Неразрешимые проблемы капитализма, которые тормозят прогресс и ведут к деградации
Для неолиберализма имеет значение не прогресс, а рынок; не производство, а спекуляции; не качество продукта, а его рекламный успех; не потребительная стоимость товара, а тот фетиш, которым он обладает. Товар покупается за ту ауру, которая его окружает и кажется способной повысить статус его обладателя. Так, уже не считается человеком тот, кто видит ценность товара в его прямом предназначении, например, чтобы использовать ткань как рубашку; наоборот — этикетка рубашки «маркирует» своего обладателя так же, как роскошный автомобиль служит платформой для социального вознесения своего владельца. Человека начинают воспринимать по украшающим его вещам...
Фрей Бетто «Неолиберализм: новая фаза капитализма»
А мы живём именно в эпоху неолиберализма, то есть в классическом капитализме начала ХХ века, но с регулируемой монетарной политикой. А такой капитализм, как впрочем и любой другой, не может существовать без безудержного потребления. И в этом заключается его главное противоречие с научно-техническим прогрессом — за полвека произошёл значительный прорыв в технологиях, а вещи, которые мы приобретаем, выходят из строя даже быстрее, чем в прошлом столетии. И всё дело в том, что это и есть одно из условий существования капитализма — вещи не должны быть долговечными.
Приведу маленький пример:
В 1935 году в химической лаборатории концерна «DuPont» был изобретен нейлон. К 1939-му в продаже появились нейлоновые чулки. И это была революция! Плотные, эластичные, в отличие от шелковых, не говоря о шерстяных, они не растягивались, не спадали, эротично облегали ногу. А главное, были долговечными. Химики DuPont были настолько горды своим достижением, что даже мужчины хвастали прочностью нейлоновых чулок, используя их для буксировки автомобилей.
И тут руководство «DuPont» поняло: когда спадет ажиотаж и у каждой дамы будет по две-три пары отличных чулок, прибыль резко упадет. DuPont дала своим сотрудникам новое указание: вновь встать за кульманы и разработать менее прочные волокна, чтобы чулки стали менее долговечными. Талантливые химики, которым удалось создать прочные чулки, теперь, подчиняясь духу эпохи, делали их менее прочными и долговечными. Вечное волокно исчезло с завода.
По сути это можно отнести ко всем современным непродовольственным товарам. А потому «свободное капиталистическое общество» на самом деле несвободно в своих желаниях, поскольку очень часто не мы планируем какую-нибудь покупку, а наоборот, вещь, с запланированным устареванием, планирует это за нас, так как в нашем капиталистическом обществе доминирует экономика, направленная не на удовлетворение запросов потребителей, а на рост ради роста. И на самом деле именно капиталистическое общество является тоталитарным, поскольку эти правила игры установлены узкой группой лиц. Разве ради блага общества мы вынуждены ежечасно, ежеминутно видеть и слышать рекламу? Разве не узкая группа лиц, контролируя СМИ, делает человечество «узколобым», уничтожая саму человечность и развивая животные инстинкты?
Ведь что трудно отнять даже у любимой собаки? Конечно, вкусную еду — кусок колбасы или косточку. В животном мире пищей не принято делиться — наоборот, животные стараются отнять еду друг у друга любым способом. Украл — значит, наелся, наелся — значит, получил преимущество в размножении. В человеческом же социуме едой пока принято делиться.
Ведь на самом деле, общество потребления — это такая же государственная идеология, только спускаемая сверху на население опосредовано:
После Второй Мировой весь мир смотрел на Советский союз, как на передовую общественную систему. И СССР было, что предложить миру: социальная справедливость, бесплатное жильё, бесплатная медицина, бесплатное образование (лучшее в мире), нулевая безработица, почти нулевая преступность. Кроме того, в Советском Союзе цены снижались, а зарплаты росли. Западу нужно было тоже что-то предложить миру. ПО ЗАКАЗУ ПРАВИТЕЛЬСТВА США RAND CORPORATION РАЗРАБОТАЛА НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ — ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ.
Источник: R. Bocock. Consumption. L., N.Y., 1993, pp. 27-28.
Психолог из Университета Ольстера (University of Ulster) Ричард Линн (Richard Lynn), который анализировал результаты интеллектуальных тестов американцев, европейцев и австралийцев прикинул: если темпы отупения сохранятся, то к 2110 году средний IQ человечества не превысит 84 пунктов. Это уровень умственно посредственных. И есть только один путь остановить этот процесс.
Можно конечно перестать беспокоиться о будущем и жить по законам джунглей. Но разве это ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ?