Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
VIP |

«Натта Конышева не задумывалась над тем, чтобы войти в историю»

Уникальные экспонаты вернулись после реставрации в Музей воды

Песков: сегодня Путин проведет переговоры с президентом ЦАР Туадерой

В Москве в кухню гостиницы выползла змея, когда постояльцы вышли на завтрак

Столичные промышленники почти на треть нарастили объемы производства мороженого

Натта Конышева (1935-2022) — художница, чье творчество стоит особняком даже в рамках неофициального искусства. Участница знаменитой «Бульдозерной выставки», она мало ориентировалась на групповые вкусы. Ее отличал нонконформизм во всем: не только в работе — а она создавала яркие, гротескные полотна, на которых реальность была густо приправлена воображением — но и во взглядах. Ее даже называли чудаковатой — впрочем, лишь потому, что ей самой хотелось создать подобное впечатление, считает коллекционер Сергей Трофименко, обладатель крупнейшего частного собрания ее работ. «Культуромания» поговорила с ним о жизни и наследии художницы, которой в этом году исполнилось бы 90 лет. 

— Когда вы начали собирать работы Натты Конышевой? 

— Можно сказать, Натта досталась мне по наследству. Я помню ее картины у нас дома с 13-14 лет. Моя мама была знакома с ней с начала 1960-х и собрала небольшую коллекцию ее работ — 10-12 картин. Кроме того, она привила интерес к ее творчеству своим знакомым и подругам. В 1996 году мама умерла, и я начал заниматься ее делами: так ко мне попали работы Натты. Одно время я пытался помогать ей как арт-дилер, но потом понял, что это бесполезно. Договариваешься с Наттой об определенной цене, а потом она отдает картину за копейки. Сам, кстати, я не мог у нее ничего купить: она соглашалась только подарить. Поэтому приходилось приобретать через подставных лиц — приводить в мастерскую своих знакомых. Затем произошла следующая история: галерея «Семь гвоздей» — ныне уже не существующая — забрала у Натты больше 200 работ, пообещав выпустить альбом. Прошел год, альбома так и не было. Я понял, что дело принимает неприятный оборот, и вмешался. В итоге сам выпустил каталог приличным тиражом и в счет него изъял ее работы. Таким образом, я стал обладателем серьезной коллекции произведений Натты. Сейчас у меня 362 работы: это самая большая частная коллекция ее произведений. Часть вещей висит у меня дома, периодически меняю экспозицию. Раньше любовался на ранние произведения, выполненные в реалистическом ключе: самая ранняя работа в моей коллекции датируется 1952 годом. А недавно повесил портреты мамы, бабушки — у меня много портретов членов семьи, написанных Наттой. У меня есть портрет моей второй супруги Леночки, написанный на створке старой тяжелой двери. Натта могла работать на чем угодно! И она приволокла его к нам на Ферсмана на метро из своей мастерской в Серебряническом переулке. Позвонила в дверь и сказала: «Лена, вот тебе подарок». На выставки я пока этот портрет не даю.

 — Натта была довольно эксцентричной? 

— Она хотела такой казаться — косила под дурочку, хотя на самом деле была очень умной. А в юности — еще и настоящей красавицей: посмотрите ее старые фотографии. Просто ей нравился «сумасшедший» образ. Всегда ходила в кедах, бейсболке, в каком-нибудь отрепье: ее было видно издалека. А после ее смерти выяснилось, что она была довольно обеспеченной женщиной — всю жизнь копила и смогла отложить внушительную сумму денег. При этом объездила почти весь мир: находила знакомых в самых разных странах, от Франции до Камеруна, приезжала и расплачивалась за гостеприимство картинами. Привозила домой диковинные вещицы, приобретенные на местных барахолках — куклы, статуэтки, графины, чучела животных: помню в ее мастерской пыльного лебедя, обгрызенного крысами. Этими странными предметами были заставлены все поверхности — от столов до подоконников. А пол — застлан старыми коврами. На самом деле, интерьер был очень стильный: к сожалению, после смерти Натты мастерскую передали другим людям, и все пропало. Еще при жизни Натты я задумывался о создании ее фонда, однако с ней, как и с ее сыном Кириллом сложно было обсуждать практические вопросы. А так, возможно, удалось бы сохранить интерьер: хотя бы одну комнату. Это было особенное место, я не раз водил туда иностранцев с экскурсиями. Спрашивал: хотите попасть на Монмартр столетней давности? После ухода Натты мастерская сохранилась только на фото и видео. В частности, ее можно увидеть в документальном фильме Ольги Домовцевой «Натта», премьера которого прошла в прошлом сентябре. Я тоже поучаствовал в съемках: рассказал о картинах из своей коллекции и о самой Натте. 

— Натта Конышева нередко изображала гротескных богемных персонажей. Ей была близка эта яркая, пестрая публика? 

— Она всегда писала человека в окружении его обстановки. У меня есть портрет моей партнерши американки Аннет. Помню, как заказал его Натте, и та пришла домой к Аннет, осмотрелась и начала работать. Вдруг к Аннет заглянул ее приятель: в итоге он тоже попал на портрет. А потом Натта спросила: «Кто там шумит?» Аннет, жившая в то время с соседкой, ответила: «Это пришла Хайди, моя соседка, ей будут сейчас делать массаж». Натта попросила взглянуть. Аннет возразила: «Она же голая!» Но Натта настояла на своем и в итоге добавила на портрет Хайди. Кстати, Натта любила писать «обнаженку». При этом как художник она умела заглянуть в душу человека и показать его скрытые чувства: поэтому некоторые отказывались от готовых портретов. Людям хочется выглядеть так, как они себя представляют: лишь немногие готовы увидеть свое ничем не закамуфлированное внутреннее «я». У Натты как у художника был острый взгляд. Впоследствии я купил несколько «отказных» портретов. А один не могу найти до сих пор. У меня есть близкий приятель Гоша, с которым мы дружим со школы: сейчас он известный дилер, торгует картинами великих мастеров, вроде Гойи — в общем, художниками другой ценовой категории. Его маму, Дору Самуиловну, я тоже знал со школьных лет, и на 90-летие решил подарить ей портрет. Заказал, естественно, Натте. Сохранился подмалевок этого портрета — совершенно гениальный, однако сам портрет бесследно исчез. Во время работы над портретом Гоша начал давать Натте советы, предлагал что-то поправить. И в один прекрасный день, пока Гоши не было дома, Натта взяла картину и исчезла. В итоге портрет словно растворился в воздухе — никаких следов. Если он однажды всплывет, обязательно его куплю. Кстати, денег Натта с меня не взяла, хотя я выступал заказчиком. Но обиделась. 

— Как она обычно работала? 

— Никогда не расставалась с карандашом, рисовала буквально на всем — на салфетках, обрывках обоев. Часто выезжала на пленэры. Правда, другие художники ее не любили. У нее был своеобразный характер: могла сказать человеку в лицо, что он бездарь. Поэтому ее неохотно приглашали на выезды художников — например, в Суздаль. В целом, она держалась обособлено и не любила коллективизм. Хотя некоторые к ней относились хорошо и очень помогли, когда она ушла — например, Вера Ельницкая. 

— А как у вас складывались отношения с Наттой? 

— Не могу сказать, что мы постоянно перезванивались — она это не очень любила. Но раз в месяц я бывал у нее в мастерской: в частности, как уже говорил, водил экскурсии, это было намоленное место. Вообще о Натте у меня исключительно теплые воспоминания, иначе бы я не организовал ей похороны на Ваганьковском кладбище. Сын собирался похоронить ее за МКАДом, но я помог пробить место на Ваганьковском, хотя это было непросто. Оплатил колумбарий, сделал красивый портрет. Кирилл потом все возместил: он в этом плане молодец, порядочный человек. 

— Насколько я знаю, вы делали ее выставки? 

— Да, несколько выставок прошло в ЦДХ, который тогда возглавлял Василий Бычков. Еще были выставки в Государственном институте искусствознания, в разных московских галереях, в Тарусе. 

— Натта любила внимание публики? 

— Выставки ей очень нравились. У меня есть фотография Натты, сделанная в ЦДХ: она всегда приносила с собой кисти и краски — любила дописывать картины, даже когда они висели в экспозиции. Еще ей нравилась ковровая развеска — когда картины висят сплошняком. Сейчас так уже не делают — работам все-таки нужен воздух — но она предпочитала именно этот старомодный способ. В общем, свои выставки она ценила. Но при этом сама никогда не выступала: толкала меня в бок, чтобы я произнес речь. Многие художники любят говорить о себе, порой даже слишком: творческому человеку приятно внимание публики. Но она не делала из этого культа. 

— Сколько работ она создала за свою жизнь? 

— Этого никто не знает. Некоторые говорят о 30 тысячах, но я думаю, это преувеличение. Думаю, можно говорить примерно о трех тысячах. 

— В основном, они рассеяны по частным коллекциям? 

— Да, в небольших количествах: 25 работ, 15 работ — примерно такой порядок. Два художника — Федор Додонов и Хайк Симонян, представители молодого поколения коллекционеров — недавно приобрели ее работы по четыре-пять тысяч евро, а они «продвинутые» ребята. Так что ее творчество становится все более востребованным. 

— В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Натты. Планируете какие-то выставки, издание книг? 

— Что-нибудь обязательно придумаем. Кстати, у Натты много рисунков: можно выпустить отдельный альбом. У меня несколько мешков ее набросков: точнее, они не мои, а Кирилла. Я понимал, что все оставленное в мастерской погибнет, поэтому отвез их на склад, но сам на них не претендую. Однако заниматься ими надо серьезно, в одиночку не справлюсь — нужно привлекать специалистов к работе с ее наследием. 

— Натта никогда не думала о том, что станет с ее картинами, не мечтала о музее? 

— Абсолютно нет. Натта не задумывалась над тем, чтобы войти в историю, и тем более не прикладывала к этому никаких усилий. Она была совершенно лишена тщеславия. 

Ксения Воротынцева

Фото: предоставлено Сергеем Трофименко



Rss.plus
Australian Open

Касаткина победила Томову и прошла во второй круг Открытого чемпионата Австралии

Читайте также

VIP |

«Все против, а вы любите»: молодые актеры фильма «Четыре четверти» о своем творческом пути, съемках фильма и российском кино

VIP |

На торги выставлена картина Ричарда Серры «Мутные воды»

Жизнь |

Венские вафли с творогом в электровафельнице

Все города от А до Я

Скидки для именинников в «Тропикана Парк»

Вильфанд заявил, что 2024 год стал самым теплым за историю метеонаблюдений

Московские транспортные компании сэкономили 800 млн рублей благодаря нацпроекту

Спортивные фестивали в Москве: Собянин анонсировал «Зиму в Москве»

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Авто

Дивизион "Дороги и Мосты" НПС построит Южный обход Рязани