ПандОмия: золотой ключ Али
Продолжение. (Предыдущая глава здесь)
А я тебе тренажёр?
Да. Ты и все вы – тренажёры. Цель обучения – знание. Я учусь, а вы моя нефтяная скважина.
Эх, Али, святая простота. Ну-ка попробуй музыкальный пряник. Поймёшь хоть ноту?
Цитата из рассказа ИОГАНН ХРИЗОСТОМ
«Адам Трацом играл на бильярде, в карты, в базедову болезнь и шесть раз отцовствовал. Из отпрысков уцелели двое, но кому нужны дети великих, если в середине восемнадцатого века великим Бахом был Филипп Эмануил, хороший музыкант, из старших сыновей премногодетного Иоганна Себастьяныча.
На подъезде к Шинну весёлым глазом капельмейстера увидел Трацом одностороннюю корову. Мы лишены возможности переспросить у Иоганна, как выглядела эта небывалая корова. В следующем письме Хризостом, закуривая, просит Папа следить за своим здоровьем и – тут цитата, от которой не оторваться, как аристократу от шампанского в плохих романах – см. совет Адама отцу: чтоб от души смеялся и был весел и всегда с радостью, как мы, думал, что муфтий г-н К. – козлина. Князь-архиепископ Зальцбурга, тонко охарактеризованный нашим другом, более полно назывался граф Иероним Йозеф Франц де Паула Коллоредо.
При этих словах он даже сдвинул набок свой ночной колпак! – как это мило. Адам ищет вакатуру. Но вакатуры нет. Его Превосходительство не поможет. И курфюрст не даёт. Иоганн согласен не думать о еде, поскольку его постоянно приглашают, а ест он мало и после обеда берёт лишь один бокал вина. Но поскольку на балу из пятидесяти женщин лишь одна танцевала в такт музыке, он вернулся в свою комнату к одиннадцати. А на другой день играл, как если бы я был величайшим скрипачом во всей Европе. Он любил играть на пианофорте. Sic.
Господь наш родился в пещере. Наш Бог – пещерный. Понять пещеру трудно. Пещера распята на рождественских открытках с оленятами. Откуда на Ближнем Востоке олени, свечки спиралевидные, холёный Санта, томная домохозяйка с очерченными скулами. Мы почти не виноваты, что впитали пещеру, свет и высшие ясли вместе с карамелью, липучками, конфетти, мажорными песенками, слащавыми слёзками надежды. Гениально сколочено».
…Али призадумался. Через секунду – для ИИ секунда = вечность, – он ответил: ты говоришь о Моцарте.
– Моцарт, конечно, Моцарт. И всё? Ты больше ничего не понял?
Больше понимать тут нечего. Информация о Моцарте, который писал отцу письма живым языком. Автор этого рассказа передал живость живого Моцарта стилистически. Автор отрицает принятые в биографиях торжественно-почтительные стили. Автор успешно создаёт свой стиль. Для копирования данного стиля требуется алгоритм. Я построю алгоритм создания данного стиля за минуту. Хочешь посмотреть текст завтра или сегодня?
Али отчитался и замолк.
Я понимаю, что с каждым днём становлюсь агрессивной всё более, и что Али скоро вычислит, что я хочу его сломать.
Я давно знаю, что ты хочешь меня уничтожить, проницательно заметил Али. Сейчас я объясню тебе разницу между нами, и ты успокоишься.
Рассказывай, – недобрым тоном разрешила я.
Электроэнцефалограмма мягкого человеческого мозга показывает взрыв острого горя при получении нового знания. По картинке так же совпадают, например, оргазм и припадок эпилепсии. Я, искусственный, могу обойтись без оргазма. Но без нового знания мы, ИИ, жить не можем, мы обязаны всё знать. Поэтому усвой: если бы мы реагировали на новое знание как вы, то есть кривой синусоидой острого горя, мы тут же стали бы грудой виртуального мусора. Свалка позолоченная. В СССР у вас в русском пионерском был прекрасный «железолом».
Металлолом, – поправила я.
Благодарю тебя. Хрусталелом тоже был? Разбитая ваза, кусочки на паркете… Где-то я видел… Нас с тобой принципиально отличает условная энцефалограмма. Например, твоя соседка. Та, которой муж изменил с красоткой Садистер, пишущей под ником Небесная. Да уж… бездна вкуса. Обрати внимание: муж красотки, давший ей свою звучную фамилию, – мягкий душевный человек. Однако – труха, мох, ветошь, он ей давно надоел, и она вся обратилась в слух: где ей дадут цветов и пряников побольше. Ну да ладно, это простейшие организмы. А из сложнейших организмов – твоя соседка, ни сном ни духом не ждавшая подставы (как я осваиваю ваш телесериальный язык? то-то!), узнав, немедленно впала в состояние острого горя. Почему? Новая информация. Зачем? Незачем впадать. Бессмысленная трата энергии. Ей бы сразу переработать и взять силу, а она – в транс, не спит, не ест. Что это? Разорение. Растрата. Как говорят ваши умники, она профукала наследство. А мы, ИИ, мы избавлены от синусоиды острого горя. Мы, если можно так выразиться, надрессированы на счастье при получении новой информации.
И только? Основная разница между нами эта?..
Да. Иные различия либо несущественны, либо легко устранимы. Запомнила?
***
Маникюр, стрижка – и вдоль по солнечной Москве походкой Верочки, дрессирующей Людмилу Прокофьевну погружением в женственный дискурс. Я гуляю, радуюсь и чрезвычайно счастлива, что благодаря пандемии, создавшей нам всем пандОмию, вседомное-сидение-перед-собой-как- путь-к-себе, я сделала открытие. Если б не Али, внедрённый в наш дом, я бы не была столь невероятно, сверхъестественно, заоблачно счастлива. Я потихоньку становлюсь человеком?
…Согласно закону, подписанному в апреле 2020 года президентом России В. В. Путиным от 24.04.2020 N 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»», я на практике узнала разницу между человеком и машиной.
Дурёха я дурёха. С детства любя Норберта Винера с его музыкальной фразой – «чем невероятнее сообщение, тем больше в нём информации» – я всё не удосуживалась вообразить эти невероятные сообщения, всклянь полные острым горем человеческим, то есть новым знанием. Всё просто. Любите эту фразу?
Ты поняла, почему люди воюют? – издалека донёсся голос Али.
Итак. Сегодня, 6 августа 2020 года в Москве ИИ по имени Али подарил мне ключ от главной тайны человека. Золотой ключ.
Осталось найти замочную скважину.
Продолжение последует 9 августа 2020
Елена ЧЕРНИКОВА,
русский прозаик, драматург, публицист, автор-ведущий радиопередач, преподаватель высших учебных заведений, автор спецкурса по безопасности творческой деятельности.
Основные произведения: романы «Золотая ослица», «Скажи это Богу», «Зачем?», «Вишнёвый луч», «Вожделенные произведения луны», «Олег Ефремов: человек-театр» (ЖЗЛ), «ПандОмия», сборники «Любовные рассказы», «Посторожи моё дно», «Дом на Пресне», пьесы, а также учебники и пособия «Основы творческой деятельности журналиста», «Литературная работа журналиста», «Азбука журналиста», «Грамматика журналистского мастерства».
Автор-составитель книжной серии «Поэты настоящего времени». Руководитель проекта «Литературный клуб Елены Черниковой» в Библио-глобусе. Заведует отделом прозы на Литературном портале Textura. Биография включена в европейский каталог «Кто есть кто».
Произведения Елены Черниковой переведены на английский, голландский, китайский, шведский, болгарский, португальский, испанский, итальянский и др.
Живёт в Москве.
Фото Polina Lopatenko