Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
31
Жизнь |

Памяти Сергея Чиликова основателя марийско-чувашского фотографического сообщества

Казанский ТЮЗ предложил зрителям самим вернуть деньги за отмененные спектакли

Картины в кассу: юбилейная ярмарка ART RUSSIA стартовала на Ильинке

Спортивные выходные с «Известиями»

Путин отчитал Беглова за место Петербурга в туристическом рейтинге

Мультимедиа Арт Музей, Москва

с 5 сентября Ретроспектива Сергей Чиликов

 

Сергей Чиликов. Шереганово, 1992
Собрание МАММ.

 

Внутренняя экзотизация

Анна Толстова о странной русскости Сергея Чиликова

Журнал "Коммерсантъ Weekend", 28 августа

В Мультимедиа Арт Музее открывается ретроспектива Сергея Чиликова, скончавшегося этим летом в Йошкар-Оле. У музея, работавшего с фотографом с начала 2000-х, порядка 700 его снимков — одно из крупнейших собраний работ этого исследователя «деревенского гламура», скрытой эротики и явного абсурда провинциальной жизни

Видимо, где-то на рубеже двух царствований — с точностью до года датировок нет — нижегородский фотограф-художник Андрей Карелин, предчувствуя огосударствление «русского стиля» при Александре III, снял несколько сценок из старой русской жизни — камерные интерьерные спектакли разыгрывали его домочадцы, а в роли костюмов и реквизита выступила знаменитая карелинская коллекция древностей. Тщательно выстроенные мизансцены плотно входят в кадр, замусоренный приметами исторического быта — лавками, прялками, ларцами, коробами, горшками, сарафанами, вышитыми полотенцами, передниками, самоварами и божницами, и только бидермейеровские обои в вазончик с головой выдают подлог, фальшивую древнерусскую экзотику образца 1880 года.

Кажется, те же самые обои в вазончик вдруг появляются в ряде йошкар-олинских фотографий Сергея Чиликова, сделанных, надо полагать, в доме фотографа (как и в случае Карелина). Например, в одной, 1992 года, снятой на цветную пленку, но выдержанной в тоне сепии, как и карелинские альбумины. Обоями оклеены стены гостиной, обставленной позднесоветским дээспэшным бидермейером, где центром предметной и даже сверхпредметной, забитой до отказа какой-то декоративно-бытовой дребеденью композиции служит застывшая в манерной позе девушка с дымчатой шевелюрой, точеными руками, узкими запястьями и изумительно прорисованными коленками, вся в чем-то эротическом, полупрозрачном и черном, бесстыдно распахнутом до самой талии и, к сожалению, открывающем глазу далекую от совершенства грудь в кружевном лифчике. На первый план выдвигается натюрморт на журнальном столике с пустыми фужерами и нехитрой закуской, взгляд останавливается на трубке, брошенной возле телефонного аппарата,— детали подсказывают, что вся интрига мелодрамы на этом закончена. Снимки, разделенные расстоянием в целое столетие и случайно связанные общим вазонным орнаментом фона, как будто бы предъявляют нам два конструкта глубинной русскости, но карелинский обращен к воображаемой глубине веков, тогда как чиликовский отправляет зрителя в не менее воображаемую глубинку, где русскость якобы консервируется и лучше, и надежнее. В обоих снимках мы моментально чувствуем закадровую режиссерскую работу, но в центре карелинской постановки оказывается совокупность вещей и образ домостройного уклада, а в центре чиликовской — поди пойми что: место, время, человек, томление плоти, томление духа.

Невероятно обаятельный в своей мужиковатости, бородатый, косматый, словно бы стриженный под горшок, но много лет назад,— на своих фотографиях он часто появляется собственной персоной, этаким выскочившим из сельской глуши дикарем, на равных правах с остальными героями пьесы, корча рожи и оголяясь безо всякого стеснения, что лишний раз напоминает о постановочной, театральной, перформативной природе этого мира. Крестьянская внешность Сергея Чиликова (1953–2020) отнюдь не была актерской маской и в то же время обманывала, как и чиликовская фотография, прикидывавшаяся то неумелой домашней съемкой, когда горизонт завалился и добрая половина фигур срезана, то ироничной документалистикой во вкусе Мартина Парра, с которым его порой необдуманно сравнивали. Чиликов родился в марийской деревне Килемары, но в фотографию пришел не от сохи, а от философии: по окончании Марийского пединститута он долгие годы преподавал в разных вузах Йошкар-Олы, писал кандидатскую на тему «Ценностное отношение личности как форма активности субъекта» в Москве, издал несколько философско-литературных трудов и параллельно занимался организацией альтернативной фотографической жизни на родине.

Устраивал фотобиеннале в Йошкар-Оле и фотопленэры «На Кундыше», то есть на своей деревенской даче, сделался одним из негласных лидеров группы «Факт» (1976–1990), объединившей фотографов и художников-графиков из Йошкар-Олы и Чебоксар и заявившей о рождении новой, марийско-чувашской школы фотографии на выставках у себя и в Москве, Таллине, Вильнюсе. Название группы тоже обманывало — ее члены были очень далеки от фактографии и очень близки к режиссуре и драматургии: одни, как сам Чиликов или Юрий Евлампьев, откровенно занимались постановками, другие, как Владислав Михайлов или Михаил Ладейщиков, искали и находили театр в окружающей действительности. Еще одним обманным свойством этого марийско-чувашского фотографического сообщества была его мнимая провинциальность: из метрополии они казались местечковыми чудаками, из космоса — естественной частью глобальной, мировой фотографии. Ища какие-то аналогии Ладейщикову в советском фото, с изумлением находишь их в Марио Джакомелли.

Труднее, пожалуй, подобрать синонимы к Сергею Чиликову. По интересу к телесности, в которой обнажается нечто совсем не советское и за которую в советские времена вполне можно было схлопотать статью за порнографию, его упоминали в одном ряду с Борисом Михайловым, а по способности к контакту с моделью, которая, как под гипнозом, готова раздеться, согнуться в три погибели и уложиться в орнаментально-абстрактную композицию, сравнивали с Николаем Бахаревым. Однако глядя на серии начала 1980-х, на черно-белые кадры из «Немой жизни» или «Забавных историй», вы вдруг заметите, что этот неожиданный сюрреализм, проступающий и в деревенской, и в городской жизни, роднит их с видениями Роджера Баллена, но уличить новоиспеченного кандидата философских наук в фотографическом плагиате не удастся — оба пришли к своим открытиям синхронно. И, кстати, обоих поначалу воспринимали как антропологов провинции.

После того как группа «Факт» сделалась фактом истории, Москва открыла Сергея Чиликова во второй раз — в начале 2000-х, благодаря Ольге Свибловой: на фестивалях и выставках Московского дома фотографии, а вслед за ним и в ведущих московских галереях работы Чиликова появлялись с завидной регулярностью, так что столичная критика уверенно прописала его по ведомству исследователей «деревенского гламура», скрытой эротики и явного абсурда провинциальной жизни. За московским успехом пришло международное признание — участие в крупнейших европейских фестивалях, заказы Le Monde, и интернациональная критика увидела в нем вожделенную и искомую русскость.

Можно не сомневаться, что вскоре критическая оптика изменится: «провинциальность» и «русскость» обернутся «марийскостью», и к чиликовским фотографиям, неважно, где они были сделаны — в Йошкар-Оле, Алатыре, Санкт-Петербурге или Самаре,— начнут подбирать цитаты из «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари». Как и Роджер Баллен, в своих интервью Сергей Чиликов был не особенно щедр и многословен, а на вопросы про фотографию и философию неизменно отвечал, что это два совершенно разных, не связанных друг с другом вида деятельности. Сейчас уже не спросишь, но почему-то кажется, что эти виды деятельности при всей их разности имели одну и ту же цель, являясь формой познания человека вообще и самопознания в частности. Кому, как не специалисту по онтологии субъективности, знать, что зеркало, отражающее обаятельную мужиковатость и косматую голову, стриженную под горшок много лет назад, врет, а подлинное отражение этого субъекта возникнет в тот момент, когда платье, распахиваясь, явит глазу несовершенную грудь в диалектическом противоречии с изысканными запястьями и коленками.

 



Rss.plus
WTA

Александрова обыграла первую ракетку мира на турнире WTA

Читайте также

VIP |

Детское радио зазвучало в Калуге

Жизнь |

Лунный календарь садовода и огородника на апрель 2024 года

VIP |

Заседание Комитета по культуре началось с обсуждения повышения безопасности мероприятий



Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Блоги

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Виктор Пинчук

Творческая встреча с искателем приключений состоится в Симферополе