15 тысяч евро за «несуществующую скульптуру»
Недавно «Культуромания» писала о том, как «концептуальную инсталляцию» с прикрепленным скотчем бананом к стене выставили на Sotheby’s с эстимейтом в 1-1,5 млн долларов — и продали в итоги более чем за 6 млн. Тогда устроители торгов говорили о том, что они продают, конечно же, вовсе не банан — а концепцию, символизирующую то-то и то-то. Теперь торговля «пустотой» выходит на новый уровень — аукцион Art-Rite продал на торгах за 15 тысяч евро в буквальном смысле пустоту. «Нематериальную скульптуру, которая не существует».
Характерно, что в обоих случаях авторами выступили итальянцы. Банан на стене является детищем итальянского художника-концептуалиста Маурицио Каттелано, а «невидимая скульптура» придумана скульптором-итальянцем Сальваторе Гарау. Как утверждает автор (так и хочется написать, «автор аферы»), произведения «Я» «обретает форму в собственном небытии». «Ваккум на самом деле есть пространство, заполненное энергией, которая превращается в частицы и материальные предметы, в нас», — поясняет автор в одном из своих интервью тезис о том, что пустоты и «ничто» просто не существует.
Первоначальный эстимейт «произведения» составлял 6.000-9.000 евро, однако в итоге цену разогнали до 15.000. Не исключено, правда, что это было сделано самим художником для создания новостного повода вокруг собственной персоны. Подобные приемы сегодня только приветствуются. Покупатель получил «сертификат подлинности» и инструкцию о том, как лучше созерцать «невидимую скульптуру». Чтобы поймать вдохновение на подобное занятие, скульптор предлагает поразмышлять о том, что «человек смог создать для себя образ Бога, которого никогда не видел».
Г-н Гарау в прошлом году также отметился тем, что «воздвиг» невидимые скульптуры Будды и Афродиты соответственно на центральных площадях Милана и Нью-Йорка. «Вы не видите их, но они существуют, они созданы из воздуха и духа», — пояснил он любопытным в Нью-Йорке по поводу очерченного им мелом на асфальте круга («место где находится скульптура»). Так как местные жители навряд ли читали «Вия» Николая Васильевича Гоголя, ряд их ассоциаций скорее всего был иной, нежели у нас. Интересно, что профинансировал все это государственный Italian Cultural Institute, продвигающий итальянскую культуру за рубежом.
Все вышеописанное, конечно же, можно воспринимать как издержки постепенного сращивания арт-рынка и шоу-бизнеса, однако, возможно, тут имеется и другое объяснение. Современное искусство — и вообще постмодернизм — являются триумфом разрушения формы, иерархии, вообще материи. Ключевым моментом здесь стал отказ от религиозного восприятия мира, что самом по себе являлось элементом, создающим жесткую иерархичность жизни. Точно также, по этой причине, искусство утратило интерес к человеку — ведь он перестал быть исполнителем и толкователем высшей, божественной воли. Теперь человек — это просто материальный предмет, пусть и одушевленный. Совершенно логично, что, разрушив все материальное, искусство перемещается в сферу «концепций», а, фактически, продажи пустоты с соответствующими сертификатами.
Татьяна Филатова
Фото: скриншот Youtube видео «невидимого Будды»