В «галло-римской» могиле нашли скелет, «собранный» из костей пяти человек
Могилу с «составным» скелетом около 50 лет назад раскрыли на могильнике в Поммерёле (Pommerœul). Она оказалось единственным захоронением некрополя, совершенным по обряду ингумации (трупоположение). Остальные погребения представляли собой кремации. Всего их было 76, датировались они II–III веками н.э. Захоронение-«ингумация» находилось на большей глубине, а расположение костей было нетипично для римского времени: погребённого положили на правый бок с согнутыми ногами (обычно их клали на спину). Но рядом с черепом нашли римскую костяную булавку, так что и погребение датировали римским временем.
Теперь кости из некрополя изучили заново. Как и ожидалось, останки в кремациях датируются римским временем, а вот кости из «ингумации», судя по радиоуглеродному анализу, гораздо старше – эпохи неолита. При этом и кости каменного века имеют временной разброс: самые ранние из них относятся ко времени около 3333 г. до н. э., а самые поздние – к 2675 г. до н.э. Определить возраст черепа радиоуглеродным методом не удалось, но костяная булавка, которая лежала рядом с ним, датируется 69–210 годами н.э. Кроме того, ДНК, извлечённая из черепа, показала, что два родственника его «владельца» похоронены в близкое время и не очень далеко – примерно в 160 километрах, в период между 211 и 335 годами н.э.
Словно для того, чтобы запутать ситуацию, в погребении также обнаружили кости трёх разных барсуков, которые заметно старше человеческих: 5971–5746 годов до н. э. и 3625–3375 годов до н.э.
Человеческие кости, как можно догадаться по их возрасту, тоже принадлежат разным «особям». Судя по костям стоп и пальцев, это останки семи разных людей – пяти взрослых и двух несовершеннолетних. Анализ ДНК черепа и длинных костей говорит, что они – от пяти разных людей. Совпадают ли эти «семеро» и «пятеро», определить не удалось.
Исследователи предлагают два возможных объяснения. Первая версия заключается в том, что основное погребение было совершено в неолитическое время. Затем его обнаружили в галло-римский период, когда совершались захоронение остатков кремации. В неолитическом погребении черепа по каким-то причинам не было, и сообщество римского времени «дополнило» скелет черепом своей современницы. В любом случае, булавку положили именно в это время и, скорее всего, в качестве погребального дара. По второй версии весь скелет «собрали» в римское время из разрозненных неолитических останков, которые случайно обнаружили рядом, и «галло-римского» черепа. Если учесть, что положение скелета на боку не типично для римского времени, первый вариант более вероятен.
По материалам The History Blog