Никита Шангин: кто и на чьей земле создал архитектурные шедевры Нагорного Карабаха? (Часть 3)
Продолжение. Начало: Часть 1, Часть2
"Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят".
Доктор Геббельс
Не отстает от своего турецкого сюзерена и Азербайджан. В советский период разрушение армянских храмов идеологически вписывалось в проводимые властями антирелигиозные компании. Но под этим внешним прикрытием в Азербайджане никуда не исчезал и националистический аспект происходящего. Здесь важно отметить, что во всем Восточном Закавказье памятников исламского зодчества старше XVIII в. насчитывается единицы. Тогда как армянская архитектура раннего и высокого средневековья (от V до XIV в.) исчисляется тысячами объектов.
И невольно возникает вопрос: как это соотносится с утверждением президента Азербайджана, о том, что "Армения никогда не была на этой территории?" И что "сегодняшняя Армения — это наша земля"? Да никак! Он просто лжет! И сам это отлично знает. Потому-то он сам и его предшественники так истово, начиная с 1920-х годов, уничтожали архитектурное наследие древней Армении на территории Азербайджанской ССР и современной Азербайджанской Республики. Вот лишь краткий список некоторых уничтоженных объектов армянского архитектурного наследия.
НАХИЧЕВАНСКАЯ область (с 1921 г. Нахичеванская АССР Азербайджанской ССР). Город Джульфа (армянская Джуга). Вопреки международным протестам, в 2005 г. окончательно уничтожено крупнейшее в мире поле хачкаров ****, являвшееся объектом мирового культурного наследия ЮНЕСКО (только несколько хачкаров из Джульфы сейчас хранятся в Армении, а один из них находится в здании ООН в Нью Йорке).
(**** "Хачкар" – от "хач", т.е крест и "кар", т.е. камень, вид пластического искусства, свойственный исключительно армянской национальной традиции. Представляет собой устанавливаемую по сторонам света прямоугольную стелу, на западной стороне которой, вырезано рельефное изображение Животворящего Креста с растительными побегами. Встречаются как надгробные хачкары, так и хачкары в виде поминальных, обетных и придорожных памятников. Двух одинаковых хачкаров армянское народное искусство не знает.)
Все происходящее подробно снимали на фото и видео с иранской стороны, находящейся на противоположном берегу реки Аракс. Так что факт преступления подробно задокументирован.
Илл. 005, 006, 006а, 007 (Джуга, азер. Джульфа. Поле хачкаров до, и в процессе разрушения. Вид поля хачкаров в Джуге из космоса до и после разрушения).
Там же, к 2006-му году полностью стерт с лица земли бульдозерами средневековый армянский город Агулис (один из основных центров армянского книгописания) с кафедральным собором, тремя храмами IV в., с богатой исторической застройкой, древними кладбищами и мощным археологическим пластом… Там же, в конце 1990-х годов полностью уничтожен древний армянский монастырь в селе Оцоп (азербайджанское название Бадамлы). Точная дата его строительства неизвестна. Но 1611 г. он упоминается в связи с обновлением внешних стен его храма гладко тесаным камнем.
Илл. 008, 009 (Монастырь Оцоп до разрушения. Его фиксация на топографической карте времен СССР и современный вид его местоположения из космоса). (См. галерею)
Там же, в селе Чарух (азербайджанское Джахри) 1990-е годы полностью уничтожен храм Сурб Ованес (Иоанна Крестителя) XII-XIII в. в.
Список можно продолжать…
А вот данные утрат только по СЕВЕРНОМУ НАГОРНОМУ КАРАБАХУ, территория которого не входила в НКАО. Соответственно там не было даже формальной армянской культурной автономии, и если этнические армяне там и входили во властные районные структуры, то это были редчайшие случаи:
В Кедабекском районе: в 1983 г. полностью разрушен купол церкви Хунисаванк (IХ век); в 1983 г. исчезла стела с богатейшим орнаментом, вобравшим в себя христианскую символику, и множественными надписями на армянском языке (VI век); церковь в селе Калакенд (IХ-ХI вв.) - превращена в отхожее место.
В Дашкесанском районе: церковь в 8 км южнее села Бананц (IХ-ХI вв.) - в 1987 г. срыта бульдозером и сброшена в ущелье; мост "Нерки Анди" (ХII век) - разрушен взрывом; церковь и кладбище в селе Хачбулах (ХVII-ХVIII вв.) - полностью разрушены в 1970 г.; церковь села Киранц (ХII век) - разрушена под предлогом установки столбов для электролинии; надгробные камни-хачкары кладбища у села Амрвар (ХIII-ХV вв.) - в 1970 г. бульдозером сброшены в реку.
В Шамхорском районе: монастырь Дасно Кармир ехци в селе Гюламбар (VII век) - разрушен в 1937 г.; монастырь у села Барсум (Х век) - разрушен в 1982 году.
В Ханларском районе: церковь Мрцунис у села Геташен (ХVII век) - частично разрушена; церковь и кладбище у села Мурут (ХIII век) - полностью разрушены в шестидесятых годах; монастырь Егнасар у села Геташен (ХVII век) - умышленно повреждены стены различных памятников комплекса…
В Гандзаке (Гянджа) из шести армянских церквей были полностью снесены две, одна переделана в клуб, две в музей и филармонию. В результате так называемых "реставрационных" работ были полностью уничтожены следы армянской архитектуры и надписи на армянском языке.
В настоящее время в занятом азербайджанской армией Шаумяновском районе Нагорно-Карабахской Республики: полностью разрушены церковь Мандур и кладбище у села Хархапут (1252 год); разрушена до основания церковь у села Русские Борисы (ХII-ХIII вв.); церковь в селе Вериншен (ХVII век) разрушена до основания.
И этот список можно продолжать. И это вам не мусульманские памятники, каковых старше XVIII века в этом регионе Азербайджана просто нет. Это преимущественно все глубокая и от того - бесценная История!
БРИТАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ ТОМАС ДЕ ВААЛ В СВОЕЙ КНИГЕ "ЧЕРНЫЙ САД" приводит один из рассказов известного исследователя памятников армянской архитектуры Самвела Карапетяна (1960-2020), который много лет занимался полевыми исследованиями в Азербайджанской ССР. "В Азербайджане нет ни одного районного центра, где бы я хоть раз не попадал в милицию или местное отделение КГБ", - вспоминает Карапетян. Очень скоро причина стала ему ясна. По его словам, он стал препятствием в целенаправленной кампании по "азербайджанизации" культурной истории республики путем уничтожения всех армянских артефактов.
Каждый год, приезжая в Азербайджанскую ССР, он обнаруживал уничтоженные памятники, которые еще совсем недавно стояли целые и невредимые, как, например, церковь девятого века в Кедабекском районе. "Я приехал туда во второй раз в 1982 году, - а первый раз побывал там в 1980-м, - и она была наполовину разрушена. Я увидел лопату и топор на земле, словно кто-то оставил их там, а сам ушел обедать. Единственное, что мне оставалось, - выбросить инструменты в ущелье" (Т. де Ваал. Черный сад. Москва. 2005. Текст стр. 205).
Но и этого мало. Село Чардахлу Шамхорского района Северного Нагорного Карабаха. Про него маршал Советского Союза Дмитрий Язов писал: "Не только в нашей бывшей Стране Советов, но и за ее пределами трудно найти село, подобное 16-вековому карабахскому Чардахлу". В годы Великой Отечественной войны 853 чардахлинца были награждены орденами и медалями, четверо из них стали Героями Советского Союза. А двое уроженцев этого села, Иван (Ованнес) Баграмян и Амазасп Бабаджанян, стали маршалами Советского Союза. Где еще такое встретишь!
И вот в 1988 г. азербайджанские власти депортировали из села все коренное армянское население. Могилы героев ВОВ осквернены, памятник маршалу Баграмяну взорван, музей двух маршалов превращен в чайхану, а их родные дома снесены бульдозерами. Подобные действия в странах Прибалтики, в Польше, Чехии и на Украине, были в России официально осуждены, но власти Азербайджана за это до сих пор не призваны к ответу. Похоже, у нас на Руси встречаются двойные стандарты.
По документально подтвержденным данным международного мониторинга, в XX в. в Азербайджане уничтожено более 27 тыс. памятников армянского культурного наследия. Из них только в Нагорном Карабахе 167 церквей, 8 монастырей, 123 кладбища, 13 археологических комплексов. Иначе как культурным геноцидом назвать такую государственную политику невозможно. И его масштабы значительно превосходят все, что творили в начале XXI в. в Афганистане фанатики-талибы, а на Ближнем Востоке - изуверы Исламского государства (запрещена в РФ) и что привело в содрогание весь цивилизованный мир.
И при этом, президент Союза архитекторов Азербайджана г-н Э. Гасымзаде имеет наглость утверждать, что "армяне разрушили практически все памятники азербайджанской культуры"! Вот уж воистину кто кричит "держи вора!"? О том, как армяне "разрушают" культурное наследие Азербайджана, говорит реставрация Верхней мечети Гоар Аги в арцахском Шуши (азерб. Шуша), проведенная совместно армянскими и иранскими специалистами.
ДО СЕРЕДИНЫ 1960-х ГОДОВ ШУШИ БЫЛ ФАКТИЧЕСКИ ГОРОДОМ-ПРИЗРАКОМ. А когда-то он был одним из красивейших, третьим по численности населения городов Закавказья, уступая лишь Тифлису и Баку. Но в марте 1920 г., в ходе проведенной здесь азербайджано-турецкими войсками массовой резни численно преобладающего армянского населения, Шуши был практически полностью разгромлен и сожжен. В армянской части города остались целыми лишь несколько домов. После разорения Шуши власти АзССР, куда вопреки воле подавляющего большинства населения был включен весь Нагорный Карабах (а вовсе не только куцая Автономная Область Нагорного Карабаха – АОНК, позже, не без хитрого умысла переименованная в НКАО), власти АзССР так и не стали восстанавливать Шуши, который должен был стать центром автономии. После чего даже многие местные мусульмане покинули этот город-призрак.
При этом местоположение Шуши на высоком горном плато среди лесов отличается прекрасным микроклиматом. Поэтому в советский период здесь рядом с руинами появились санатории.
Об этом пишет уже упоминавшийся нами товарищ В. Е. Семичастный: "Отдыхать ездили в Шушу... Даже руководство республики вывозило туда свои семьи на лето. Там прекрасный воздух и удивительная прохлада, благодаря которой легко переносится летняя жара... И вот приезжаю туда первый раз — в городе не дома, а развалины. Что такое? В чем дело? ... Вернувшись в Баку, я после Бюро спрашиваю, почему Шуша в таком состоянии и за такой длительный период не приведена в порядок. Ахундов, не моргнув глазом, говорит, что много раз писали письма, просили помочь.
— Кому писали? Вы могли бы мне найти все копии: кому писали, когда?
Ничего мне, конечно, не нашли, потому что не писали. Выяснилось, что эти развалины — следы старой резни — оставлены в назидание потомкам. Я говорю: "У меня такое впечатление, что вы оставляете все это из поколения в поколение для устрашения армян".
Илл. 010 (Руины Шуши). (См. галерею)
Возрождение Шуши начали армяне после его освобождения армянскими ополченцами, которое произошло 9 мая 1992 г. При этом несмотря на то, что между двумя войнами (1990-х и 2020 г. г.), карабахские армяне и свои-то святыни поднимали из руин с крайним напряжением сил, руководство республики Арцах смогло изыскать $2 млн и на восстановление местного памятника исламской культуры Верхней мечети Гоар Аги XVIII века. Хотя на тот момент в Шуши мусульманского населения не было, и посещать мечеть было некому. Но в ней был открыт музей исламской культуры. Кто-нибудь в Азербайджане хоть как-то оценил этот жест доброй воли? Нет, конечно. Да и сам этот факт глухо замалчивается.
Илл. 011, 012 (Верхняя мечеть Гоар Аги в Шуши, до и после реставрации). (См. галерею)
В настоящее время Шуши снова под контролем Азербайджана. Его власти заявили, что превратят город в эдем. Но восстановленные в годы независимости Арцаха армянские храмы уже там вовсю перестраиваются на мусульманский манер. А в захваченных армянских селах первое, что делают азербайджанцы, это сносят армянские кладбища. Во время своего последнего посещения Арцаха в 2021 г. я видел это своими глазами через линию разграничения.
Но азербайджанским властям мало изгнать ненавистное для них армянское население. Они стремятся стереть на этой земле всякую память о нем, хранящуюся в памятниках его материальной культуры и прежде всего в памятниках его зодчества. Только тогда можно, как они думают, не опасаясь, что вас схватят за руку, заявлять, что армян здесь никогда не было и все это наше. Однако рукописи, как известно, не горят, а уж во времена интернета и подавно! Да и народная память неизбывна.
ТЕПЕРЬ О МНОГОЛЕТНИХ ПОПЫТКАХ ВЛАСТЕЙ АЗЕРБАЙДЖАНА ПОСТАВИТЬ ПОД СОМНЕНИЕ принадлежность армянских храмов (и не только в Арцахе - Нагорном Карабахе) армянскому народу и найти этим храмам "новых хозяев".
И о стране Алуанк, известной в советской и российской историография как "Кавказская Албания", и некоторых её прямых наследниках в лице удинского народа, который является близкородственным лезгинам.
Начиная с 1988 года, целый хор азербайджанских квази-историков и квази-искусствоведов стал на весь свет распевать "псалмы" и "оды" про древних албан. Нам стали рассказывать, что именно их потомками якобы являются современные азербайджанцы. Нам стали навязывать, невесть откуда взявшиеся, представления про Албанскую "Апостольскую" Церковь (история христианства такой титулатуры древней Албанской Церкви не знает), про её архитектуру, которая, якобы, вовсе не армянская, а на самом деле албанская.
Подобного рода "теории" начали бродить в среде националистически настроенной азербайджанской интеллигенции где-то с начала 1960-х годов. Однако в постановлении Совета Министров АзССР № 140 от 2 апреля 1968 года, утверждавшем список объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране, было включено всего 25 объектов из НКАО без упоминания их этно-конфессиональной принадлежности. И это из 11 тыс. существовавших на тот момент в Азербайджанской ССР армянских памятников архитектуры и пластического искусства. Но ни о каком "албанском зодчестве" в Нагорном Карабахе тогда не упоминалось.
Окрепли эти теории на волне прихода к власти в АзССР в 1973 году Гейдара Алиева. Активно звучали в АзССР "албанские мотивы" и в начале и середине 1980-х, незадолго до разгоравшегося Карабахского национально-освободительного движения. Тогда руководство СССР никак на это не реагировало, в том числе и в силу особого веса, который имел в тогдашнем Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев. А после начала карабахских событий в феврале 1988, при полной проазербайджанской позиции тогдашнего Генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева лакейски промолчала и Академия наук СССР.
И вот в аналогичном постановлении № 145 Совмина АзССР от 27 апреля 1988 г., подготовленном Минкультом АзССР, Академией наук республики и азербайджанским Добровольным обществом охраны памятников истории и культуры вообще не оказалось НИ ОДНОГО ПАМЯТНИКА АРМЯНСКОГО ЗОДЧЕСТВА. Но все они были объявлены "албанскими", а отсюда – азербайджанскими. Какое прозрение за 20 лет!
Никита ШАНГИН, архитектор, Почетный архитектор РФ, профессор МАрхИ (2010-2020), старший преподаватель кафедры архитектуры Донбасской Национальной академии строительства и архитектуры; Лауреат премии СА РФ "Золотое сечение" и Национальной архитектурной премии РФ "Хрустальный Дедал"
Статья была завершена автором за неделю до 19 сентября 2023 года – начала последнего этапа Геноцида армян в Нагорном Карабахе.
Продолжение следует.
Ответственность за содержание материала несет автор публикации. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.