Саров: город преподобного Серафима
Несколько лет назад, будучи впервые в Дивееве, я интересовался, где находились кельи преподобного Серафима Саровского - ближняя и дальняя, сохранился ли тот самый камень, на котором тысячу дней и ночей молился великий святой, где, наконец, протекает речка Саровка. Но никто не дал мне вразумительного ответа. Потом выяснилось, что все эти святыни - на территории закрытого и засекреченного некогда города - ядерного объекта, называвшегося долгое время Арзамасом-16, - того самого Сарова.
Скорого поезда "Москва - Саров" нет ни в одном железнодорожном расписании. Билеты в кассе продаются только до последней "легальной" станции. А затем, когда поезд отправится от московского перрона, проводник проходит по вагону и, собирая билеты, полузаговорщически спрашивает каждого: "Вы до города?". Никаких встречных вопросов (типа "До какого города?") никто не задает: здесь все свои. Протягиваешь деньги за оставшуюся часть пути и получаешь квитанцию со штампом "Дополнительные услуги".
Впрочем, отличие от обычных поездов бросается в глаза еще на перроне. Нет кавказцев в одинаковых спортивных костюмах, мешочников с необъятными сумками, полумаргинального вида молодых матершинников с бутылками крепкого пива. Пассажиры - сплошь интеллигентные люди. Никто не предлагает выпить "за знакомство", никто не навязывает задушевные беседы, не интересуется - куда и зачем ты едешь. В вагонах не играет вездесущее радио со своими глупыми песнями и такими же ведущими. Попив чаю, ложишься спать с ожиданием чего-то загадочного и необычного. Похожее чувство не посещает даже когда едешь в заграничные земли.
Ранним утром поезд останавливается у КПП. Выходишь - платформа без названия, фонари, несколько рядов колючей проволоки, которая окружает город и окрестности. Проходишь специальный контроль и - оказываешься в Сарове. Собственно, до него еще несколько километров лесной дорогой - той самой, по которой шли к батюшке Серафиму тысячи паломников.
У самого края дороги стоит часовня. Ее построили совсем недавно рядом с Дальней пустынь-кой. Напротив - памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, напоминающий известную икону: преподобный Серафим коленопреклоненно молится на камне. Невдалеке и сам камень. Он уже третий по счету. Первый - растащили на кусочки паломники еще в XIX веке, то есть задолго до канонизации Саровского старца. Наиболее ретивые из них разломали по щепочкам и дерево перед камнем, на котором висела батюшкина икона Троицы (а не Умиления, как часто пишут на современных иконах). Говорят, что сначала дерево просто засохло, а затем и засохшее растащили на сувениры, оставив один пенек. Но со временем и его постигла та же участь. Теперь на месте этого дерева стоит небольшой крест.
Незадолго до канонизации на старое место камня был положен другой, лежавший доселе неподалеку. Над ним соорудили сень с крестом. И камень, и сень уничтожили уже спустя несколько десятилетий. Но на этот раз не богомольцы, а богоборцы - строители светлого будущего.
Третий по счету камень установили только в июле 1991 года, накануне празднования второго обретения мощей преподобного Серафима и приезда в Саров Святейшего Патриарха Алексия. Но и этот камень - подлинный, ибо найден в том же лесу, по которому ходил с сумой и топориком батюшка. А там любая веточка, любой листик с дерева связан со святым Серафимом. Ведь, как поется в акафисте, "дебри и леса молитвою облагоухал еси".
Келья на Дальней пустыньке тоже не сохранилась. На ее месте, прямо на берегу изрядно обмелевшей, превратившейся в ручей Саровки, установили деревянный крест, рядом с которым бьет серафимовский родник. Удивительно, что все эти святые места совершенно безлюдны: я простоял у камня минут, наверное, двадцать, и ни один человек не нарушил моего уединения. Хотя, впрочем, удивляться тут нечему: город Саров - закрытый, и никто кроме местных жителей поклониться этим святыням при всем желании не может.
Сразу за Дальней пустынькой начинается город: современные аккуратные дома, цветы на клумбах в каждом дворе, почти полное отсутствие иномарок на улицах. Позже мне рассказали, что многие саровцы не запирают двери в своих квартирах не только днем, но даже ночью: в закрытом пространстве, каким является Саров, количество преступлений минимальное. Здесь можно смело гулять в любое время суток, не боясь за свою безопасность. Криминальные разборки, кавказская мафия на рынках, бомжи - все это "на Большой земле", то есть за пределами колючей проволоки, окружающей Саров. Впрочем, один бомж-попрошайка в Сарове все-таки есть: его все знают в лицо и рассказывают о нем как о местной достопримечательности.
В центре города - монастырь, или, точнее, то что сохранилось от него. При жизни преподобного Серафима Саровская пустынь заключала в себе девять храмов, главными из них были два пятикупольных собора: Живоносного Источника (день его освящения в 1706 году считается датой основания монастыря) и Успения Богородицы, освященный в 1777 году. Именно в Успенском соборе изначально почивали мощи батюшки Серафима. Рядом стояла больничная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деньги на строительство которой собирал по русским городам будущий старец еще послушником. (Именно тогда он побывал у себя на родине в Курске, о чем упоминается в житии.) В этой церкви иеродиакон Серафим увидел однажды во время богослужения шедшего по воздуху Христа с сонмом сил небесных. Одно из последних перед революцией сооружений обители - храм преподобного Серафима Саровского, построенный над монастырской кельей святого, - первый в мире Серафимовский храм. Он был построен специально для прославления старца и освящен в 1903 году во время саровских торжеств в присутствии Императора Николая II и членов его семьи. Сначала именно в этом храме собирались установить раку с мощами, но затем выбрали Успенский собор.
Самая высокая постройка Саровской пустыни - четырехъярусная монастырская колокольня со Святыми вратами конца XVIII века, поднявшаяся на восьмидесятиметровую высоту. Колокольню видно даже из окрестностей Дивеева. Правда, на ней нет ни колоколов, ни креста, а внутри размещается радиотелецентр. Но главное, что она сохранилась до наших дней и не разделила судьбу большинства храмов обители. Их взорвали в начале пятидесятых годов, когда по территории монастыря прокладывали главную магистраль города, уже переименованного - сначала в Кремлев, затем в Арзамас-16, - проспект Сталина.
Храм преподобного Серафима уцелел. В нем и в примыкающем к нему зданию монастырской трапезной разместили драматический театр. Отцы города обещали построить к столетию канонизации новое здание театра, а Серафимовский храм и трапезную вернуть Церкви. Но строительство еще не начиналось.
Пока городские власти возвратили исконным хозяевам несколько монастырских построек (там работают церковная лавка и воскресная школа), а главное - храм Всех Святых, где в советские времена был хозяйственный магазин. Храм заново освятили в феврале 1993 года. На его куполе сохранились росписи монастырских времен на сюжеты Откровения Иоанна Богослова. Над царскими вратами светятся буквы "ХВ", причем не только на Пасху, но круглый год - в честь преподобного Серафима, который встречал посетителей словами: "Радость моя, Христос Воскресе!" Также и свечки в этом храме продаются только красного цвета.
Не сразу мне удалось попасть во Всехсвятский храм: я немного опоздал к субботней Всенощной, и пришлось остаться на улице. Небольшая, человек на двести, церковь явно не вмещала всех прихожан. Стоявшие во дворе внимали доносившимся из динамиков молитвам вечерней службы. Только к елеопомазанию мне удалось войти внутрь.
Когда Всенощная закончилась, мы разговорились с одним из священников храма отцом Владимиром Кузнецовым. Он рассказал, что в Сарове сейчас постоянно действуют два храма, строится третий - во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона при Больничном городке. И все равно храмы с трудом вмещают всех прихожан. В начале девяностых годов приход составляли в основном пожилые саровцы, теперь - большинство молодежи. Кстати, и сами священники - местные жители. Отец Владимир, например, в ранней юности был бардом, затем работал слесарем-сборщиком ядерного оружия, шесть лет назад принял сан. Прихожанам, считает он, легче переступать церковный порог, если они знают, что священник - местный житель, близкий им по профессии человек.
Следующим утром отец Владимир служил Литургию в храме Илии Пророка. История этого храма такова. Когда-то основатель Саровской обители иеромонах Иоанн открыл источник, над которым построили собор Иоанна Предтечи. От источника по всей территории монастыря проложили водопровод. В годы безвременья собор закрыли, купола сбили, чудотворный источник забетонировали, рядом с ним провели канализацию. Прошлой весной митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил нижний храм, где был источник, в честь Илии Пророка.
Вообще источников как в самом Сарове, так и вокруг него, очень много. Местные жители всякий такой родник называют Серафимовским, веря, что преподобный Серафим если не открыл, то освятил своим присутствием каждый из них. Даже в кранах городских квартир вода - из источников, ее можно пить сырой.
А вы хотели бы, чтобы у вас дома из крана текла святая вода от батюшки Серафима?..
Впервые опубликовано в № 3 (44) газеты "Татьянин день", июнь 2001 года, под названием "Вода из крана от батюшки Серафима"