Книга Урантии. Документ 133 Возвращение из Рима. Часть 4,глава 6.
6. В Эфесе — беседа о душе
133:6.1 (1477.8) Покидая Афины, путешественники отправились через Трою в Эфес – столицу римской провинции Асии. Они не раз посещали знаменитый храм Артемиды Эфесской, находившийся на расстоянии примерно двух миль от города. Артемида, самая знаменитая богиня во всей Малой Азии, увековечивала ещё более раннюю богиню-мать древних анатолийских времён. По преданию, грубо выполненный идол, выставленный в исполинском храме, посвящённом поклонению Артемиде, упал с небес. Ганид, в то время ещё не полностью освободившийся от своего прежнего воспитания в духе почитания истуканов как символов божественности, решил, что ему обязательно следует купить маленькую серебряную раку в честь богини плодородия Малой Азии. В ту ночь они долго говорили о поклонении вещам, сделанным человеческими руками.
133:6.2 (1478.1) На третий день они спустились вдоль течения реки, чтобы посмотреть, как вынимают грунт у входа в гавань. В полдень они говорили с молодым финикийцем, который очень скучал по дому и пребывал в глубоком унынии. Однако больше всего он завидовал одному молодому человеку, который получил повышение по службе через его голову. Иисус произнёс слова утешения и процитировал старую иудейскую пословицу: «Подношения расчищают человеку путь и открывают ему доступ к вельможам».
133:6.3 (1478.2) Из всех крупных городов, которые они посетили за время этого путешествия по Средиземноморью, их успехи в Эфесе оказались наименее ценными для последующих христианских миссионеров. Христианство появилось здесь в основном благодаря усилиям Павла, который жил в этом городе свыше двух лет, изготавливая на продажу палатки и выступая каждый вечер с лекциями о религии и философии в главном зале школы Тиранна.
133:6.4 (1478.3) С этой местной школой философии был связан некий прогрессивный мыслитель, с которым Иисус провёл несколько плодотворных встреч. В ходе этих бесед Иисус неоднократно пользовался словом «душа». Наконец, этот образованный грек спросил его, чтó он имеет в виду, говоря о «душе». Иисус ответил:
133:6.5 (1478.4) «Душа – это та часть человека, которая созерцает внутреннее „я“, видит истину и воспринимает дух и которая навечно возвышает человека над уровнем животных. Самосознание, как таковое, не есть душа. Нравственное самосознание – истинная самореализация человека – образует основу для человеческой души, и душа является той частью человека, которая представляет собой потенциально непреходящую ценность человеческого опыта. Характеристиками души являются нравственный выбор и духовное обретение, способность знать Бога и стремление стать подобным ему. Душа человека не может существовать отдельно от нравственного мышления и духовной активности. Бездеятельная душа умирает. Однако душа человека отличается от божественного духа, находящегося в разуме. Божественный дух прибывает одновременно с первым нравственным действием человеческого разума, что знаменует собой рождение души.
133:6.6 (1478.5) Спасение или гибель души определяются способностью нравственного сознания достигнуть необходимого для сохранения души статуса – вечного союза нравственного сознания и связанного с ним бессмертного духовного дара. Спасение есть одухотворение самореализации, осуществляемой нравственным сознанием, которое в ходе этого процесса обретает необходимую для сохранения ценность. Все виды душевных конфликтов заключаются в отсутствии гармонии между самосознанием нравственным, или духовным, и чисто интеллектуальным.
133:6.7 (1478.6) Когда человеческая душа становится зрелой, облагороженной и одухотворённой, она приближается к небесному статусу: это значит, что она приближается к положению сущности, занимающей промежуточное положение между материальным и духовным, – материальным „я“ и божественным духом. Эволюционирующую душу человека трудно описать и ещё труднее продемонстрировать, ибо её невозможно обнаружить ни с помощью материального исследования, ни с помощью чисто духовного испытания. Материальная наука, равно как и духовное исследование, не может продемонстрировать существование души. Несмотря на неспособность как материальной науки, так и духовных критериев обнаружить существование человеческой души, каждый нравственно сознательный смертный знает о существовании своей души в реальном и подлинном личном опыте».