Никита Шангин: Кто и на чьей земле создал архитектурные шедевры Нагорного Карабаха? (Часть 4)
Продолжение. Начало: Часть 1, Часть2, Часть 3
"Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят".
Доктор Геббельс
Сегодня, при наличии снимков со спутников, а уж в наши дни, когда каждый может зайти на Googl Еаrth, скрывать преступления вандализма стало практически невозможно. Каждый может собственными глазами увидеть: вот храм вчера был, а вот сегодня его уже нет. Поэтому вместо открытого вандализма, политически востребованным стало культурное воровство. То есть, что еще не уничтожили, объявим своим, лишь бы оно не было армянским.
Но преступный смысл деяния от этого не меняется.
Так что же это за такой феномен - "архитектура Кавказской Албании"? И какое отношение к современному Азербайджану она имеет? Здесь снова прошу прощения у тех, кто в теме, я вынужден вновь провести исторический ликбез.
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, СУЩЕСТВОВАВШЕЕ НА ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ НИЖНЕЙ КУРЫ и части современного Дагестана в первые века нашей эры. Христианство пришло в Кавказскую Албанию из Армении в 315 г.н.э. По преданию, ее крестителем был Преподобный Григор Лусаворич (Просветитель), ранее (в 301 г.н.э.) крестивший Армению, а первым предстоятелем Албанской церкви был его внук. Уже в 428 г. н.э. Кавказская Албания как суверенное государство прекращает свое существование. И в отличие от армянской цивилизации сумевшей в отсутствии своего государственного суверенитета, сохранить свою идентичность, народы, населявшие Кавказскую Албанию, в течение нескольких веков растворяются среди своих более сильных соседей. За исключением короткого периода с 7 по 9 век, когда албанская церковь имела свою автокефалию, т. е. была самостоятельной поместной церковью (в силу того, что в тот период Армения была полностью разорена арабами, и армянская церковь на какое-то время утратила свое единство), она являлась органической частью Армянской Апостольской Церкви.
Архитектура древнеалбанских церквей практически такая же, как и у армянских и грузинских храмов IV-IX вв. В период раннего средневековья в храмовой архитектуре Закавказья наднациональные черты повсеместно преобладают над местными. Четко выраженные национальные архитектурные школы Грузии и Армении формируются только к X-XI векам, когда от Кавказской Албании остаются лишь исторические предания. Поэтому в целом албанская храмовая архитектура так и не успела выработать свой особый национальный язык. И, строго говоря, никакой собственно оригинальной древнеалбанской архитектуры не существует.
В наше время потомками древних албан является ряд дагестанских народов (прежде всего лезгины) и проживающие в Азербайджане, в России и Армении христиане - удины.
Всего удин по переписи населения СССР 1989 года официально насчитывалось 8 тысяч человек ("Население СССР по данным всесоюзной переписи населения 1989 года", М, Финансы и статистика, 1990 г., стр. 40). Однако, по мнению некоторых удинских активистов, численность удин в ходе переписи в АзССР была намеренно занижена властями республики. Отметим, что часть удин и тогда, и сейчас жили и живут в Армении и в России.
В Армении эти люди были практически неотделимы от армян, учитывая преобладание у них армянских имён и фамилий и общую конфессиональную принадлежность к ААЦ. Кстати, в Армении до сих пор чтят генерал-майора и кавалера Георгиевского оружия Мовсеса Бабаевича Силикова (Силикяна), который командовал Эриванской группой войск в мае 1918 года и одержал победу над турецким экспедиционным корпусом в Сардарапатском сражении. Силиков (1862-1937) был уроженцем села Варташен Нухинского уезда Елисаветпольской губернии, удином по национальности, вероисповедания армяно-григорианского. Таким образом сегодня часть удин принадлежит к Армянской Апостольской Церкви, а часть окормляется Русской Православной Церковью.
В Азербайджане число удин за последние 30 лет сократилось до 3-4 тысяч человек, что естественно, учитывая их массовый выезд вследствие "армянской идентичности". Но вот в последние годы в Азербайджане активно раскручивается мифология о том, что азербайджанцы - это, якобы, потомки древних албан, и что удины - это ближайшие родственники азербайджанцев.
Одновременно набирает силу чисто политическая компания по созданию отдельной и от русской, и от армянской церкви, так называемой, автокефальной (поместной) албано-удинской церкви. К христианской духовной жизни это не имеет ни малейшего касательства.
САМ ТЕЗИС, ЧТО СОВРЕМЕННЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН - ЭТО НАСЛЕДНИК ДРЕВНЕЙ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ, не имеет ничего общего с исторической реальностью. Азербайджанский язык относится к тюрко-огузской группе. С удинским языком, как и с другими языками коренных народов Кавказа, он имеет столько же общего, сколько русский с японским. То есть ничего! В Закавказье, как уже говорилось, тюрки появились только в X в., т. е. через полтысячелетия после исчезновения Албанского царства. Никакой этнической и, тем более, культурной преемственности здесь не может быть по определению.
Скажу сразу, что удинский народ и его стойкая приверженность христианству вызывают у меня глубокое уважение, а его культурно-религиозную автономию в рамках современного Азербайджанского государства можно было бы приветствовать. Другое дело, что сегодня некоторые из удинов-христиан стали пешкой в грязной политической игре шовинистического руководства Азербайджана, смысл которой – "кто угодно, но лишь бы только не армяне!"
Лидер удино-христианской общины Азербайджана (а по сути, бакинская марионетка) г-н Роберт Мобили (в недавнем прошлом Роберт Барсегович Мобилян) прямо утверждает, что храмы Нагорного Карабаха вовсе не армянские, а албанские, а посему должны быть отобраны у армян и переданы удинской церкви.
Вот прямо так: самой церкви-то еще нет, а храмы уже требует передать! Понятно, что г-н Мобили озвучивает чаяния своего бакинского хозяина. Но вы, господа "потомки древних албан", хоть на карту-то посмотрите. Где левобережье Куры, от которой на север распространялась территория, на которой некогда находилась Кавказская Албания (см. любые энциклопедии), и где Нагорный Карабах (Арцах), находящийся существенно южнее правого берега этой главной реки Закавказья?
Конечно, во все времена, и в раннем средневековье в том числе, деловые и культурные контакты между этими регионами имели место. Но это не значит, что Арцах был частью канувшей в лету Кавказской Албании. Вот частью Двинского, а позднее Анийского царства Армении Арцах был, а частью Кавказской Албании - никогда. И культурно-религиозная жизнь здесь всегда была частью культурно-религиозной жизни Армении и протекала независимо от того, что происходило в Кавказской Албании. Ну, и наконец, сама архитектура арцахских храмов и монастырей наглядно об этом свидетельствует.
Подавляющее их большинство представляют развитый тип классического армянского зодчества XII-XIII в., тяготеющий к ее столичной Анийской архитектурной школе. Ничего собственно албанского в них нет, да и быть не может уже в силу того, что, как говорилось выше, и албанской-то архитектуры, как таковой, не существует. А уж в XII-XIII в. и про Кавказскую Албанию уже никто толком и знать не знал. К этому периоду от той эпохи, когда она сошла с исторической сцены, прошло полтысячелетия! О чем вообще тут можно говорить!?
ОСОБО НЕДОСТОЙНЫЕ СПЕКУЛЯЦИИ ТАКОГО РОДА РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ вокруг одного из самых блистательных памятников армянского зодчества и особо почитаемого армянами монастыря Дадиванк, который в Азербайджане одни называют Худаваном, другие Худавенгом. (До сих пор даже договориться между собой об этом не могут.) В результате национальной политики большевистского руководства в Закавказье, оценку которой мы давали выше, Дадиванк оказался на территории Кельбаджарского района Аз.ССР.
Точное время основания обители неизвестно. По-видимому, она возникла в V веке над могилой мученика Дади – ученика апостола Фаддея. В X в. Дадиванк был разрушен предками азербайджанцев тюрками-сельджуками. И, кстати, именно в связи с этим он впервые и упоминается. В XIII веке, в период наивысшего расцвета армянской культуры, Дадиванк вновь был отстроен армянскими мастерами. Об их авторстве говорит вся его архитектура, которая и по композиции, и по стилистике, и по конструктивным приемам однозначно соответствует пластическому языку современных ей памятников и Центральной, и Западной Армении.
Как действующий монастырь Дадиванк просуществовал до середины XVIII в., когда армянское население было изгнано из этого региона мусульманскими властями, а на их земли заселили кочевников-курдов. С тех пор он разрушался. Даже в период Российской империи он так и не был полноценно возрожден. Несмотря на выигранные армянами суды, российские власти не решались официально возвращать им монастырь, так как местные курды-мусульмане, захватившие после изгнания армян их земли, угрожали в этом случае поднять мятеж и устроить резню.
А в период АзССР о восстановлении Дадиванка вообще не могло быть и речи. Он, как и подавляющее большинство других творений армянских мастеров, даже не входил в реестр памятников архитектуры Азербайджана и продолжал разрушаться.
Показательно, что азербайджанский журналист Искандер Гаджиев, человек, вероятно, честный, но искренне заблуждающийся и верящий в "албанское" (прото-азербайджанское) происхождение храмов Нагорного Карабаха, в своей статье "Лек-кала - такая близкая и такая недосягаемая крепость", опубликованной в бакинской газете "Вышка" в марте 2000 года писал: "… Но с этим памятником, уже в наше время, связана и печальная история. Дело в том, что местное мусульманское население, незнакомое с историей своего края, усматривало в нем остатки армянской христианской религии и как могло разрушало монастырь, в котором автор этих строк еще застал фрагменты настенной росписи XII-XIII вв. Возмущенный таким отношением к историческим памятникам, расположенным на территории Кельбаджарского района, я обратился тогда, а дело было в середине 1980-х, к первому секретарю райкома с просьбой пресечь разрушение памятников, к тому же включенных в Список памятников, подлежащих охране государством. Но, к своему удивлению, в ответ услышал такое, от чего до сих пор не могу успокоиться. "Какое отношение к нам имеет этот армянский монастырь?" (газета "Вышка",16-23.03 2000 г.)
Вот так! И ведь, как бы ни относиться к культурному уровню провинциального чиновника, а он был прав.
Возрождение Дадиванка и его реставрация начались только в 1993 г., сразу же после его освобождения армянскими ополченцами в ходе Карабахской войны 1990-1994 г. Результаты этой реставрации более чем впечатляющи! Наряду с восстановлением архитектурных шедевров, в главном монастырском храме были полностью раскрыты и реставрированы итальянскими специалистами масштабные фресковые композиции, о которых упоминает И. Гаджиев.
ПО ТРЁХСТОРОННЕМУ СОГЛАШЕНИЮ ОТ 9 НОЯБРЯ 2020 г., ДАДИВАНК как часть территории бывшего Кельбаджарского р-на (в НКР его называют Шаумянским районом, поскольку многие жители края были беженцами из Шаумянского района НКР, захваченного Азербайджаном летом 1992 года), должен был возвратиться под контроль Азербайджана. Зная, что их ожидает, настоятель и братия монастыря, тем не менее, отказались его покидать. Они просили только вывезти из него в Армению особо почитаемые армянами, знаменитые чудотворные хачкары Дадиванка и колокола, привезенные в обитель из Армении только в наше время.
Тогда Президент России В. В. Путин лично договорился с Президентом Азербайджана И. Г. Алиевым, что Дадиванк будет взят под контроль российскими миротворцами. Сейчас монастырь находится в полной блокаде, но благодаря российским миротворцам иноческая жизнь в нем еще теплится.
Сегодня азербайджанское руководство уже официально объявило его албанским памятником. При этом особой аргументацией оно себя не озаботило. Албанский, и точка! Средневековые строительные армянские надписи на стенах Дадиванка были стесаны еще в 1980-е годы и объявлены армянскими фальшивками. Тут сразу же возникает вопрос к азербайджанским пропагандистам. Если эти надписи фальшивки, то как они были сделаны? Ведь осуществить такую работу тайно от местного населения и администрации невозможно хотя бы уже из-за того, что они сопровождаются шумом, и необходимостью выноса отходов. По счастью, до уничтожения эти надписи были сфотографированы армянскими исследователями-энтузиастами. Но, в конце концов, надписи можно сбить, а что делать с классической анийской архитектурой XIII в., превратившей разрозненные руинированные ранне-средневековые и трудно датируемые строения обители в великолепный архитектурный ансамбль?
Никита ШАНГИН, архитектор, Почетный архитектор РФ, профессор МАрхИ (2010-2020), старший преподаватель кафедры архитектуры Донбасской Национальной академии строительства и архитектуры; Лауреат премии СА РФ "Золотое сечение" и Национальной архитектурной премии РФ "Хрустальный Дедал"
Статья была завершена автором за неделю до 19 сентября 2023 года – начала последнего этапа Геноцида армян в Нагорном Карабахе.
Окончание следует.
Ответственность за содержание материала несет автор публикации. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.