Космогония догонов (продолжение)(исследование).
Теория струн.
Если между образами По и Сене догонов и соответствующими положениями квантовой теории обнаружилась связь, то имеет смысл поискать подобную связь на более глубоком уровне, исследовав структуру самих квантовых частиц. Чтобы осуществить это, мы должны рассмотреть теорию струн — многообещающую, но пока неподтверждённую гипотезу о том, что является последним, неделимым компонентом материальных частиц. Теория струн стала одним из перспективных направлений физики в начале 1980-х, и хотя доказательство некоторых ключевых аспектов этой теории до сих пор остается за пределами наших технологических возможностей, она продолжает быть идеей, которая с большей вероятностью объединит физические теории. В своей книге 1999 года «Элегантная Вселенная» Брайан Грин объяснил основы этой теории:
Квантовые частицы — это «буквы» материи. Как и их лингвистические двойники, они не имеют внутренней структуры. Теория струн говорит об обратном. Согласно ей, если мы исследуем эти частицы с большей точностью, на много порядков превышающей наши сегодняшние технические возможности, то обнаружим, что каждая из этих частиц является не точкой, а крошечной одномерной петлей. Как бесконечно тонкая резиновая лента, каждая частица содержит вибрирующее, колеблющееся, пляшущее волокно, которое физики… называют струной.
Грин продолжает более детально объяснять этой крошечной частицы вещества:
В теории струн все особенности микромира связаны со стоящей за ними силой. Чтобы это понять, давайте взглянем на более знакомые струны, например скрипичные. Каждая такая струна может создавать огромное (а по сути бесконечное) число различных колебаний, называемых резонансными… Пики и понижения этих волновых колебаний ровно распределяются между двумя фиксированными концами струны. Наше ухо ощущает эти резонансные колебания как различные ноты. Струны в теории струн обладают теми же свойствами. Каждая из них поддерживает резонансные колебания, в процессе которых их максимумы и минимумы столь же ровно распределяются по всей её длине… Как различные резонансные колебания скрипичных струн создают различные музыкальные ноты, так и различные резонансные колебания фундаментальной струны формируют различные массы и характеристики сил.
В книге «Элегантная Вселенная» Грин приводит схематические примеры нескольких таких колебаний:
Продолжая нашу интерпретацию догонских символов, которые могут соответствовать струнам, мы понимаем, что любое обсуждение компонентов более фундаментальных, чем те, что использовались в росте Сене, приводит нас к 266 семенам, или знакам Аммы. Относительно этих знаков Гриоль в своей статье «Догоны» утверждал, что «концепция Вселенной у догонов основывается… на принципе колебаний материи». Эта основа структуры материи подтверждается догонским рисунком, изображающим 266 семян, или знаков. Обратимся к описанию Гриолем и Дитерлен посевного ритуала догонов, приведённому в книге «Бледный лис»:
Создание и изображение знаков ежегодно проводится перед севом (bado) в рамках следующего ритуала. Рано утром глава семьи идет в поле предков — vague minnie — и аккуратно расчищает в центре область для изображения знаков.
Там он помещает корзину tazu дном вверх и обводит круг, несущий то же название, что и алтарь поля; затем он накладывает груду камней — sogo. Глядя на восток, глава семьи рисует на земле внутри первого круга меньший круг диаметром около двенадцати сантиметров и ставит в центре точку. С наступлением дня он чертит за внутренней окружностью зигзагообразную линию, делая это двадцать два раза и заполняя внешний круг запутанными линиями, представляющими всевозможные знаки… Об этом говорят так: «266 (знаков) нарисованы в центре поля предков».
Гриоль и Дитерлен приводят в книге «Бледный лис» схему этого рисунка, который напоминает изображение колебаний в книге Грина. Рисунок догонов и утверждение Гриоля относительно вибрационной природы вещества связывают символы догонов с теорией струн. Мы знаем, что квантовая механика считает струны источником вибраций материи. Поэтому очень важно, что у догонов струне соответствует нить паука Сене. Гриоль и Дитерлен пишут: «После паук dada yurugu geze gezene (буквально: «Дада, который держит нить лиса») был послан Аммой… Он вошел в Сене-На… чтобы соткать слова Ого».
Хотя струна во много раз меньше самой мельчайшей частицы, какую только могут вообразить себе современные учёные, в сознании догонов есть чёткое понимание того, как выглядела изначальная нить. Гриоль и Дитерлен в приложении к «Бледному лису» приводят схему догонов, изображающую работу паука в Сене. На этом примере видно, что, по мнению догонов, струны представляют собой спирали, а не петли.
В мифологии догонов можно найти и другие доказательства сходства между нитью паука и струнами. К примеру, струны в физической теории составляют основу образования четырёх квантовых сил — гравитации, электромагнитной силы, слабого и сильного взаимодействия. Догоны же говорят, что паук Сене порождает четыре семени Сене.
Четыре ветви Сене-На, где работал паук, дадут урожай… Первое семя, пойманное Сене, было семенем mono — это слово означает «сводить вместе»… Второе — sene gommuzo, или «неровное», sene benu — «клейкое» и sene urio — «склоняющееся». Четыре Сене воплощают на земле четыре яла, расположенные в семени Сене-На в утробе Аммы, которая содержит эти элементы в следующем порядке: Сене-На — вода; sene gommuzo — воздух; sene benu — огонь; sene urio — земля.
Как струны создают то, что современная наука называет квантовыми частицами, так и нить паука Сене «порождает» четыре названные выше категории квантовых частиц. Многие детали теории струн варьируются в зависимости от того, как учёные определяют расщепление струны на две или слияние двух струн в одну. Это связано со струнной константой взаимодействия. Чем ниже значение константы, тем отчётливее струны ведут себя как одномерные нити. Чем выше это значение, тем больше они проявляют себя как двумерные мембраны. Грин пишет: «Фундаментальной составляющей теории, судя по всему, является одномерная струна… Однако если мы… повысим значение соответствующих констант… то, что казалось одномерной струной, растянется в двумерные мембраны».
Согласно Гриолю и Дитерлен, догонские спирали демонстрируют похожие свойства. В главе «Работа По Пилу» (в книге «Бледный лис») они пишут следующее:
Спираль вещей, свернутых в По… представляет собой имя, данное Аммой. Сперва имена были вложены в По; кружась, они создали связь между одной вещью и следующей за ней.
Так имена образовали нечто вроде тонкой оболочки (напоминающей ту, что окружает мозг); вращаясь, эта «кожа» стала похожей на трубку, где вещи следовали друг за другом по порядку.
Одна из современных версий теории струн — М-теория — утверждает, что во Вселенной одиннадцать измерений: четыре из них мы наблюдаем непосредственно (трёхмерное пространство и время), а семь нам недоступны. Пример из книги Грина «Элегантная Вселенная» помогает осмыслить эти незаметные измерения. В нём говорится о муравье, который идет по кабелю высокого напряжения. Если смотреть на этот кабель издалека, кажется, что он имеет только одно измерение — муравей может идти по нему либо вперед, либо назад. Однако вблизи мы видим, что муравей способен двигаться в ещё одном направлении — вокруг кабеля. В статье «Теория струн и М-теория» Маркус и Клаус Базан описывают принципы существования этих измерений.
Согласно М-теории, в каждой точке четырёхмерного пространства находится мельчайшее свернутое пространство Калаби-Яу, включающее в себя семь измерений. Все эти измерения закрыты… После Большого взрыва расширяться начали только четыре измерения, тогда как остальные семь остались свёрнутыми. Они такие маленькие, что мы не можем увидеть их или обнаружить приборами. В этом семимерном узле колеблются струны… Для создания новых пространств Калаби-Яу ткань пространства может разрываться и затягиваться, свертываясь иным образом. Можно утверждать, что новые формы не могут быть созданы без разрывов.
На рисунке из книги «Бледный лис» мы видим, что мифология догонов предлагает похожие детали эволюции струны в семимерном пространстве.
Приведенные в книге Гриоля и Дитерлен мифологическое изображение того, как материя развивается внутри семени, вполне соответствуют описанным Грином процессам, которые, согласно теории струн, происходили при образовании материи.
Развитие жизни внутри семени представлено серией фигур, называющихся «рисунками умножения слова По», где мы видим последовательное проявление семи вибраций в форме звезды вокруг центрального ядра… Фигуры демонстрируют развитие колебаний, которое заканчивается седьмой стадией (слева)… Отростки постепенно становятся длиннее. В результате они оказываются на спирали, похожей на яла По. Развитие семени может происходить только снаружи, после того как седьмой сегмент пройдет через стенку яйца. Из-за этого само оно расщепится, образуя восьмой элемент… Таким образом, восьмое проявление «слова» в семени становится ростком первого в новом бытии.
На этом завершается мифологическое представление о развитии материи. История Сотворения мира догонов начинается с яйца Аммы (чёрной дыры), затем в ней описываются атом и вся структура материи — до безмассовых частиц или струн. Грин напоминает, что теория струн тесно связана с чёрными дырами и безмассовыми частицами, и эта связь лучше всего описана в нашей триаде богов, имеющих отношение к трём стадиям воды.
Связь между чёрными дырами и элементарными частицами… похожа на то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, — на фазовый переход. О простом примере фазового перехода мы уже упоминали: вода может существовать в твёрдом виде (лёд), жидком и газообразном (пар). Это фазы воды, и изменение её состояния называется фазовым переходом… Человек, никогда не видевший жидкой воды или твёрдого льда, вряд ли сразу же разберется, что они являются двумя фазами одного и того же вещества; так и физики не понимали до теории струн, что чёрные дыры, которые мы изучали, и элементарные частицы являются двумя фазами одной и той же струнной материи.
Таким образом, космогония догонов описывает истинную начальную структуру материи. Более того, делает она это в контексте исследования структуры вещества. Согласно одному из основополагающих принципов науки — бритве Оккама, при нескольких равных и непротиворечивых определениях следует считать верным наиболее простое. Поэтому, как ни трудно себе представить, наиболее простой ответ здесь таков: мифы догонов действительно описывают компоненты материи. Если учесть тесные, последовательные связи между догонскими описаниями, символами и рисунками и научными теориями, то любые иные варианты, предполагающие элементарное совпадение, окажутся надуманными.
Догоны и Древний Египет.
Многочисленные заметные связи между религиозными символами и образом жизни догонов и египтян ведут к естественному выводу, что современное догонское общество может являться уцелевшим остатком древнеегипетской культуры. Прежде мы уже отмечали некоторые сходные черты этих культур. Однако, если догонские мифы действительно являются дошедшими до наших дней следами столь древней традиции, мы должны сравнить религиозные и мифологические символы догонов и египтян. Вероятно, целесообразно будет рассмотреть египетское наследие в той же последовательности, что и мифы догонов.
Внешний сюжет египетских мифов начинается с бога Амона, чьё имя, характеристики и действия напоминают догонского бога Амму. Однако, в отличие от догонов, египтяне наделяют большим количеством альтернативных имен любого бога или богиню. Не раз, как в случае с Ра, современные учёные принимали эти имена за отражения различных проявлений бога. За десять веков египетской истории у бога Амона было много имён, в том числе и Атум — так во времена династий звали главу египетского пантеона, унаследовавшего атрибуты и изображение Амона.
Некоторые имена принимают форму омонимов, анаграмм, укороченных или расширенных версий имени Амона. Годфри Хиггинс — писатель и еврейский учёный XIX века, который вряд ли что-то знал о догонской религии, — в своей книге 1833 года «Анакалипсис» замечает, что если буквы в еврейском слове отип (приблизительном омониме имени «Амон») расположить задом наперед, то получится слово пито. Возможно, самое раннее воплощение Амона, появившееся ещё до возникновения египетской письменности, — это бог Мин, чье изображение схоже с метеоритом, напоминающим резной камень догонов, символ яйца Аммы. Ещё одним олицетворением этого божества является менее известный египетский бог Немму, чье имя фонетически близко именам догонского Номмо и шумерской матери-богини Намму. Другой, более известный аналог Амона и Мина — египетский бог Мену — ещё одна узнаваемая анаграмма Немму, а также имя важного божества в Древней Индии. Мену в этом исследовании важен ещё и потому, что его иероглифическое имя состоит из знаков, представляющих ключевые символы догонской космогонии: воду, спираль, глиняный горшок, солнце и дощечку для рисования:
Склонность египтян использовать созвучные слова для объединения значений религиозных концепций объясняется в книге Сержа Сонерона «Жрецы Древнего Египта».
Египтяне никогда не считали свой язык (как и иероглифы) социальным инструментом; для них он всегда оставался эхом жизненной энергии, породившей Вселенную, космической силой. Таким образом, изучение языка позволяло им «объяснять» космос. Средством этих объяснений служила игра слов.
С того момента, когда человек понимает, что слова связаны с сутью обозначаемых ими живых существ или предметов, сходство между ними больше не кажется неожиданным; они выражают естественные отношения, тонкую связь, которую могли объяснить жрецы…
Эта практика кажется детской, несерьезной. Однако мы поймем её логику, если разберемся в значении, которое египтяне придавали произношению слов. Любое сходство в произношении двух слов понималось как прямая связь между тем, что они обозначают. Это стало общей практикой, а среди жрецов служило основным способом объяснения имён собственных и определения природы божеств. Так было в случае с Амоном — великим покровителем Фив.
Мы не знаем, что означало его имя, но звучало оно идентично другому слову, означавшему «сокрытое», и писцы обыгрывали это сходство, определяя Амона как великого бога, скрывающего свой реальный вид от людей…
Некоторые исследователи, например Джеймс П. Аллен в своем «Введении в язык и культуру иероглифов», интерпретируют египетскую игру слов как любовь к каламбурам и предполагают, что жрецы специально использовали её для того, чтобы замаскировать сокровенные тайны религии. В «Мистерии Сириуса» Роберта Темпла приводятся примеры того, что он считал египетскими каламбурами, и перечисляются некоторые сложности, которые они представляют для переводчиков и исследователей.
Следует заметить, что в египетском языке иероглиф tchet в виде змеи означает и «змея», и «тело». Иероглиф кобры ага переводится как «змея» и «богиня». Где-то мы встречаем иероглиф ага в качестве обобщенного значения богини. Частое включение «змеи» в позднейшие исследования Сириуса у греков происходит, возможно, из каламбура или искажения египетского определения слова «богиня»… К примеру, если египтянин собирался написать иероглифами «богиня Сириус»… из-за игры слов эту фразу можно было бы буквально прочесть как «зуб змеи»… Так когда же игра слов перестаёт быть игрой и является просто неправильным переводом, основанным на незнании истинного положения вещей?
Определив подобные «вторые значения» как игру слов, мы не сможем точно понять способы их использования. Как и египтяне, догоны наделяли двойными значениями слова и фразы, важные для своих верований. Примером является название догонского сказания о Сотворении мира — Адуно-со-тани, что может означать «удивительный миф Вселенной» или «тайные символы». Любой вариант фразы подходит для названия космогонического мифа. Использование нескольких значений защищает глубинные смыслы сказаний от непосвящённых и дает посвящённым более широкие знания.
В древней мифологии существует поверье, что знание истинного имени бога позволяет обрести над ним власть. Однако, учитывая особенности египетского и догонского языков, можно предположить, что предубеждения больше связаны с тайными смыслами, чем с тайными именами. Египетская фраза bн таа, которую переводят как «истина», на самом деле означает «старое восприятие» или «то, что тщательно исследовали». Египетское слово таа значит «воспринимать» или «исследовать»; таким образом, слово maat, определенное Баджем как «истина» или «справедливость», буквально означает «то, что воспринимается или исследуется». Египетское слово Ьн используется как имя Амона, бесконечного и вечного бога. В «Словаре языка догонов» говорится, что у этого народа слово Ьн означает «вечное, бесконечное или неограниченное». Поэтому «тщательно исследованное слово или фраза» — это слово или фраза, все значения которых известны. В таком случае человек получает подлинное знание и обретает власть над идеей, выраженной в словах.
Сходства в именах божеств позволяют нам обнаружить впечатляющие параллели между богами различных культур, к примеру между Номмо догонов и Хнумом египтян; подтверждение тому мы находим и в изображениях, связанных с этими богами. Например, иероглиф имени бога Хнума можно изобразить одним из центральных символов догонской мифологии — образом простого глиняного горшка:
Согласно египетским сказаниям, Хнум создал человечество из глины на своем горшечном круге. Его символом является баран с витыми рогами. Два дошедших до нас египетских гимна наделяют Хнума ещё по меньшей мере десятью другими именами. Г. У. Ф. Саггс в книге «Цивилизация до Греции и Рима» писал, что подобное встречается и за пределами египетской культуры. Центр культа Хнума в Египте греки называли Гермополем, а египтяне — Хемену, что означает «восемь».
Появление первых восьми богов и богинь в мужских/женских парах в традиции Гелиополя явно совпадает с внешним сюжетом догонских сказаний. Восемь предков догонов напоминают четыре пары богов египетской огдоады. Египетские источники не слишком последовательны в символике этих богов, но современные учёные соглашаются с тем, что первые четверо представляют собой землю, воду, ветер и огонь. В «Словаре египетских богов и богинь» Джорджа Херта сказано, что Геб был богом земли, Нут представляла небо, Шу символизировал воздух и солнце, а Тефнут — влагу. Имя Нут, очевидно, соотносится с теми египетскими словами, которые содержат в своём составе элемент «ну», к примеру пип, обычно означающий воду. Имя Тефнут схоже со словами, начинающимися на «те», к примеру tep — «огонь», teh — «пламя». Даже ведущие археологи связь Тефнут с водой считают достаточно слабой, и Херт пишет следующее:
Её связь с влагой установлена в соответствии с положением, которое она занимает среди божеств, представляющих космические элементы, а также на основании попадающихся описаний — например, в пассаже из «Текстов пирамид», где богиня создает чистую воду для омовения стоп царя.
Одна из вероятных причин такой путаницы в значениях может крыться в двух фрагментах догонской мифологии. Первый относится к событиям, происходившим до «открытия глаз Аммы», связанным с неоформленной Вселенной и яйцом Аммы — символ земли здесь уравнивается с символом неба. Лоуренс М. Краусс в своей книге «Атом: путешествие от Большого взрыва к жизни на Земле… и дальше» описывает похожее положение теории Большого взрыва, относящееся к процессу охлаждения Вселенной.
Через триста тысяч лет температура Вселенной упала до температуры кипения железа. Теперь она светилась ровным белым жаром… и каждая её точка сверкала столь же ярко, как Солнце. Однако в этой Вселенной ещё не было места, с которого можно было бы посмотреть на небо.
Всё вокруг было небом!
Второе упоминание можно найти в ранее процитированном отрывке о структуре вещества, где четыре группы квантовых частиц ассоциируются с землей, водой, огнём и ветром. Памятуя об остальных сходствах между символами догонов и египтян, основываясь на модели догонов, можно предположить, что путаница в египетских символах могла быть результатом постепенного смешивания двух этих взглядов, в результате чего вместо ожидаемых символов земли, воды, ветра и огня мы видим символы земли, неба, воздуха и воды. Более того, мы уже связали огонь у догонов с частицами материи и особенно с электроном, на который серьёзно влияет электромагнитное поле, в свою очередь представленное водой. Поскольку все эти знаки связаны друг с другом, легко понять, как может возникнуть путаница между огнем и водой.
С современной точки зрения, верования Гелиополя и Гермополя могут показаться двумя отдельными теологическими системами, но Стивен Квирк в своей книге «Религия Древнего Египта» объясняет на основании сохранившихся египетских текстов, что более вероятно происхождение символов обоих культов из единого источника, берущего начало в глубокой древности. С течением времени каждый центр культа начал подчеркивать различные аспекты одной и той же изначальной традиции.
Как уже отмечалось ранее, многие характерные черты догонской женщины-Номмо появляются у египетской богини-матери Нейт, названной большинством источников самым ранним египетским божеством и матерью бесчисленных египетских богов. Иногда её называли первой роженицей, матерью солнца. Обычно её изображали в короне Нижнего Египта, держащей в руках скипетр и анх — египетский символ жизни. Нейт, как и женщина-Номмо, была богиней ткачества и, согласно египетской мифологии, соткала мир своим челноком. Возможно, изначально она была ливийской богиней. Самым ранним центром поклонения Нейт являлся Саис — город в дельте Нила. В «Истории Древнего Египта» Николас Грималь рассказывает о храме, посвящённом Нейт, который основал первый фараон объединенного Египта Аха в честь своей жены Нейтхотеп, чьё имя означает «да будет благословенна Нейт». На стене этого храма были слова: «Я всё, что было, есть и будет». Платон сравнивал Нейт с греческой богиней Афиной, покровительницей Афин. Её священным животным (как и женщины-Номмо) была змея. Именно Афина научила человечество земледелию. Поздний греческий миф, в котором богиня давала зуб дракона Кадму и Ээту, похож на аналогичный сюжет у догонов.
Первым ключевым элементом внешней истории египетской мифологии является появление бога Амона, или Атума, из первичных вод Нун на клочке земли, названном первобытным холмом. В «Истории Древнего Египта» Грималь предлагает детальное описание этого события, вызывающего в памяти схожие аспекты внешнего сюжета догонского мифа.
Существует три египетские космогонические системы, но все они предлагают вариации одной темы: сотворение Солнцем Вселенной из жидкого элемента… Основная система развивалась в Гелиополе, ныне предместье Каира, а в те времена — древнем священном городе, где восходили на трон фараоны. Космогония Гелиополя была самой ранней; она вдохновляла египетских теологов в более поздние периоды истории. Гелиопольские представления о происхождении мира в общих чертах перекликаются с другими мифологиями. В начале был Нун — неуправляемый жидкий элемент, имя которого часто истолковывают как «хаос». Не являясь по сути негативным элементом, Нун был извечно существующей массой, не обладающей структурой, но содержащей в себе потенциальные семена жизни.
Из этого хаоса возникло Солнце. Источник его происхождения неизвестен, поскольку говорится, что «оно возникло само из себя». Солнце осветило покрытую чистым песком Землю, которая явилась из воды и приняла форму вертикального камня — бенбена. Этот камень был предметом культа в храме Гелиополя, поскольку считался изначальным местом творения.
Среди поздних текстов древних религий мира мы находим множество фрагментов, где первый возникший из самого себя бог в различных формах и с различными именами уравнивается с солнцем. Однако писатель XIX века К. Станиланд Уэйк в своей статье «Истоки поклонения змеям» рассказывает, что ранее тот же самый бог был тесно связан со звездой Сириус, предвестницей солнца и начала сезона сева. Это наблюдение Уэйка полностью соответствует мифологии догонов.
Доисторический холм, символом которого является камень бенбен, изначально был задуман как насыпь, схожая с яйцом Аммы, но вскоре принял форму платформы со ступенями на каждой стороне, как у догонского амбара. Этот холм обычно обозначается следующим египетским иероглифом:
Рэндл Кларк в книге «Миф и символ в Древнем Египте» писал, что идею доисторического холма воплощает ступенчатая пирамида. Вспомним, что в мифологии догонов амбар был усовершенствованным вариантом простой глиняной хижины, форма которой позаимствована у муравейника. Кларк считает, что пирамиды Древнего Египта являются следующим шагом в усовершенствовании данных построек. Саггс продолжает эту мысль при рассмотрении доисторического холма.
Песчаная насыпь над могилой считалась магически равной первобытному холму… Имхотеп модифицировал прежний холм, окружённый ступенчатыми кирпичными стенами, превратив его в массивную структуру, которая покрывала и заключала в себе всю гробницу. Таким образом, пирамида египтян символизировала первобытный холм или служила напоминанием о нём. Это объяснение основано не на простом теоретическом рассуждении: связь между пирамидой и богом Атумом недвусмысленно дана в тексте, вырезанном на пирамиде. Согласно этому тексту, пирамида ассоциировалась с истоками и сохранением жизни.
Бенбен занимает важное место в древнеегипетских религиозных традициях Гелиополя, как и яйцо Аммы у догонов. «Бен» в египетской мифологии — другое имя «саморожденного» бога Амона. Как и бог Мин, по описанию бенбен похож на метеор. Он располагался в общественно значимом месте на вершине каменной колонны или столба. Сочетание столба и бенбена воплощается в обелиске, что делает связь между богами Беном и Мену ещё более явной, поскольку дополнительная форма иероглифического слова menu означает «обелиск». Мастаба — гробница, имеющая форму усечённой пирамиды, — считается промежуточным звеном между доисторическим холмом (или бенбеном) и пирамидой, о чём пишет Грималь.
Мастаба, как дом мёртвых, представляла собой первобытный холм, из которого Атум создал мир, а потому она являлась символом творения. Тексты также говорят, что Имхотеп решил сделать мастабу квадратной и закрыть её пирамидой… Спустя век ступенчатый подъём пирамиды был вытеснен пирамидой IV династии с гладкими стенами… Переход к такому виду сооружения и введение бенбена (остроконечной верхушки) — это способ урегулировать конфликт между Атумом и Ра.
Упомянутый Грималем конфликт, из-за которого от построек с плоскими верхушками перешли к остроконечным пирамидам, вызывает в памяти несоответствие в параметрах догонского амбара. Легко можно представить теологический диспут между теми, кто следовал описанию плосковерхой пирамиды, и теми, кто был предан сказанию про остроконечную пирамиду. Судя по всему, Имхотеп разрешил эту тупиковую ситуацию, добавив безупречную икону — камень бенбен — на вершину плосковерхой ступенчатой пирамиды (это сравнимо с водружением креста на купол церкви) и удовлетворив тем самым обе стороны. Если вспомнить о расчётах догонского амбара, то становится совершенно понятно, почему построенная царем Джосером в Саккаре пирамида — самая большая из дошедших до наших дней египетских ступенчатых пирамид — имеет именно такую форму. Если взять измерения амбара и расположить ступени на четырех сторонах плосковерхой платформы, станет ясно, что необходимо именно шесть ступеней.
С лингвистической точки зрения существуют чёткие связи между видом египетской пирамиды и догонского амбара. Египетское слово, обозначающее амбар или склад, — ukher, а основание пирамиды называется ukha theb-t. Как мы помним из нашего краткого рассказа о догонской истории Сотворения мира, огонь первой кузницы был установлен на плоской верхушке амбара. Также мы знаем, что в некоторых древних культурах плосковерхие пирамиды использовались как алтари для жертвоприношений. Поэтому, если учесть параллели между догонскими и египетскими символами, которые мы уже нашли, то неудивительно, что египетское слово ukha означает «огненный алтарь».
Существует также серьёзная причина связывать слово «бенбен» с яйцом Аммы догонов. Другая форма этого слова, означающая «торопить», характеризует усилия Аммы в создании Вселенной. Эта интерпретация подтверждается «Словарем египетских иероглифов», где слово «начинать» (shaa) звучит так же, как и «амбар». Более того, двойственность бенбена как яйца Аммы и амбара подкрепляется египетским словом sehuy что значит «собирать» и «собирать в хранилище»; а второе слово sehu-t переводится как «яйцо».
Эта связь между камнем бенбен и яйцом Аммы легко позволяет понять кажущийся неясным египетский символ скарабея. Скарабей — жук-навозник, откладывающий яйцо в шарик навоза. Этот шарик напоминает яйцо Аммы, где содержатся свернутые в спираль семена ещё не рождённой Вселенной. На основе такого сходства нетрудно понять, как скарабей может представлять творческую силу.
После яйца Аммы первым, что мы исследовали в вопросе о структуре вещества, было По. Если мы обратимся к словарю иероглифов Баджа за похожими словами, то обнаружим статью, посвященную имени египетского бога По — омониму По у догонов. Бадж считает, что это имя может означать «тот, кто есть; тот, кто существует; существующее». Более четко соотнести это слово с атомом мы сможем, если посмотрим на родственное ему слово pau-t, означающее материю или субстанцию. Как уже говорилось ранее, догоны считают, что слово ро происходит от того же корня, что и polo — «начало», поэтому неудивительно, что египетское рай также значит «доисторическое время», apauti taui — «начало времен».
Как мы уже знаем, по словам догонов, семя Сене соединяется в центре По подобно тому, как протоны и нейтроны связываются между собой, образуя ядро атома. Хокинг в «Краткой истории времени» пишет, что эти частицы состоят из известных комбинаций кварков. Он указывает: «Протон или нейтрон создан из трёх кварков… Протон содержит два верхних кварка и один нижний; нейтрон содержит два нижних кварка и один верхний. Мы можем создать частицы из других кварков… но их масса будет значительно больше, и они очень быстро превратятся в протоны и нейтроны».
Если мы ищем иероглиф, представляющий либо протон, либо нейтрон, то нужно учесть, что он каким-то образом будет нести в себе идею частицы, созданной из трёх связанных между собой компонентов. Более того, это египетское слово должно быть лингвистически связано с догонским словом «Сене». Используя эти критерии в качестве основы для поиска в словаре иероглифов, мы легко обнаруживаем слово serc, означающее «они, им, их» и представленное следующим иероглифом:
Другое прочтение этого иероглифа может быть таким: «частица (глиняный горшок), связанная (веревка с узлами) из трёх элементов (число, З)». Соответствующее слово догонов, sene, отсылает нас к электрону, поскольку описывает его как то, что окружает По и делает его видимым, «пересекая» во всех направлениях и образуя тем самым гнездо (точно так же, как электроны кружат вокруг атомного ядра). Если мы хотим представить идеальную конфигурацию иероглифов для этого слова, она должна включать в себя указание на электромагнитное поле и орбиту электрона. В египетском языке эквивалентом слова «гнездо» является анппи, вероятно, от аип — «открывать». В иероглифах, составляющих слово аип, мы видим догонскую схему орбит электронов, соединённых с символом воды — знаком, который ранее мы связывали с электромагнитной силой:
А вот другой вариант прочтения этого иероглифа: «то, что кружится под действием электромагнитной силы».
Вспомним, что семя Сене в качестве электрона играло роль частицы со спином 1/2 в догонской истории о похищенном у Номмо огне. Мы решили, что слово «украсть» указывает на связывание двух атомов через общий электрон, в результате чего образуется молекула. На основании этого прочтения мы можем выявить дальнейшую связь между египетским словом sen и догонским sene, имеющим два подходящих значения: «связывать» и «воровать», — что чётко указывает на догонское восклицание «Украдено!» в конце мифа.
Следующим аспектом догонской символики атомной структуры являются четыре стадии творческого процесса: буммо, яла, тону и той. Ранее мы соотнесли эти фазы с четырьмя квантовыми силами — силой гравитации, электромагнитной силой, сильным и слабым взаимодействиями. В «Легендах о египетских богах» Бадж приводит пример того же подхода, рассказывая легенду о сотворении Вселенной богом Хеперой:
История Сотворения мира рассказывается богом Неб-ер-чер… Это имя означает «повелитель крайних пределов», а сам образ бога говорит о том, что слово «предел» связано с пространством и временем и что, по сути, Неб-ер-чер является вечным богом Вселенной… Где и как существовал этот бог, не указывается, но, судя по всему, он считался всемогущей и невидимой силой, заполнявшей всё пространство. У этой силы возникло желание создать мир, и, чтобы это сделать, она приняла форму бога Хеперы… Когда эта трансформация произошла… небеса и земля ещё не были созданы, но существовала большая масса воды, или мир-океан, называемый Ну… Именно там эта сила превратилась в бога. В небесном океане содержались зародыши всех живых существ, возникших после в небе и на земле, но они существовали в пассивном и беспомощном состоянии… Хепера породил себя, произнеся собственное имя… и использовал слова, чтобы обрести место, где мог бы стоять… Одна версия истории Сотворения мира рассказывает о душе-сердце как помощнике Хепера в его первых творческих актах; мы можем предположить, что в своём сердце он задумал образы вещей, которые хотел создать, а затем, проговорив их имя, заставил мысль принять конкретную форму. Появления вещей из мыслей выражается в Египте фразой «заложить в сердце основание».
В организации своих мыслей и их зримых форм Хепере помогала богиня Маат, которую обычно считают богиней закона, порядка и истины…
В этой легенде, однако, она играет роль Мудрости.
Египетская концепция «закладки основания» в контексте мифа, описывающего сотворение Вселенной, напоминает стадии творческого процесса догонов (буммо, яла, тону и той) и объясняется той же самой метафорой, что и у догонов. Существуют языковые связи между египетскими словами и догонскими идеями упомянутых стадий. Исследуя их, важно помнить, что в египетской иероглифике, как и в древнееврейском языке, гласные звуки только предполагаются и точно так же могут быть заменены другими гласными. Иероглифическим двойником догонского слова Ьитто является Ьи таа — «истина», синоним слова maat с тем же корнем — таа, который, как мы говорили ранее, означает «исследовать» или «воспринимать». Догонское слово yala значит «каменная кладка, очерчивающая границы строения». Его иероглифическим синонимом является ahau — «точки межи» или «границы». Третья стадия догонской концепции творчества, tonu, определяется как «приближенный образ того, что создают». Его египетским двойником является teni — «достигать». Последняя догонская стадия творения называется toy, или toymu, и считается заключительным шагом в создании предмета. Соответствующее иероглифическое слово temau означает «цельное». Отсюда же и имя египетского бога Атума, или Тума, которое, согласно «Новой мифологической энциклопедии» Роберта Грейвса, происходит от корня со значением «быть цельным».
Фраза «заложить в сердце основание» выражается на языке иероглифов как senti ta. Одно из значений слова sen — «творить», а слово senti означает «основывать» или «устанавливать». Есть омоним и для слова ta — «время». Фразу senti ta легко можно перевести как «творить или устанавливать время», что является вполне подходящим действием для «самозародившегося» бога.
У догонов основным компонентом материи была нить, сплетенная пауком Дада. Если мы захотим найти догонское слово dada в египетском языке, то можно сперва не задумываться о том, чем у египтян будут обозначены два гласных звука «а». Нужно сосредоточиться на двух согласных. Рамзее Селим обсуждает согласные звуки в недавнем переводе древнеегипетской «Книги Мёртвых». Он пишет: «Египетские слова, означающие «язык» — Ddt, Medu или Ra-N-Kemit.
Корень слова Ddt — глагол Dd, означающий «говорить», «разговаривать» или «заявлять». Произнесение слова — энергия, колеблющаяся в форме спирали, представлена змеёй, символом первобытной силы.
В приведённом ранее фрагменте из книги Баджа говорится о том, что речь (символ спиральной доисторической энергии) является орудием, с помощью которого египетский бог Хепера сотворил Вселенную. Таким образом, творческий импульс и формирующая сила Вселенной у египтян уравнивается со спиральной нитью, сплетённой догонским пауком Дада.
Всё это возвращает нас к Нейт, древнейшей богине, не занимавшей особое положение во внешней истории египтян. Однако именно она считается матерью всех остальных египетских богов и богинь. Нейт не имеет очевидного двойника в догонской культуре. Из предыдущих рассуждений мы помним, что центральные символы мифологии догонов воплощают в себе составляющие материи — атомы, электроны, протоны, нейтроны, квантовые частицы и струны, а сама материя является побочным продуктом движения или вибрации древних струн. Посмотрев на египетские иероглифы, мы обнаружим, что слова ntt-t («нить») и ntt («плести») имеют тот же корень, что и net — египетское имя богини Нейт. Таким образом, истинным двойником Нейт вполне может быть догонский паук Дада. Связь между догонским пауком и египетской матерью-богиней подкрепляется статьей из «Словаря языка догонов». Согласно ему, догонское слово dada означает «мать».
В египетской мифологии говорится, что Нейт соткала мир своим челноком; это утверждение созвучно мнению догонов и современной теории струн. Более того, иероглифы напоминают о нити догонов через слово thes-t, означающее «нить». Это слово происходит от thes, имеющего два значения: «свертываться спиралью» и «ткать».
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что если египетское слово ntt действительно отражает концепцию струн, иероглифические знаки, которыми оно выражается, обладают узнаваемыми деталями, относящимися к пересечению струн. В книге «Миф о материи» Пол Дэвис и Джон Гриббин приводят схемы, показывающие два типа их пересечения:
Иероглифическое слово ntt записывается по-разному. Два наиболее распространенных его написания включают в себя характерные символы, совпадающие с приведёнными на рисунке схемами, а значит, отражают факт переплетения струн:
Имя богини Нейт пишется иероглифами по-разному. Мы можем предположить, что если богиня в одном из своих воплощений представляет струну, то иероглифы её имени каким-то образом отражают это. Сравним иероглиф Нейт со схемой, взятой из книги Брайана Грина «Элегантная Вселенная»:
Согласно гелиопольской традиции, первыми появились боги Геб, Нут, Шу и Тефнут, связанные соответственно с землёй, водой, ветром и огнём. Матерью всех богов может считаться Нейт, как источник всей материи — струны. Интерпретацию богини Нейт как струны, подтверждает следующее утверждение из статьи Кэтрин Гриффис-Гринберг.
Порождение материи и жизни — изначальная роль Нейт в сотворении Вселенной. Убеждение, что она делает это без помощи других богов, присутствует в «Текстах пирамид» и сохраняется до самого конца существования древнеегипетской культуры. Среди всех египетских богов и богинь Нейт упоминается в египетских текстах как «старшая» и даже как «первое» божество. В поздний период её считали великим создателем мира, и некоторые учёные часто сравнивали её с богами-творцами, такими как Атум и Пта. Нейт описывается либо как бог неопределённого пола, либо как обладатель признаков обоих полов. Таким образом, её следует рассматривать не как «древнюю мать-богиню», о чём говорится в некоторых источниках, а как андрогинное божество, создавшее мир из самого себя. В египетских текстах разного времени есть упоминание того, что Нейт, взявшая инертный потенциал Нун и породившая бытие, по сути, осуществила первый сознательный акт творения из пустоты.
Мы видим, что посредством мифов и иероглифов египетская культура дает определение струн, указывает их цели и структуру, а также наиболее распространённые случаи их взаимодействия.
Когда египетская мифология говорит о Нейт, сотворившей материю из «инертного потенциала Нун», мы понимаем, что базовое значение пип — небесные воды — должно также иметь смысл в контексте квантовой и атомной физики. Мы снова ищем иероглифический символ, ясно отражающий научные данные. Частицы и волны — кирпичики вещества Вселенной — мы находим в иероглифическом изображении египетского слова пи:
Исследовав иероглиф слова «нить», мы обнаружим подтверждения его связи с идеей колеблющихся струн. Первое из них касается слова set, означающего «нить, струна, шнур», которое пишется изображённым ниже сочетанием знаков, а также родственного ему слова sett — «дрожать». Их связь указывает на причину, по которой мы не находим в словаре Баджа статьи о слове «колебаться». Очевидно, Бадж решил объяснить многочисленные египетские отсылки к колебаниям словом с очень похожим значением — «дрожать»:
Иероглифы подтверждают и знакомство египтян с М-теорией, пространством Калаби-Яу и разрывом искривленного пространства. Это подтверждение обнаруживается в словаx pet («обширный») npeth («разрывать»). Интересно отметить, что слово peth родственно с именем бога Пте (или Пта), который называется у Баджа «архитектором неба и земли». Сравните схему из книги Брайана Грина «Элегантная Вселенная», представляющую разрыв пространства Калаби-Яу, и египетский иероглиф слова «разрывать», расположенный справа:
Для прояснения контекста египтяне применяли в иероглифическом письме особые знаки. К примеру, символ полушария обычно появляется в словах, связанных со структурой материи, а квадрат возникает в словах, относящихся к пространству — времени. Точно так же в мифологии догонов существует причина для использования полушария в качестве символа земли и земли как метафоры материи:
Соотнесение Нейт и огдоады богов с компонентами атомной структуры наталкивает на интересную мысль: между первыми богами гелиопольской традиции и научными концепциями Большого взрыва и образования материи, может быть символическая связь. Бен и Мин — два разных имени одного и того же бога, который обозначается метеоритом и в культуре догонов представляет неоформленную Вселенную. Амон, двойник догонского бога Аммы, воплощает творческий импульс, явившийся причиной Большого взрыва, — по мнению догонов, тот самый ветер, что разбросал будущую материю по всем уголкам Вселенной. Египетская мать-богиня Нейт плетёт струны — фундаментальный источник вибраций материи. Египетский бог Мену (также известный как Мин) сочетает в себе четыре квантовые силы, являясь в некотором смысле формулой вещества. Эту интерпретацию поддерживают иероглифы его имени, которые принимают новое значение, если мы взглянем на связь между ними и научными концепциями, как это представлено в следующей таблице:
Эта очевидная связь между первыми египетскими богами и квантовой механикой позволяет нам по-новому интерпретировать египетские религиозные символы. Теперь мы можем отделить ранних египетских богов и богинь от более поздних, основываясь на том, насколько иероглифы их имен связаны с научными данными. Более того, теперь есть возможность перепроверить наши выводы относительно догонских символов. Используя сделанные открытия, мы в состоянии подтвердить научные значения трёх ключевых символов, исследовав иероглифическую структуру слова ип, которое означает «быть», «существовать». (Неудивительно, что ипип также означает «дрожать» и «работать в поле».) Иероглифы слова ип просты и состоят из символов орбиты электрона электромагнитной силы и спирали:
Некоторые наиболее сложные для понимания аспекты квантовой теории кажутся парадоксальными при исследовании поведения материи. Ричард Фейнман в книге «Особенность физического закона» говорит, что один из парадоксов можно продемонстрировать в эксперименте, проходящем в три стадии.
Представьте, что в комнате есть барьер с отверстием в центре, а за ним второй — с двумя отверстиями. За вторым барьером мы располагаем детектор, способный фиксировать все, что проходит за этот барьер.
На первой стадии эксперимента через отверстие в первом барьере мы в случайных направлениях выпускаем пули. Некоторые их них проходят через одно из двух отверстий второго барьера и фиксируются детектором. Поскольку пули выпускаются по одной, они не сталкиваются друг с другом и создают на детекторе особое изображение.
На второй стадии эксперимента через отверстие в первом барьере мы посылаем волны воды. Некоторые из них проходят через два отверстия во втором, и интенсивность их записывает детектор. В этом случае они достигают друг друга — как волны, отходящие от лодки, достигают человека, который едет за ней на водных лыжах. Некоторые волны гасят друг друга, другие — усиливают, и все создают на детекторе различные виды изображения.
Фейнман говорит, что если мы проделаем тот же эксперимент с электронами вместо пуль, то обнаружим необычные вещи. Мы увидим на детекторе рисунок, схожий с тем, который создается пулями. Другими словами, электроны буду вести себя как частицы. Однако если мы не будем следить за электронами, а просто запишем их прибытие на детектор, то увидим, что они формируют волновой рисунок. Из этого ученые делают вывод, что электроны могут вести себя и как частицы, и как волны — всё зависит от того, следят за ними или нет. Чтобы понаблюдать за электронами, на них направляют очень яркий свет, поэтому сразу возникает мысль о влиянии света на эти частицы. Но разница видна независимо от способа наблюдения за электронами. Чем точнее используется метод, тем больше создаваемый ими рисунок похож на след частиц.
Данный аспект поведения электронов представляется базовым для природы материи, поэтому, если египетские и догонские мифы о создании Вселенной действительно содержат научные знания, сложно представить, что этот аспект в них не затронут. Поскольку такие сведения о природе материи являются базовыми, скорее всего, они будут отражены где-то в начале истории Сотворения мира. Эксперименты показывают, что компоненты, из которых состоит материя, ведут себя либо как волны, либо как частицы — в зависимости от наблюдателя.
Если мы обратимся к обсуждавшейся ранее гелиопольской традиции, то вспомним описание похожего на воду хаоса по имени Нун. Бог Хепера с помощью Маат, представляющей истину или порядок, способен произнести слово (догоны говорят «соткать слово») и таким образом создать материальный мир из нереализованного потенциала Нун. Ранее мы говорили о слове moat, а также родственном ему таа и сделали вывод, основанный на статьях из «Словаря египетских иероглифов» и «Словаря языка догонов», что более правильный перевод таа — «исследовать» или «воспринимать». Имя Хепера происходит от корня, означающего «изменять». Основываясь на этих определениях, можно представить, что Хепера обратился к подобному воде Нун и, просто восприняв его, превратил в первобытные нити, образующие слова материи. Египтяне и догоны называют этот процесс «закладкой основания», так что перед нами действительно метод, которым был заложен фундамент материи.
Чтобы понять фразу «заложить в сердце основание», мы должны исследовать различные египетские слова со значением «сердце» и те, что звучат подобным образом. Одним из таких слов является hat, кроме прочего означающее «начало» или «граница». При таком толковании слова мы видим закладку фундамента Вселенной в начале существования материи.
Другим словом, обозначающим «сердце», является bet, что значит также «самая главная часть» или «разум». Мы видим здесь заложение основ реальности в сознании. Иное значение bet — «горшок» — наш мифологический символ частицы. Следовательно, перед нами фраза «заложить основание для частиц».
Итак, египетская мифология ясно отражает парадокс материи, о котором писал Фейнман: неким образом то, что мы называем реальностью, действует как фильтр, организовывая материю. Египетская мифология подтверждает эту интерпретацию словом maat, одно из значений которого — «порядок». Когда элементарные части материи остаются незамеченными, они ведут себя как волны, если же их воспринимать — они проявляют свойства частиц. Таким образом, то, что мы называем реальностью, может являться измененным вариантом иного бытия.
Поскольку египетская мифология, судя по всему, описывает этот процесс, имеет смысл исследовать относящиеся к нему иероглифы и посмотреть, что ещё мы можем узнать. Мы обнаруживаем существование альтернативной версии слова «нить» — nu-t> которое пишется следующим образом:
Символы включают в себя волнистую линию воды и режущий край тесла — эти знаки означают «выбирать, отдавать предпочтение» или «придавать форму». Далее следуют символы частицы, струны и струны в виде петли. Тесло — разновидность топора, который в египетском искусстве часто изображается в руках Амона. Если трактовать всё это с точки зрения науки, мы поймем, что акт наблюдения каким-то образом вынуждает изначальные нити сворачиваться как стружку. Многие эти символы мы находим в египетском слове mu, означающем «смотреть, наблюдать».
Квантовое взаимодействие, из-за которого волны превращаются в частицы, кажется очень важным, поскольку в нём процесс восприятия делает скрытый потенциал реальным, а потому имеет смысл исследовать египетское слово, означающее «реальность». В словаре мы обнаружим, что «реальность» в Египте называлась таа — вполне логично.
Квантовый парадокс волн и частиц и их связь с египетской религией приводят нас к пониманию имени бога Амона, известного как «скрытый». Его имя включает в себя следующие три символа, с которыми мы ещё не сталкивались в нашем исследовании и значение которых взято из «Словаря египетских иероглифов»:
означает «место или святилище»,
означает «скрывать или скрываться»,
означает «вмешиваться».
Имя Амона пишется так:
Буквальное и наиболее понятное прочтение этого имени может быть таким: «Тот, кто в месте, скрытом от вмешательства, сплетает из волн частицы».
-
То, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим.
Генетика и биологическое воспроизводство.
Чем глубже мы знакомимся с догонским мифом о Сотворении мира и его символами, тем очевиднее становится то, что его связь с научными фактами выходит за пределы одной лишь астрофизики. Действительно, одним из наиболее замечательных аспектов сказаний догонов о создании Вселенной является то, что они в контексте единой мифологической истории содержат в себе три отдельные сюжетные линии. Как уже упоминалось, первый из этих сюжетов рассказывает о Большом взрыве и сотворении материи — тема, полностью вписывающаяся в рамки мифа. Второй сюжет отражает сведения о генетике и размножении. В ходе обсуждения догонского мифа мы уже отмечали очевидные связи с биологическим воспроизводством. Интересно, что эта вторая сюжетная линия основывается на новом наборе значений всё тех же базовых символов, определявших идеи атомной и квантовой структуры вещества. Как и в истории Большого взрыва, всё начинается с того же изначального символа — яйца Аммы. В «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен предлагали описание и схему яйца Аммы как символа воспроизводства. «Яйцо Аммы продолговатой формы; оно покрыто символами и названо «утробой всех знаков мира», центром которой является пупок… Этот овал содержит 266 знаков Аммы (атта bитто)».
На данном символическом уровне яйцо Аммы воплощает в себе матку — источник воспроизводства и жизни, — в центре которой располагается спираль, содержащая 266 потенциальных семян, или знаков. Эта спираль ассоциируется с ДНК. Взглянув с этой точки зрения на яйцо Аммы и связанные с ним мифологические символы, мы снова находим множество доводов в поддержку такой интерпретации. Лучше всего начать с бенбена.
Роберт Бовал и Адриан Гилберт в книге «Мистерия Ориона» описывают бенбен и его значение для египтян.
В Гелиополе был важнейший священный холм или насыпь, где, по представлениям египтян, появился первый восход; считалось, что до времен пирамид на этом холме стояла священная колонна. В начале эры пирамид священную колонну сменила другая, ещё более значимая реликвия, а точнее — её разместили прямо на колонне.
Этой реликвией был бенбен — таинственный камень конической формы, который… считали явившимся из космоса. Бенбен находился в храме феникса и служил символом легендарной космической птицы обновления, возрождения и календарных циклов. В древнеегипетском искусстве феникс обычно изображался в виде серой цапли — возможно, из-за её миграционных привычек. Люди думали, что феникс появился в Гелиополе, чтобы отмечать важные циклы и рождение нового века. Его первое пришествие, судя по всему, и породило культ бенбена, вероятно считавшегося божественным «зерном» щедрой космической птицы. Эта идея… возникает из-за корня слова ben, или benben, которое означает человеческую сперму, семяизвержение или оплодотворение. Таинственный камень бенбен исчез задолго до посещения Египта Геродотом», но прежде завещал своё название верхнему камню или конической вертушке пирамид, а позже и вершине обелисков.
Бовал и Гилберт изображают камень бенбен как матку, указывая на репродуктивные значения корня слова benben. Мы помним, что двойственность символики яйца Аммы была выведена из его связи с догонским амбаром и египетским словом sehu, что означает «собирать» и «собирать на хранение», а также из связи со словом sehu-t — «яйцо». У многих народов слово «яйцо» использовалось как образ размножения и возрождения. Догонский амбар, как уже было упомянуто, внешне символизирует женщину, лежащую на спине, следовательно, его внутренняя часть — своеобразная матка.
Если, как мы сказали, спираль напоминает ДНК, то 266 семян наводят на мысль о генах и хромосомах, в которых они содержатся. Давайте вспомним, что нам известно о хромосомах.
В каждой человеческой клетке содержится 23 пары хромосом. Современная наука группирует первые 22 пары вместе, называя их аутосомами. Структура последней пары хромосом определяет пол человека; эти хромосомы выглядят либо как X — с четырьмя плечами, либо как Y — с тремя, поэтому они и называются X- и Y-хромосомами. При оплодотворении Х-хромосома матери связывается с X- или Y-хромосомой отца — таким образом рождается девочка или мальчик. У женщин двадцать третья пара состоит из двух Х-хромосом, у мужчин — из X- и Y-хромосомы.
Обсуждая двадцать третью пару хромосом, современная генетика проводит различие между двадцатью двумя аутосомами и последней парой определяющих пол хромосом. Подобное наблюдается в мифах догонов, где упорядочиваются 266 семян, или знаков, яйца Аммы. Вот что пишут в «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен об организации спирали знаков в утробе:
Шестьдесят шесть яла центральной спирали делятся следующим образом: двадцать два в центре По, затем сорок, разделенные на восемь групп — по пять в каждой, и наконец четыре в качестве Сене на кончике спирали. По, в чьём теле Амма строит мир, понимается здесь как прообраз семени… В нем двадцать два яла.
В центре спирали из двадцати двух яла имеют значение первые шесть (как и первые шесть буммо в схеме знаков). Эти шесть яла являются «полом По», их число ассоциируется с мужским началом, где тройка символизирует пенис и яички. Повторение числа «3» подчеркивает другой фундаментальный аспект второго творения Аммы — парность…
Шесть яла «пола По» считаются яла пола Вселенной, а также первого живого существа, возникшего в утробе Аммы — потто anagonno, символа человеческого плода.
Описание догонов хорошо укладывается в рамки современного научного представления о двадцати двух человеческих аутосомах и последней определяющей пол паре хромосом. Числа «4» и «3» соотносятся с X- и Y-хромосомами: первое имеет четыре плеча и даёт ребёнка женского пола, второе — три и дает ребёнка мужского пола. Отсюда становится ясно, что число «7» будет символизировать самого человека, поскольку его пол определяет пара хромосом. Следы тех же чисел можно отыскать в следующих египетских иероглифах:
Обсуждая в пятой главе атомную и квантовую структуры, мы обнаружили, что рисунки догонов лишь укрепляют связь между мифологическим описанием догонов и наукой. Те же символы подходят и для обозначения биологического воспроизводства. Соответствие догонских символов генетике безусловно подтвердится, если мы сравним научную схему, изображающую митоз, с иллюстрацией яла яйца потто anagonno из книги «Бледный лис»:
Каждая из этих двух схем передает стадию митоза — одной из форм клеточного деления, при которой хромосомы удваиваются и образуются веретёна, позволяющие двум наборам хромосом двигаться к противоположным концам клетки, до того как она разделится. В «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен описывают понимание догонами того же процесса почти научными терминами.
Во время деления яла соответствующее положение атта giru по отношению ко всему находящемуся в яйце потто anagonno будет играть важнейшую роль. Действительно, яла четвертого тела kikinu располагаются в верхней части яйца (в форме трёх линий, исходящих из центра), напоминая спицы зонта. На противоположном конце, в нижней части, яла пола kikinu опрокидываются, размещаясь таким же образом.
Для обозначения соответствующих ролей, догоны говорят, что «яла яйца потто anagonno растянуто, как мир, который собирается развернуться… Яла потто anagonno создает удлинение мира». Возникшее существо окажется законченным, живым, чистым и будет способствовать общей плодовитости.
В египетском языке мы находим образ, напоминающий рисунок хромосом и веретён, в иероглифе слова mes еп (возможно, формы слова sen), что означает «рождаться, появляться»; с этим иероглифом пишется слово mesi — «вынашивать, рождать, создавать, придавать форму». Тот же символ (см. ниже) используется в словах messiu, — «те, кто рождён, дети» и mes — «ткать, прясть»:
Исследуя египетский язык, мы находим ещё одно похожее слово — sen, означающее, кроме прочего, «копировать, создавать подобие». Другое слово, омоним sen, значит «глина» — из неё, по легенде, было создано человечество.
Если мы примем тот факт, что между символами внутренней истории догонов и элементами генетики есть логичная связь, то сможем объяснить мифологические символы из других сказаний, понятных не столь хорошо. Пример такой истории можно найти, обратившись к Ануннакам — таинственным древним богам шумеров. Роберт Темпл описывал Ануннаков в своей книге «Мистерия Сириуса» таким образом:
Не существует прямой связи между каким бы то ни было важным богом шумеров и любым из Ануннаков… Ануннаки приводят шумерологов в недоумение. Они не «идентифицированы», никто точно не знает, кто под ними имеется в виду. Хотя эти боги часто появляются в текстах, очень раздражает то, что нигде не объясняются их личности. Однако для шумеров они были чрезвычайно важны, и это ясно без допросов.
Нет необходимости говорить, что никто из семи Ануннаков до сих пор не опознан как конкретный бог… Ни один шумеролог не способен удовлетворительно это объяснить. Всё остается чрезвычайно неточным и запутанным.
Другие исследователи также соглашаются с отсутствием сведений об Ануннаках. В своей книге «Боги, демоны и символы древней Месопотамии» Джереми Блэк и Энтони Грин упоминают об Ануннаках следующим образом:
Ануна (Ануннакку), возможно, означает «благородные потомки»; это слово использовалось в древних шумерских текстах, означая преимущественно ранних богов, рожденных первыми и не наделявшихся индивидуально именами.
В шумерской культуре Ануннаки занимали примерно такое же место, как восемь предков у догонов. Древние и современные источники не сходятся в определении точного числа Ануннаков. К примеру, в «Энума элиш» — шумерском эпосе о Сотворении мира — божества представлены как семь судей подземного мира, хотя другие источники говорят, что их было пятьдесят. Эту вариантность можно объяснить существованием оригинальной внутренней истории, как у догонов, где восемь первых предков, один из которых был убит, позже породили восемьдесят. В таком случае разумно предположить, что Ануннаки также являются эмбриональными клетками, созданными в процессе мейоза — клеточного деления.
Ранее показанный догонский символ восьми кикину (kikinu), по описанию и изображению напоминающих хромосомы, подтверждает ту же символику, связанную с предками и числом «8». Даже шумерский термин «Ануннаки», происхождение которого неясно, напоминает догонское слово «кикину». Разделение кикину на две группы по четыре в каждой повторяет модель двух групп эмбриональных клеток, также разделенных по четыре.
Современной науке прекрасно известно, как оплодотворенная сперматозоидом яйцеклетка растёт и превращается сначала в эмбрион, а затем в зародыш. На третьей неделе эмбрионального развития у будущего человека появляются позвоночник и мозг, формируется сердце. На четвёртой неделе образовываются уши и глаза. На восьмой или девятой неделях у плода появляются руки и ноги. На двенадцатой-тринадцатой неделе уже можно определить пол ребенка. В «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен рассказывают, как догоны повествуют об этом процессе развития плода:
На первой стадии слово в sosogu было андрогинным; это было жизнью всё ещё неопределённого существа, растительным существованием. В ходе следующей стадии слово получает пищу, которая передается через кровь. Теперь оно становится определённым (мужчиной или женщиной), принимает свои качества, проходя через внутренние органы, начиная с сердца, которое связывается с наджаберными органами и объединяет физиологию существа с его психикой. Восьмое произнесение слова касается пола, репродуктивных органов, дающих взрослому возможность производить на свет новое живое существо.
Четыре последних яла из шестидесяти шести знаков спирали яйца Аммы объясняются Гриолем и Дитерлен с точки зрения генетики. Учёные использовали ту же концепцию, что ранее упоминалась при описании четырёх видов кварков.
Четыре последних яла отведены Сене, здесь они называются «свидетельством старого мира»… и первого рождения. Их число подчеркивает присутствие в новой Вселенной четырёх элементов, сохраненных Аммой с Сене в следующем порядке: вода, огонь, земля и воздух; последний из этих элементов находится на кончике спирали.
Символы, которые в первом мифологическом сюжете воплощают кирпичики материи, во втором могут восприниматься как элементы молекулы ДНК, состоящей из нуклеотидов. В каждом нуклеотиде содержатся фосфат и одно из следующих азотистых оснований: аденин, цитозин, гуанин или тимин.
Из предыдущих рассуждений о 266 семенах Аммы мы помним, что догоны разделяют эти знаки на группы двумя различными методами. В первом случае семена делятся на следующие группы: шесть, двадцать и четыре раза по сорок. Число знаков в этих группах наталкивает на мысль о ключевых числах, связанных с ДНК. Раш У. Дозиер-младший рассказывает о генетическом коде в своей книге «Коды эволюции».
Как мы видим, генетический код формирует на Земле всю жизнь. Он состоит из четырёхбуквенного алфавита, содержащего в себе четыре различных типа нуклеотидов. Эти нуклеотиды являются структурными элементами молекулы ДНК. Последовательность нуклеотидов предоставляет всю необходимую информацию для создания человека или любого другого организма. Слово в этом алфавите состоит из последовательности трёх нуклеотидов и называется кодоном. Каждое слово-кодон обозначает одну из двадцати различных аминокислот.
Структура ДНК является одной из основных спиралей творения. По форме она напоминает двойную спираль. В «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен рассказывают о создании догонского эквивалента двойной спирали ДНК. Речь идет о сотворении небесных тел, но из-за двойного сюжета догонской космогонии один и тот же набор символов применяется и относительно создания Вселенной, и относительно репродукции.
Это отражает дуализм яйца Аммы и формирующейся Вселенной (и то, и другое выражено числом 266), поскольку говорится, что в процессе развертывания скрученная яла стала парной. Появление яла из спирали служит прототипом будущего возникновения всех небесных тел.
Мы снова видим, что согласованное с верованиями догонов толкование каждого из символов Сотворения мира открывает нам чёткую информацию из области генетики. Полученные путём различных сопоставлений, сведения схожи с текстом энциклопедических статей по данной теме. Символы догонов во многом соответствуют тому, о чём рассказывает нам наука, а аналогия между X- и Y-хромосомами и числами столь очевидна, что мы можем лишь удивляться, почему этого так долго никто не замечал.
Яйцо Аммы, объединяющее в себе идею квантовых сил Большого взрыва и биологического воспроизводства, основывается на фундаментальном сходстве, которое не осталось незамеченным современной наукой. Дозиер объясняет квантовый код в «Кодах эволюции»:
Квантовый код — наиболее сложная и глубокая модель, из когда-либо созданных человеческим разумом. Польза от неё неограниченная. Поняв природу атомов и молекул, физика помогла разобраться в сути генетического и синаптического кодов. Генетический код создан из особого типа атомов и молекул клетки, а синаптический формируется атомами и молекулами мозга.
Также он обсуждает роль частиц и сил в Большом взрыве:
Все частицы и силы, которые мы видим сегодня, произошли после Большого взрыва… Большинство физиков убеждено, что в момент Большого взрыва между частицами и силами не было отличий. Все они образовывали единое симметричное целое.
Во второй главе мы отождествили Пта (египетского кузнеца, скульптора и создателя человека, обладателя второго имени — Хнум) с его вероятным двойником, догонским мужчиной-Номмо. По нашему мнению, Пта должен быть связан с догонскими символами биологического воспроизводства. И такая связь раскрывается в иероглифах, образующих его имя:
Не требуется особого воображения, чтобы увидеть в изображении его имени двойную спираль ДНК. Более того, знак верёвки с узлами регулярно оказывается в словах, имеющих отношение к размножению человека, становясь — как полушарие и квадрат — ещё одним возможным указателем на научные сведения, кроющиеся в иероглифическом языке.
Лэд Скрэнтон "Тайные знания догонов".