф Саша Самойлов: именно он и сделал эти кадры. 

— Я читала, что одно время Яковлев пытался подражать Звереву. Это правда? Анатолий Тимофеевич оказал на него сильное влияние? 

— Думаю, что нет. Я вообще не могу сказать, кто повлиял на Яковлева. Известно, что он посещал мастерскую Василия Ситникова, но есть ли что-то ситниковское в его работах? Вероятно, лишь некая светоносность, стремление к сближению тонов, к валерной живописи. И все же Яковлев — абсолютно самостоятельный художник. Правда, у него есть вещи, явным образом отсылающие к Модильяни. Известно, что родители Яковлева купили волшебный фонарь и проецировали на стену слайды с репродукциями. Володя обводил эти изображения, и все равно получались особенные вещи, а не просто парафразы других художников. Однако зверевского влияния вы в работах Яковлева не найдете. Вообще у них были довольно сложные отношения, хотя Яковлев действительно любил Зверева. А вот Анатолий Тимофеевич ставил художникам оценки. И если кому-то доставались пять с плюсом или хотя бы три с минусом, то Яковлеву — исключительно кол с плюсом. 

— То есть он относился к его успехам ревниво? 

— Безусловно. Это были два звездных художника, обласканные богемой. При этом Зверев не скрывал свою амбициозность. В детстве у него был приятель Александр Латовкин, игравший в шашки и даже получивший спортивный разряд. Однажды он обыграл Зверева, и Толя пропал на несколько месяцев. Потом объявился и предложил: «Давай сыграем». И обыграл Латовкина, потом еще раз обыграл. То есть он специально готовился, тренировался. Вспоминается и другой случай: «Пионерская правда» объявила конкурс на лучший анималистический рисунок. Победителем стал Латовкин: его рисунок опубликовали на страницах газеты, а легендарный анималист Ватагин вручил ему свою работу. Зверев обиделся и вновь исчез. Чем он занимался? Оказывается, ходил в зоопарк и рисовал зверей. И, в конце концов, «перерисовал» своего товарища. У Толи в молодости всегда были амбиции, он считал себя главным. А тут — Володя, совершенно неамбициозный, но, как и он, притягивающий к себе внимание. 

— На выставке в AZ/ART есть работа Яковлева, происходящая из собрания легендарного коллекционера Георгия Костаки. Он опекал его так же, как и Зверева? 

— Костаки собирал работы многих авторов, в том числе и Яковлева, у него была огромная, первоклассная коллекция авангарда. Но Зверев все-таки был его любимым художником. Он называл его «Толечка». Есть очень трогательная фотография, запечатлевшая отъезд Георгия Деонисовича. Костаки обнимает Толю на прощание, а у того на глазах слезы. 

— При этом Зверев был довольно экстравертным, общался со множеством людей. А Владимир Яковлев — в том числе из-за своих ментальных особенностей — очевидно, был его полной противоположностью. 

— Действительно, Яковлев вел себя совершенно иначе, и это можно объяснить его душевным расстройством. Он, кстати, часто отдавал свои работы совершенно бесплатно, поэтому его родители останавливали гостей на выходе из квартиры, и, если видели у них картину, просили заплатить: в конце концов, художнику-то кушать надо! В итоге некоторые посетители пытались тайно пронести произведения: складывали их и прятали под пальто. На нашей выставке есть работа «Взгляд», которую подобным образом вынесли из квартиры: на ней видны следы сгибов, напоминающие об истории бытования этой вещи. А некоторые произведения и вовсе разрывали на части — так, например, поступали с пастелями, потому что их невозможно было сложить, они осыпались. 

Однако не верьте, если вам будут рассказывать, что Володя был слепым художником. Он действительно плохо видел, особенно в конце жизни, но в 1950-е, например, обладал прекрасным зрением и работал ретушером в издательстве «Искусство». Эта работа давал ему возможность изучать по фотографиям образцы великого, классического искусства, как западного, так и русского. Проблемы начались в конце 1970-х – начале 1980-х годов, и это хорошо видно по его работам: в красочных замесах активно проявляются белила. От этого, изображение словно покрывается туманом или белой пеленой, контуры размываются: ты смотришь на предметы, словно сквозь кисею. Это как у Врубеля в его больничных рисунках. 

— На выставке есть поздние вещи Яковлева? 

— Нет, мы сознательно отказались от них, показываем только одну работу 1983 года — «Белый цветок на черном», которая словно закрывает или объединяет собой всю экспозицию. В 1983 году умерла мама Володи, и он навсегда переехал в психоневрологический интернат № 30 около Битцы. Иногда знакомые на время забирали его к себе — например, график Кирилл Мамонов. Он ничего не просил у Володи, просто привозил его в мастерскую, а тот с удовольствием рисовал. Кирилл, в свою очередь, навещая Яковлева в этом интернате, создал потрясающие серии рисунков «Дорогой друг Володя» и «Интернат № 30». Но, к сожалению, были люди, которые эксплуатировали Володю. Ставили перед ним мольберты с приколотыми листами ватмана, он начинал рисовать, а затем целая команда заканчивала начатые, недописанные им работы. Если эти гуаши повестить рядом с вещами самого Яковлева, вы увидите — они пустые, как «заслонки», без энергетики, внутреннего переживания, драматизма. Отдельные собиратели хотят знать процентное соотношение: сколько в этих творениях Яковлева, а сколько — анонимных «помощников». Мне сложно судить об этом, и я не хочу брать на себя такую ответственность. Могу лишь сказать, что в созданных им вещах всегда есть свет, энергия, действующая на вас. На этой выставке в AZ/ART показаны лишь работы, наполненные чистым творчеством. Это настоящий Яковлев: смотрите, радуйтесь, получайте удовольствие! 

— А кто были эти художники, дорисовывавшие за Яковлевым? 

— К сожалению, или счастью я не знаю. Мне известно имя организатора, но называть его не хочется, да и не надо: так как его уже нет... В целом, он был неплохим человеком, но то были 90-е, когда интерес к творчеству Яковлева, Зверева и других неофициальных мастеров и спрос на их произведения был огромным, а вещей мало: еще не начали ввозить работы из зарубежных собраний. Вот и сработала коммерческая жилка! 

— Вообще Яковлева часто подделывают? 

— Сейчас реже, но раньше подделок было много. Помню, как в годы перестройки в ЦДХ открылась большая выставка, где целую стену занимали работы «Яковлева» в ватманский лист. Я увидел эту экспозицию и сразу понял: «Нет! Этот не Яковлев». Нет от этих больших, одинаковых по сюжету и колориту, но датированных разными годами гуашей, никакого воздействия, нет энергии, драйва! Они не работают, а висят, как репродукции. Пустышки! 

— Яковлеву удавалось выставляться в советское время? 

— Его работы периодически участвовали в квартирных выставках, а также в выставках Горкома графиков на Малой Грузинской. Замечательный чешский искусствовед и пропагандист московского неофициального искусства Индржих Халупецкий первым стал устраивать за рубежом выставки Володи Яковлева. Старался активно продвигать его творчество, издавая свои статьи и книги, в которых печатал работы Яковлева. У него была прекрасная коллекция, включавшая в себя произведения многих мэтров неофициального искусства — например, Ильи Кабакова, Эдуарда Штейнберга. Халупецкий одним из первых взял этих художников под свою опеку и рассказал о них всему миру. О Яковлеве тоже. 

Несмотря на угасающее здоровье, Володя все-таки дождался показа своих работ в Третьяковской галерее: сначала на знаменитой выставке «Другое искусство. Москва 1956-1976» в 1990-1991 году. А затем на персональной выставке 1995 года, которую устроили Татьяна Вендельштейн, Галина Цедрик и я. Мы сделали хороший, большой, ретроспективный проект с каталогом. Самого Володю, правда, на открытие привезти не смогли. Но он был еще жив: ушел только в 1998 году.

— Можно причислить работы Яковлева к какому-то художественному направлению?

— Если вы хотите вписать художника в определенное направление или стиль, значит, он не состоялся. Как возникает авангард или нечто совершенно новое? Когда художник выходит за границы общепринятого — именно тогда и начинается настоящее, оригинальное искусство. Часто это новое, необычное могут оценить лишь единицы, однако пройдет время, и число ценителей увеличится до нескольких тысяч, миллионов людей. Когда Щукин начал собирать свою коллекцию, кому был интересен Матисс? И вот, спустя век, его работы стоят миллионы. Должен сработать какой-то внутренний радар: ты должен почувствовать, что необходимо приобрести эту вещь, что за ней — будущее. А что касается стиля, направления… Илья Кабаков формально относится к московскому концептуализму, однако прежде всего он — Илья Кабаков. Володя Янкилевский — это отдельная вселенная. Кирилл Мамонов — тоже. Поэтому они и художники, как и Яковлев, выходящий за привычные границы: глядя на его цветы, ты понимаешь — вот это и есть настоящее искусство!

Ксения Воротынцева

Фото: Катя Анохина, предоставлены для публикации пресс-службой Музея AZ



Rss.plus
US Open

Двукратного чемпиона «Больших шлемов» в паре Перселла временно отстранили за употребление допинга

Читайте также

Жизнь |

Какая подкормка может «исправить» огурцы, растущие в форме груши: дачникам на заметку

Жизнь |

Трем капусту на терке, добавляем яиц и через 10 минут ставим на стол капустный омлет

Мода |

«Я берегу его»: Подольская призналась, что скрывает от мужа Преснякова

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.