Добавить новость
123ru.net временно располагается в домене ru24.net
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014Январь 2015Февраль 2015Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016Март 2016Апрель 2016Май 2016Июнь 2016Июль 2016Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016Ноябрь 2016Декабрь 2016Январь 2017Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019
Апрель 2019
Май 2019
Июнь 2019
Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020
123456789101112131415
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Жизнь |

«Агриппина Ваганова: как из толстой армянской девочки вышла великая мать русского балета»

984c272a2b47713b9d51cd2e473cbebc (563x584, 263Kb)
Основоположница русского балета, Микеланджело хореографии — так называют Агриппину Ваганову. А в воспоминаниях фигурируют непереносимый характер и жёсткость до жестокости. Она была сложной женщиной.

Толстая дерзкая девчонка

В 1879 году, когда в армянской семье Вагановых в Санкт-Петербурге родилась девочка, никто не загадывал ей сценического будущего. Крестили Агриппиной — для сцены не лучшее имя. Семья была обычной, даже небогатой. Правда, Ваганов-отец, унтер-офицер в отставке, устроился капельдинером в Мариинском театре. Но он видел каждый день девочек, которых набирают в балерины: худенькие, вытянутые… Его Груня росла не такой — она росла пухленькой.

Но девочка, стоя за кулисами во время выступлений, влюбилась в балет с такой страстью, что между ней и сценой не могло встать ничего. В девять лет она сдала экзаменовку в училище, проявив замечательные гибкость, артистичность, чувство ритма — и никакие пухлые щёчки, ножки и ручки не помешали.

В училище Агриппина первым делом обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель, господин Облаков, выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?» спрашивала Агриппина — и тут же получала звание невероятно дерзкой девчонки.

Крошечные, конечно. Например, Амурчика в «Спящей красавице» с Павловой — на роль амурчика пухлощёкая Агриппина подходила идеально. Но главное для девочки было — успеть понять, заметить, как Павлова творит на сцене свои чудеса. На репетиции, пока ждала выхода, Агриппина, не ленясь, повторяла за прославленной балериной все движения.

Вдумчивость, даже въедливость, дала свои плоды. На выпусканых экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных и тут же была принята в труппу Мариинского театра. Неплохой старт.
Безымянный (406x563, 131Kb)
«Госпожа Ваганова ужасна!»

Роли не падали ей в руки — за них приходилось бороться, спорить с начальством, добиваться. Но борьба того стоила. Зрители засыпали молодую балерину цветами, а коллеги, хореографы, критики полностью отказывались в ней видеть замечательную танцовщицу: очень уж фигура была неказистая. Коротышка, плечи широкие и ноги короткие и очень уж крепкие — на две чужие ноги каждой хватит. Особенно невзлюбил Агриппину знаменитый Петипа. Если в афише стояло её имя, он сообщал друзьям: «Госпожа Ваганова ужасна! На этот балет не пойду!» Все восторги зала он относил к тому, что в зрителях сидели подсадные утки.

На гастролях в Париже одна из вечеринок запомнилась тем, что музыкант труппы схватил в азарте старую скрипку со стены в зале в ресторане и заиграл на ней, а Ваганова пустилась танцевать. Танцевала всю ночь! А наутро вся труппа хохотала, заглядывая в счёт: бойкий хозяин добавил туда кругленькую сумму «за пользование скрипкой».

Но карьеру Ваганова оборвала так же стремительно, как начала её. Влюбилась. Выбор её многие не понимали: такая популярная девушка могла и партию получше найти. Агриппина вышла замуж за простого инженера-путейцы, человека, театром вообще не интересующегося, и в положенный срок родила ему сына Сашу.

После рождения сына Агриппина бросила сцену на несколько лет. А потом вернулась в театр — как ни в чём не бывало. И сразу получила несколько недурных ролей, словно театр только и ждал Ваганову обратно. (Да так оно и было, чего скрывать). И среди первых же ролей была главная в «Лебедином озере». Не всякая вышедшая из декрета балерина может о таком мечтать!

Понимая, какие у неё сильные соперницы за зрительскую любовь в этой партии, Ваганова репетировала как проклятая и добилась какого-то невероятно сильного, летучего прыжка. «Словно в воздухе повисает,» писали восторженно в газетах. Восторг, впрочем, разделяли не все. «Мне исполняется восемдесят семь лет – и вместо подарка – на сцене ужасная госпожа Ваганова!» — жаловался Петипа.
8a5dbab4aa0fca40625fba9c9ea8c6b7 (407x620, 189Kb)
Как изваяние становится ваятельницей

В тридцать шесть Ваганова, не дрогнув лицом, приняла в руки бумагу с приказом по театру — приказом о её увольнении по возрасту. Впрочем, то было невеликой бедой — век балерины недолог. Беда прилшла в 1917 году — потеряв работу, прямо под рождественской ёлкой застрелился гражданский муж. Общему сыну было тринадцать лет.

Заслуженный отдых отменялся. Агриппина Яковлевна пошла в танцевальное училище — устраиваться. Работать там было нелегко. Классы не отапливались, столовая не работала — продуктов не было.

И тем не менее, прозрачные её вечно замёрзшие ученицы показывали чудеса. «Повезло с набором!» — заявили коллеги. Ваганова подумала и в ответ на это начала писать методическое пособие, «Основы классического танца». Чтобы не надеялись педагоги от балета на везение.

Писала она по делу, но неважно: литературную часть взялась выправлять подруга, Любовь Менделеева-Блок (дочь того самого и жена того самого, конечно). Ей тоже жилось нелегко. Она старилась на глазах, нездорово полнела — но не сдавалась. К Вагановой в училище, в котором та и писала, улучая минутки, свой труд, приходила, как на работу.
88b6d577c7729dbf7b78e01935886486 (376x579, 127Kb)
А сама Агриппина Яковлевна тем временем находила и зажигала новые звёзды. Галина Уланова, Марина Семёнова, Наталья Дудинская, Татьяна Шмырова — эти имена после школы Вагановой гремели по всей стране и за её пределами. Правда, как педагог Ваганова была ещё неприятнее, чем как ученица: жёсткая, суровая… порой попросту жестокая. Но тут же — стоящая за своих учениц грудью, опекающая и защищающая их, выпускающая в большой мир полностью вооружёнными.

В Великую Отечественную войну Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию. В сорок третьем её утвердили на должности главного хореографа Большого театра — Ваганова жёстко (дерзко!) отказалась. Только Ленинград, только родное училище, только её чудесные девочки-звёзды, которые кому-то надо зажигать! Она вернулась в родной город и преподавала до самой смерти — до 5 ноября 1951 года.

https://zen.yandex.ru/

Читайте также

VIP |

Дочь Легкоступовой о маме: «У нее не было проломленной головы и ссадин»

VIP |

Названа причина смерти Валентины Легкоступовой » Новости России и мира 24 часа в сутки

VIP |

Cosmopolitan посвятил сентябрьский номер проблеме кибербуллинга




Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.