Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30
Жизнь |

История зрачков. Почему античные статуи кажутся слепыми?

Александр Федотов из «ДОМа-2» о конкурентах на «Мистере Планета» и пикантном предложении 70-летней пенсионерки

Дегтярёв: я знаю, как вернуть ОКР в олимпийскую семью

Где найти настоящих друзей по интересам: сообщество Urban Kids

Широков высказался о зависимости «Рубина» от Даку

"Меня тут больше интересуют глаза. Они абсолютно живые, в отличие от античных. Неужели античные скульпторы все умели, а вот глаза — нет? Скорее думается про какое-то табу на изображение живых глаз".
Это отнюдь не так! История изображения глаз намного более интересна! 
Давайте же я расскажу вам об истории изображения зрачка, радужки и ресниц в скульптурном жанре.

Пункт 1.
Свойственное многим подсознательное ощущение, "знание", что античные статуи -- слепые, с одними белками навыкат, сформировано не настоящей античностью, а теми ее имитациями и рудиментами, которые мы обычно видим.
В музеях, а также в парковой скульптуре.
Усредненный образ "классической" скульптуры для нас -- такой условный Летний сад, с белыми болванчиками.

Романтично.
Но не верно.
На самом деле стремление изображать глаза зрячими у скульпторов было всегда, причем очень сильным. И они постоянно воплощали его с древнейших времен.

Пункт 2.
Почему это стремление было всегда и сильным?
Это связано с основополагающими свойствами человеческого мозга.
Слыхали о такой штуке, как парейдолия? Это когда наш взгляд "узнает" подобия лиц в самых случайных предметах -- лунной поверхности, овоще, луже и проч. Сейчас это становится в основном лишь материалом для мемасиков, но в древнейшие времена навык распознавания лица был важнейшим механизмом выживания.
Именно поэтому нам подсознательно дискомфортны эти античные лица без зрачков, и вообще лица без глаз.
Поэтому в японской мифологии возник пугающий человек без лица ноппэрапон, а не очень душевно здоровый охранник в Екатеринбурге не выдержал многочасового пребывания в одном пространстве с безглазыми фигурами на картине авангардистки Лепорской, и пририсовал шариковой ручкой глазки прямо на картине.
Поэтому же с самых древнейших времен творцы старались изображать людей именно с правильными глазами.
Недаром говорят, что глаза -- это зеркало души.
Шумерская статуэтка (Ирак), ок. 2700 до н.э.


Пункт 3.
Но почему же у нас такое четкое ощущение, что большинство старых статуй -- слепые? Причина простая -- сохранность. Эти статуи древние, им столетия, тысячелетия. А изображения глаз являются одним из наиболее уязвимых мест статуй. Если мы будем составлять рейтинг уязвимостей скульптур, то глаза войдут в топ-рейтинг, вместе с пенисами и носами, а руки уже ниже ступенью.
Что делает глаза статуй такими уязвимыми?
Материал и техника.
Давайте перечислим их.
А) Самый простой способ изобразить глаза -- это нарисовать их.
Краска наносится на камень или глину, гипс. Краска делалась из минеральных пигментов или растительных, по сравнению с современными химическими красками они были очень нестойкими, и за века стирались. Статуи же находят зарытыми в земле, утопленными в морях, на открытом воздухе красители выцветают и выветриваются. Уже за время эксплуатации своих создателей, в первый период своей жизни статуям требовалось подновление. Понятно, что до нас доходят только едва уловимые следы того расцвечивания.
"Кора в пеплосе", Афины, 530-е г. до н.э.
Греки придавали чрезвычайно важное значение раскрашиванию своих статуй. Все, что мы представляем белым, на самом деле было цветным! Когда великого скульптора Праксителя спросили: «какие твои статуи больше всего нравятся тебе самому?», то он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий».
Многолетний гастрольный выставочный проект Bunte Götter показывает различные варианты раскраски античных статуй, но на мой взгляд они слишком яркие, дикие цвета. Наверняка греки были более тонкими колористами.
Современная реконструкция раскраски бюста Калигулы рядом с исходником
Лучше сохраняется роспись на более шершавой поверхности -- глине, гипсе, плюс если головы из этих материалов сумели уцелеть, значит, они находились в достаточно щадящих условиях. Однако росписи на глине более грубоваты, насколько я вижу.
Голова Горгоны, ок. 400 до н.э., Тарант
Б) Другой крайне популярный способ изображения глаз -- инкрустация.
Изобрести такую технику, очевидно, было легко: если ты лепишь голову из глины, что может быть легче, чем вдавить в мягкую основу глазки-бусинки: все мы делали это в детстве, лепя из пластилина или сооружая снеговика.
Тело делается из одного материала (глина, гипс, мрамор или другой камень, бронза или другой металл, древесина), а глаз -- из другого. Обычно это стекло, хрусталь, перламутр, слоновая кость, эмаль, полудрагоценные или даже драгоценные камни. Это было особенно популярно, потому что светоотражающая поверхность позволяла делать глаза статуй "живыми". Чтобы "глаз" держался, его крепили на мастики, клей, устанавливали внутрь железных клиньев (изображающих веки), сюда же могли прикреплять ресницы.
Фрагмент деревянной древнеегипетской статуи, 2374-2140 гг. до н.э. Музей Пенн. Глазная оболочка с веками сделано из металла, внутрь помещено глазное яблоко из кости гиппопотама со зрачком из черного обсидиана.
Когда речь идет о хрупких материалах, случалось, что именно инкрустированные глаза оказываются самым прочным фрагментом скульптуры.
Гипсовая погребальная маска, Древний Египет, ок. 100-150 гг. до н.э. Музей Лиона
В археологических фондах музеев достаточно много вот таких рассыпных предметов, основа для которых утрачена.
Шумер, 2600 –2500 гг. до н.э., Музей Метрополитен (ляпис-лазурь, перламутр)
Греция, 5 век до н.э. Метрополитен. (Бронза, мрамор, кварц, обсидиан, фритта -- стекловидное связующее)
Скульптуры, сохранившие свои инкрустированные глаза, очень красивы.
Алебастровая статуэтка Астарты с рубиновыми глазами (Лувр) 
Эту великую госпожу вы, надеюсь, в лицо все узнаете.
У Нефертити голова выполнена из известняка, в глазнице -- воск (его датировали радиоуглеродно, дав точный возраст бюста), яблоко из горного хрусталя, по которому процарапана радужка, чтобы на царапинах хрусталя держалась черная краска. Зрачок сделан из черного дерева

Второго зрачка у нее, кстати, нет, и это до сих пор вызывает большие споры у ученых о причине. Одна из версий -- магическая: второго глаза, возможно, потому что она изображала еще живого человека.
Греки и римляне мраморные головы тоже инкрустировали, но видимо, роспись была предпочтительней. А вот бронзовые статуи у них имели инкрустированные глаза намного чаще.
Мой любимый "Дельфийский возничий" (470-е гг. до н.э.) чудом сохранил даже ресницы.

Эфеб из Антикеры (340-330 гг. до н.э.)
"Капитолийский Брут" (3-4 вв. до н.э., Рим)
А вот более поздний вариант, когда реалистичность, натуроподобие уже не были важны -- главнее была символичность, обозначение зрачка.
"Марк Аврелий" (161-180 гг. н.э., Эшмолеан)
У инкрустированных глаз, очевидно, другие уязвимости. Во-первых, связующее. Органические мастики, клеи, воски и проч., благодаря которым глаз держался в глазнице, истлевал, вымывался, уничтожался быстрей, чем основа и сам глаз. Они вываливались, терялись, разбивались, гнили.
Крепления "на гвоздях" (механическим методом) тоже не обеспечивали вечной стабильности.
Мужской портрет (100-125 гг. н.э. Рим), Лувр

Сфирелатон крылатой богини (580-е гг. до н.э., Олимпия)
Вторая уязвимость инкрустированных глаз -- это человеческий фактор.
Статуи вообще всегда привлекали варваров. Не только потому, что хаму всегда приятно что-то разбить или испортить. В христианское время статуи разбивали, т.к. это были языческие идолы. Но гораздо важнее, что металлическую статую всегда выгодно было переплавить на металлолом (чем и занимались вандалы, те самые, настоящие, раннесредневековые), а мраморную -- пережечь на известь.
Бывало, что нашедший древнюю статую был достаточно обеспечен, чтобы ему не захотелось переплавить ее или пережечь. Либо же он просто спешил. Однако если глаза были из чего-нибудь сверкающего, драгоценного, то от искушения выковырять их и унести с собой, он не мог устоять.
В общем, причины были разные, но в итоге в музеях достаточно часто можно встретить подлинные античные статуи, которые как будто подверглись зверским пыткам. Это бывают и мраморы, и бронзы (более хрупкие материалы -- реже, вероятно, они рассыпались вместе с глазами)
Предположительно Септимий Север (2 в. н.э., Археологический музей Афин)
Голова римлянки (390-400 гг. н.э, Ny Carlsberg Glyptotek)
"Квиринальский боец" (2-3 в. до н.э.)
Т.н. "Оратор" (1 в. до н.э., Древний Рим)

В) Эврика! Изобретение буравчика
Итак, достаточно долго, с незапамятных времен до второго века нашей эры глаза статуям либо рисовали, либо инкрустировали.
Важно! Большинство великих статуй дошло до нас не в подлинниках великих мастеров, а в бюджетных копиях, сделанных для римских завоевателей. Это одна из причин, по которой их создатели-копиисты особо не парились с инкрустацией: они знали, что на месте их "отфотошопят", наведут марафет красочкой. Так что, когда вы смотрите на эти античные статуи с полированной поверхностью, теперь, вооруженные полученной от меня информацией, сразу представляйте их с нарисованными зрачками.
Artemis Ariccia (оригинал 5 в. до н.э., Греция; это же -- копия 130-140 гг. н.э., Рим). Арх. муз. Неаполя
Александр Македонский (3 в. до н.э., Ny Carlsberg Glyptotek)
"Антисфен" (оригинал - эпоха эллинизма, а это поздняя римская копия). Музеи Ватикана
Но вот наконец древние римляне совершают гениальное открытие. До них доходит, что мрамор можно сверлить! Изобретен бурав (не сам по себе, а как инструмент портретирования, так-то он старше)..
Происходит это в эпоху правления императора Адриана (117-138 гг. н.э.). И это дает искусствоведам очень четкую верхнюю границу датировки статуй с рельефными зрачками, причем не только мраморных, но и бронзовых.
Я не нашла точной даты изобретения рельефных зрачков в металле, но видимо, происходит это примерно  в ту же эпоху.
"Адриан" (2 в. н.э., Нац. муз. арх, Афины). Помимо зрачков, научились высверливать отверстия в прядях волос
"Мальчик с косой" (240-е гг. н.э., Старый музей)
Это был, конечно, технологический прорыв. А также дало большую экономию времени и средств на изготовление глаз.
"Александр Север" (220-е гг. н.э. Арх. музей Диона, Греция)
"Константин Великий" (4 век н.э.)


ЧАСТЬ ВТОРАЯ: После Рождества Христова
Средневековье сохраняло традицию изображения зрачков, тем более, что для христианства глаз был важнейшей частью лика.
Вот одно из древнейших уцелевших деревянных изображений Христа -- "Луккское распятие" (770-880 годы). То ли краска, то ли тоже инкрустация, в общем -- ровно тот же подход, что у древних египтян.
Если вы видите "слепые" однотонные средневековые статуи -- предполагайте, что они скорей всего тоже были полихромными.
Маркграфиня Ута. Фигура с фасада Наумбургского собора. Ок. 1250 г. н.э. Обратите внимание на остатки краски в зрачках
Наглядный пример: фасад собора в Амьене в наши дни.
А это его "реставрация" в полихромии, выполненная с помощью подсветки, потрясающее ночное шоу (больше фото тут,)
Про метод рельефа тоже не забывали.
Bregno, Andrea da Milano (1421-1506) (attr. to). Bust of the Doge Francesco Foscari (1373-1457). Palazzo Ducale, Venice
Вероккьо. Памятник Бартоломео Коллеони. 1480-е
Но тут наступает Ренессанс. Которому свойственно преклонение перед античностью. Причем, поскольку об античности знали достаточно мало, ренессансные люди решили для себя, что все античные статуи -- вот те самые, полированные белоснежные мраморные безглазые. Археологических находок было мало: ни раскрашенные глины, ни мрамор с остатками краски, ни статуи с инкрустациями или с дырками от них еще не были известны.
Случился своего рода карго-культ.
Скульпторы 16-19 веков для себя придумали, что правильно -- вот эта самая идеальная белизна, что у греков была именно она, а не буйная цыганская полихромия, праздник жизни. И начали ваять в стиле классицизм безглазых людей с бельмами.
Делали так не все скульпторы, а особо упертые, возвышенные, уподобляющие себя Праксителю или Лисиппу, какими те тогда воображались. Особенно острой эта фаза была в эпоху классицизма, примерно с середины 18 по середину 19 века.
Когда какой-нибудь Канова ваяет "слепую" Елену Троянскую или Париса, это воспринимается еще ничего, классика же, вымышленные герои. А вот когда живого человека -- напрягает.
Антонио Канова. Бюст Наполеона. 1812
П. Норманов. Николай I (1-я пол. 19 века, Гатчина)
Другие же мастера, как упомянутый в начале Шубин, или Фальконе & Калло совершенно не собирались отказываться от такого мощного изобразительного средства для передачи энергетики изображенного.
Медный всадник вблизи, фото П. Черняков
Лоренцо Бернини. "Ришелье". 1640-41
Итог:
если вы видите статую без зрачков, то тут два варианта:
а) это античная статуя-инвалид
б) это образец классицизма, созданный автором, у которого в голове был ошибочный идеал.

***
А теперь вы будете смотреть на этот мой коллаж совсем другими глазами, не побоюсь тавтологии (в 1-м ряду полихромия, три последних кадра -- Ренессанс; в последнем ряду -- древесина. 
По клику коллаж открывается в отдельное окно, 15 Мб
Источники:
про инкрустацию глаз
https://www.archaeology.wiki/blog/2015/05/21/inlaid-eyes-roman-stone-sculptures/
https://www.penn.museum/sites/artifactlab/tag/inlaid-eyes/
техники (в т.ч. в Азии)
https://www.thearchaeologist.org/blog/eye-crafting-techniques-of-sculpture-the-piercing-gazes-that-brought-life-to-sculptures
The Window to the Soul : Eyes in Art History (from Painting to Photography / from Da Vinci to Korda)
https://www.academia.edu/19819762/The_Window_to_the_Soul_Eyes_in_Art_History_from_Painting_to_Photography_from_Da_Vinci_to_Korda_
https://shakko.ru/1803944.html



Rss.plus
WTA

Зарина Дияс узнала хорошую новость от WTA

Читайте также

VIP |

Юрист Илона Гуськова: можно ли получить наследство, если брак не был зарегистрирован

Жизнь |

Индейка с мексиканской смесью в духовке

Жизнь |

МИД РФ недоволен, что Греция передаст Армении российское оружие

Микс новостей часа

Работники филиала «Северный» ООО «ЛокоТех-Сервис» стали победителями Первенства по теннису среди работников Сольвычегодского железнодорожного узла.

Канделаки объяснила, почему Comedy Club не грозит закрытие

Сеть клиник «Будь Здоров» вошла в число лучших работодателей по версии РБК

Сеть «585*ЗОЛОТОЙ» показала работу ювелиров в новом видеоролике

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Интернет

Bloody - участник и технический партнер Red Expo-2024




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Игорь Бутман

Саксофонист Бутман признался, что не общается с Гребенщиковым с начала СВО