Московские прогулки, ч.29. Роскошные залы, по которым никогда не ходили цари.
Ансамбль усадьбы Царицыно, Большой дворецПостроенный Матвеем Казаковым в 1786–1796 годах на месте разобранных зданий Василия Баженова, дворец стал главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II.Выполненный в характерном для Царицына стиле псевдоготики, Большой Царицынский дворец несёт в себе явные черты классицизма и является ярким памятником архитектуры XVIII века.За всю свою историю постройке не нашлось достойного применения, уже в начале XIX века она стала превращаться в живописную руину.В 2005–2007 годах руинированное здание, от которого оставались лишь внешние стены, было восстановлено в процессе реставрации и реконструкции дворцово-паркового ансамбля.В настоящее время дворец используется для размещения экспозиций музея-заповедника «Царицыно», для проведения художественных выставок и концертов.Билет: 400р
Что внутри дворца в Царицыне: роскошные залы, по которым никогда не ходили цари.Большой Царицынский дворец — случай уникальный, ведь его роскошные парадные залы — это не реставрация и не попытка восстановить историю по архивных эскизам. Это фантазия современных художников: во дворце никогда не было исторических интерьеров, ведь его не успели достроить.Строительство дворца было заморожено после смерти Екатерины ll, и лишь в 2005 г. приступили к реконструкции дворца.Внутри создали два парадных зала, Таврический и Екатерининский, — это стилизация в духе сохранившихся императорских резиденций.Таврический зал украсили мраморными колоннами, хрустальными люстрами и живописной росписью в технике гризайль — это имитация лепнины.Екатерининский зал отделали сусальным золотом. Здесь, как и в Таврическом зале, деревянный паркет, хрустальные люстры и дубовые двери с латунными ручками, а на потолке — настоящая лепнина. Главный парадный зал Большого дворца царицынского ансамбля нередко называют Золотым. И это оправданно: зал с колоннами из оникса, роскошными каскадными люстрами, наборным паркетом из ценных пород дерева и множеством позолоченных элементов действительно ослепляет. И он же покоряет своей «золотой» акустикой: за счет высоких потолков звук не встречает преград, а панорамные окна позволяют любоваться видами прямо во время концертов, которые тут часто звучат.
Дольская ул., 1, стр. 6
Ну и бегло пройдемся по другим строениям Царицино.Галерея-ограда с воротами, декоративное сооружение, отделяющее центральную дворцовую часть усадьбы от садово-парковой; часть Архитектурного ансамбля Царицына. Построена архитектором В. И. Баженовым в 1784–1785. Расположена между Кухонным корпусом и Большим дворцом архитектора М. Ф. Казакова, возникшим на месте первоначальных главных дворцов императрицы Екатерины II и Императорской фамилии.
В период строительства М. Ф. Казаковым Большого дворца в 1786–1796 южный конец Галереи был разобран и заново подведён к его северо-восточной башне. Излом, различимый сейчас в месте примыкания Галереи к Большому дворцу, свидетельствует о том, что прежде она была длиннее и подходила к зданию меньшего размера и более удалённому, чем нынешнее.
В 1986–1987 Галерея с аркой была одной из первых среди царицынских памятников отреставрирована фирмой РКZ. В 2005–2007 при проведении археологических работ и реконструкции Архитектурного ансамбля Царицына были обнаружены фундаменты дома управителя. На их месте возведён стеклянный Входной павильон, ведущий в подземный вестибюль музейно-выставочного комплекса Большого дворца и Кухонного корпуса.
Хлебный дом
Это самое крупное сооружение царицынского ансамбля (помимо Большого дворца)— кухня императрицы Екатерины.
Баженов строит кухонный корпус в виде исполинского куба с закругленными углами. В постройке он отказывается от местных стройматериалов в пользу более влагоустойчивого белого камня из Хорошевских каменоломен. Фасады Баженов украшает эмблемой в виде каравая и солонки. Над ними – вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»).
Достроить Кухонный корпус Баженов не успевает — Екатерина подвергает критике его работу и отстраняет от Царицынского проекта.
В 1849 году архитектор Василий Дрегалов по распоряжению императора Николая I создает проект переделки Хлебного дома под лечебницу для крестьян. Затем она превращается в гостиницу для дачников. А с 1918 года и до конца 1970-х дворец с облупившимися вензелями принимает жильцов коммунальных квартир.
В 2006 году Хлебный дом открылся после длительной реконструкции.
Билет: от 350р
Первый кавалерский корпус
Небольшой одноэтажный павильон работы архитектора Василия Баженова построен в 1784 – 1785 гг.
Предположительно, должен был быть домом для официантов. Имеет внутри 3 комнаты.
В 1870х- 1921 сдавался в аренду как дача.
С 1921 года по 1988 годы здесь располагались: Ленинский Совет рабочих и крестьянских депутатов, детский дом, исполком Ленинского районного совета, детская музыкальная школа.
С 1995 года, после реставрации, в здании размещается администрация Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Без музейной экспозиции
Второй кавалерский корпус
Здание имеет необычную форму в виде гармоничного объёма с восемью углами, за что ему было дано второе название — Восьмигранник.
Второй Кавалерский корпус возводился одновременно с Первым Кавалерским корпусом в 1784–1785 годах.
Планировка строения необычна: его центром является круглый зал, к которому примыкают восемь блоков, состоящих из прямоугольной и небольшой треугольной комнаты, сообщающихся между собой и с соседними блоками.
Во второй половине XX века здание сильно разрушилось — остались лишь стены. Памятник архитектуры восстановлен в 1994 году.
Третий Кавалерский корпус
Архитектура павильона проста: это прямоугольное здание, в которое встроена ротонда (круглая постройка), а сверху нее сооружена башня-бельведер. С этой «дозорной» башни открывался прекрасный панорамный вид на окрестности Царицыно.
Корпус представляет собой одноэтажное прямоугольное здание с полуротондой. Сверху его украшает башня-бельведер, оформленная лепниной из белого камня в виде ромбов, кругов и перевернутых сердец. Окна у здания стрельчатой формы с декором.
Внутри сооружения располагаются изолированные друг от друга зал-ротонда и пара комнат.
Входы в помещения также были отдельными. По этой причине павильон имел второе название — дворец с круглой залой.
За свою двухсотлетнюю историю Третий Кавалерский корпус использовался в самых разных целях, в том числе как гостиница и дача. Свой первоначальный вид памятник архитектуры приобрел в 2003 году.
Сегодня в Третьем Кавалерском корпусе размещается экспозиция музея — «Дачное Царицыно».
Билет: 150р
Музей-заповедник Царицыно, Оперный дом
Возведён по проекту и под руководством Василия Баженова в 1776–1778 годах в процессе создания подмосковной резиденции Екатерины II.
На протяжении всей своей истории дворец никак не использовался; к 1980-м годам он представлял собой только наружные стены, которые, тем не менее, хорошо сохранились.
В 1996–2006 годах дворец был главным выставочным и концертным залом музея-заповедника «Царицыно».
Сейчас в Оперном доме выставлены скульптуры из коллекции музея-усадьбы «Останкино». Среди них – несколько подлинных антиков (например, «Козочка», возраст которой более 2000 лет), копии античных скульптур, выполненные в XVIII веке французскими и итальянскими скульпторами, и произведения мастеров XIX века, попавшие в Останкино уже в более позднее время.
Вход от 150р
Музей-заповедник Царицыно, Малый дворец
Возведён по проекту и под руководством Василия Баженова в 1776–1778 годах в процессе создания подмосковной резиденции Екатерины II одновременно с Оперным домом.
В начале XIX века здание использовалось как кофейня для посетителей парка, затем в нём размещалась гауптвахта для сторожей императорского имения. К началу XX века дворец пришёл в полное запустение и представлял собой руину.
Реставрация проводилась в 1989–1996 годах. Теперь в его залах проводятся небольшие музейные выставки.
Вход от 100р
Большой мост через оврагЭто выдающийся памятник архитектуры XVIII века, возведённый в 1778–1784 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II.
80-метровый мост является шедевром отечественного мостового строительства. Он не только самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века, но и обладает уникальными художественными особенностями.
В конце XIX века мост стал частью Царицынского шоссе, связавшего станцию Царицыно с Каширской дорогой. В годы Великой Отечественной войны по нему нередко проходили колонны средних танков.
К 1980 году мост находился в аварийном состоянии. Реставрационные работы проводились в 1985–1995 годах. Внешний облик моста восстановлен в том виде, в каком существовал в XIX–XX веках.
Фигурный мост
Мост возводился в 1776-1778 годах по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.
Удачно вписанный архитектором в береговую линию, он соединяет два высоких земляных холма и оформляет парадный въезд в усадьбу.
Мосту придан вид крепостного сооружения, подчеркнутый стилизованными «кремлевскими» зубцами. Цветовая гамма, обильный и разнообразный декор делают Фигурный мост, как и другие постройки неоготического ансамбля, праздничным и торжественным.
Башня-руина
Башня-руина — самое романтическое сооружение царицынского парка. Представляет собой полуразрушенную средневековую башню с примыкающими к ней участками стен из кирпича и белого камня.
Башня строится по проекту архитектора Ивана Еготова в 1804 году. Её появление исследователи связывают с модой на искусственные руины в конце XVIII — начале XIX века.
К концу XIX века башня-руина постепенно ветшает. Сооружение лишается почти всех лестничных ступеней и нескольких участков стен. В XX веке её используют для тренировок скалолазы.
В 2007 году башня-руина открылась после реставрации.
Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием цветомузыкальный фонтан. В течение летнего сезона в музее-заповеднике работает светодинамический музыкальный фонтан — одно из самых популярных мест Москвы.
У посетителей «Царицына» есть прекрасная возможность увидеть фантастическое по красоте зрелище: более 800 струй фонтана под музыку поднимаются на высоту до 15 метров. По вечерам более 3000 подводных светильников подсвечивают струи воды, превращая фонтан в настоящее светомузыкальное представление.Фонтан работает ежедневно с 09:00 до 00:00.
Подсветка фонтана включена ежедневно с 21:00 до 00:00.
Церковь иконы Божьей Матери Живоносный источник.
Первая деревянная церковь появляется на этом месте еще в XVII веке. К началу XVIII века она сильно ветшает. В 1722 владелец здешнего имения Чёрная Грязь – молдавский князь Дмитрий Кантемир – строит на ее месте новый храм с каменной нижней частью и деревянным верхом. Церковь увенчана одноглавым куполом. В 1759 князь Матвей Кантемир-младший просит у московского митрополита разрешения разобрать старую церковь и построить новую – полностью каменную. Новый храм строят из кирпича в стиле елизаветинского барокко. Цоколь и декор — из белого камня. С западной стороны к храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. Освящение происходит 23 июня 1765 года.В 1775 году Екатерина II покупает «Черную Грязь» и переименовывает ее в Царицыно. Под руководством придворного архитектора Василия Баженова здесь начинается строительство императорской резиденции. Баженов включает храм в новый архитектурный ансамбль.
Во время войны 1812 года церковь пострадала.
В конце 1880-х гг. Царицыно превращается в престижный дачный поселок. К тому времени храм и колокольня перестроены по проекту архитектурно-технического бюро «П. Н. Лавин и К°». Расширяется трапезная. Освящен южный придел. Внутри храм украшают росписями и лепным декором. Пол кладут «асфальтовый с насыпкою мрамора».
Колокольня становится четырёхъярусной – на ней теперь шесть колоколов. Самый большой весит 180 пудов.
После Октябрьской революции 1917 года храм по-прежнему действует – несмотря на активную антиклерикальную деятельность «Политическо-спортивного союза молодежи» (организация занимает здание Третьего кавалерского корпуса неподалеку). Даже в 1920–1930-е гг. в церковь еще приходят живущие в посёлке Ленино (Царицыно) представители древних дворянских родов — Оболенские и Шереметевы. В храме не прекращаются службы и таинства.
Однако в 1934 году с колокольни сбрасывают колокола. А в 1938 году храм закрывают. Некоторые иконы уносят прихожане и священнослужители. Некоторые передаются в музеи. Однако большая часть церковной утвари и икон уничтожается.
С 1940-х гг. здание храма используется как трансформаторная подстанция. В 1970-х гг. – как типография. В 1975 году в нём размещается деревообделочный цех научно-реставрационных мастерских объединения «Союзреставрация».Осенью 1990 года храм передан общине верующих – в нем возобновляются богослужения. От дореволюционного убранства в храме сохраняются росписи конца XIX — начала XX вв. и барочная лепнина XVIII — XIX вв.
6 мая 1998 года храм вновь освящён патриархом Алексием II.
Ну и просто некоторые фото Царицино.Осень в Царицино тоже хороша!Б елки и синицы садятся при кормежке на руки. Приучены и ничего не боятся.Огари даже зимой не улетают. Так что гулять по парку и заповеднику хорошо в любое время года.