Празднование Спасов
Август — месяц Спасов. По традиции сначала отмечается Медовый Спас, затем Яблочный и завершает празднование Ореховый Спас. В эти дни благодарят природу за хорошую урожайность.
Архаичность обрядов проводимых в эти дни побудила многих исследователей высказаться в пользу ведического (языческого) происхождения Спасов. Так, Г. Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель – это «Избавитель» от всяких бед и несчастий. Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас».
В "Велесовой Книге" в перечислении Триглавов мы находим имя Спасычь (Спасич). Можем предположить, что этот Бог дарует людям, родившимся под его покровительством, динамизм, умение быстро и четко разрешать возникающие проблемы и тем самым спасать себя и других..
Народная же версия происхождения названия указывает на другое: «спасаться, запасая» продукты на долгую зиму — что тоже было очень важным в Спасах.
Ведические (языческие) традиции празднования вмещают в себе три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый (он же Хлебный). Август — время, когда земледелец видел, как зреют плоды его трудов, поэтому и дни, когда появлялись первые эти плоды, были так важны. Все три вместе называются «спасовки».
Спасовка – время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии).
Первый Спас 14 августа в народе называют Медовым или Мокрым. Название «медовый» объясняется тем, что с этого дня традиционно начинался интенсивный сбор меда, причем первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей.
Определение «мокрый» уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена ведические (языческие) теперь установить достаточно сложно. Скорее всего на берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери-земли, которая способствовала урожаю.
После людей в реку загоняли скотину, полагая, что в результате она будет здоровее.
Кроме того, с первого Спаса начинался период «страды». Шел интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черемухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна для обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: «Посей, дедушка, первую горсточку на твое стариковские счастье».
Для защиты от нечистой силы во время первого спаса совершался обряд «обсыпания маком»: собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы. К слову, мак в Малоросии – символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.
Угощения на Медовый Спас
Количество возможных угощений в этот день не поддается исчислению. Однако главные элементы праздника Медового Спаса — всевозможная выпечка с маком и медом. Особенный шик — соединение меда и мака в маковом молочке. Оно представляет из себя маково-медовую массу, в которую обмакивают блины.
ᅠНа самом деле, медовый спас — великолепное раздолье для выпечки: «Рад Яков, что пирог с маком». Простейшее и вкуснейшее лакомство — медовая меренга. Это «печенье» делается из смешанной пшеничной муки с сахарной пудрой и корицей с добавлением соды и меда. Полученное тесто раскатывается в нетолстые лепешки и запекается. В эти же дни принято собирать не только мед, но и ягоды: малину, черемуху, княжнику. Они прекрасно разнообразят и без того не бедный летний стол.
Питной мед — главный напиток Медового Спаса
Питной мед — ну кто не слышал об этом древнейшем напитке народов Руси и Европы? Тысячу лет назад наши предки его с удовольствием потребляли, пока с началом массового производства водки питной мед не ушел в историю. Даже сами рецепты были на долгое время утеряны, потому что передавались они чаще всего устно.
Созданные позднее «меды», «медки» и «медовухи» не имеют никакого отношения к классическим медам средневековья. По какой же причине исчез этой великолепный напиток? Причина проста — на приготовление хорошего меда уходило 10-15 лет. Лучший мед мог настаиваться до 40 лет. Это установил российский историк и кулинар Вильям Васильевич Похлебкин, который сумел восстановить оригинальные рецепты меда.
«Ставленный» мед готовился из двух третей меда и трети ягодного сока. Эта смесь подвергалась естественному брожению, после чего многократно переливалась и выдерживалась в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самый «сырой» мед в таком случае получался после 5-8 лет. Понятное дело, что это слишком медленно даже для десятого века. Для ускорения созревания в смесь стали добавлять медовый уксус и хмель. Такой напиток был готов на третий год выдержки. Затем пробовали ускорить приготовление меда с помощью варки, пивных и винных технологий, пока это всем не надоело и не стали делать водку.
Традиции Медового Спаса
В Медовый Спас пасечники вырезают из ульев первые в этом году соты. Также было положено раздать по кусочку сот с медом детям, а самые благочестивые пчеловоды одаряли и нищих. По случаю праздника было принято печь медовые пряники, блины с медом и многие другие изделия с медом, а также была традиция готовить блюда с маком. Медовым Спасом традиционно открывали проводы лета. Это начало времени по засеву полей и завершение летнего купального сезона. В этот день нельзя ругаться, убираться и работать.
ᅠПервый Спас связывают с Богиней воды Даной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности – вообще водной стихии.
Яблочный Спас
Второй Спас — Яблочный. Отмечается 19 августа. С наступлением Яблочного Спаса на Руси принято проводить процесс прощания с летом и активно собирать созревший урожай яблок. Их освящают, делятся с друг другом, пекут пироги и пирожки, делают варенье.
В древности у наших народов яблоневый сад был символом вечной жизни. Так мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению матери-Земли «выросла в далекой древней Гиперборее». У подножия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия.
В народных сказках яблоки это символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в глубокой древности дикие яблони росли далеко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее богаты так необходимым человеку витамином «С».
Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яблоки. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яблок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, чтобы он не вырос пьяницей .
В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке является яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение детских обрядов проводимых в Трех Спасах. Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жизненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным детством.
Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию. Третий спас приобщает детей к мастерству выбранных профессий и помогает сохранять получаемые навыки.
Ореховый Спас
Ореховый Спас (по-другому Хлебный) назван в честь начала сбора урожая хлеба и орехов. Празднуется 29 августа. С этого дня хлеб печется только из освещенного зерна нового урожая. Накрывается стол из испеченных мучных изделий, за которым трапезничает вся семья.
В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на колотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершением уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных текстов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это сохранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.
Главным отличием Орехового Спаса от Медового и Яблочного является скромность в праздновании, так как весь урожай пойдет для заготовки зерновых и ореховых культур на долгую зиму. Не принято отмечать его с размахом.
Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохранения» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру общественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, верований, накопленных данным сообществом людей.