8 спектаклей, которые надо посмотреть в Москве и Питере этой зимой
«Петровы в гриппе и вокруг него»
Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» —одно из главных книжных открытий последних лет. Он не только разошелся внушительным тиражом, но также стал лауреатом и финалистом премий «Нос», «Большая книга» и «Национальный бестселлер». За перенос романа на сцену взялся режиссер Антон Федоров, а в работе с самим текстом ему помогал Кирилл Серебренников (он, кстати, еще и снимает фильм по этой книге). В центре истории —обычная семья Петровых: мать работает библиотекарем, отец —автослесарем, а сын учится в школе. Внезапно они заболевают гриппом, и это становится началом их метафорического путешествия, где абсурд и выдумка тесно переплетаются с реальностью.
«Сказка про последнего ангела»
Очередной громкий проект в Театре Наций —новый спектакль поставил Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова и многократный лауреат премии «Золотая маска». Среди прочих актеров в нем задействованы Лия Ахеджакова, Муся Тотибадзе и Виктория Мирошниченко. В основе спектакле лежат тексты писателя Романа Михайлова, а также сказка кинематографистов Петра Луцика и Алексея Саморядова. Главный герой постановки, Андрей, попадает в психиатрическую больницу, где ему предстоит обрести настоящих друзей и переосмыслить свою жизнь. Действиепри этомразворачивается в 1990-х годах.
«Борис»
Если вы еще не посмотрели самый хулиганский спектакль осени, то сделайте это в ближайшее время. Один из главных режиссеров страны, Дмитрий Крымов, мастерски обращается с отечественной классикой, выращивая на пространстве знакомых текстов неожиданные смыслы. Так и на этот раз он буквально преобразил «Бориса Годунова» Александра Пушкина, перенеся его действие во времени. Вы будете смеяться и плакать на этом живом и остром спектакле. В главных ролях —Виктория Исакова, Паулина Андреева и блестящий Тимофей Трибунцев.
«Мороз, красный нос»
Еще один классический текст получит новую жизнь на театральной сцене. Известный режиссер Марина Брусникина решила обратиться к поэме Николая Некрасова, знакомой всем со времен школьной программы. Правда, она вместе с композитором Алексеем Сюмаком решила превратить его не в обычный спектакль, а в монооперу. «Поработать с этим текстом было моей мечтой на протяжении долгих лет. Брусникину очень нравилась моя идея сделать из этого текста монооперу. Он посоветовался с Теодором Курентзисом, который предложил нам поработать с Лешей Сюмаком», —рассказала Марина Брусникина.
«Норма»
Задача поставить на сцене текст современного российского классика Владимира Сорокинане из простых. Но режиссеру Максиму Диденко —в паре с драматургом Валерием Печейкиным —удалось это сделать. Спектакль создан на стыке музыкального, танцевального, перформативного и диджитального искусств и держит в напряжении все время. Как и сам роман, он распадается на отдельные сцены и эпизоды, объединенные разве что на уровне смыслов, и впечатление производит за счет эффектности и парадоксальности визуальных образов, а не за счет сюжета. Вместе с Сорокиным Диденко размышляет о современной истории страны и особенностяхроссийского менталитета.
«Сахарный немец»
В основе нового спектакля в МХТ им. А. П. Чехова лежит роман малоизвестного отечественного писателя Сергея Клычкова «Сахарный немец». Литературоведы утверждают, что именно он положил начало магическому реализму, которое позже в своих произведениях развил Габриэль Гарсиа Маркес. Главный герой романа —Миколай Митрич Зайцев, в сознании которого вымысел проникает в реальную жизнь. Он отправляется на Первую мировую войну, где ему предстоит пройти испытание суровой действительностью —убийствами и кровью. Что станет с добрым и мягкосердечным человеком на войне? Размышлениям на эту тему и посвящен спектакль режиссера Уланбека Баялиева.
«Палачи»
В России драматурга и режиссера Мартина МакДонаха любят с особенной силой —только этой осенью состоялись сразу две театральные премьеры по его пьесе «Палачи». Свою версию текста представили в «Гоголь-центре» и в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Про первую постановку мы уже писали —но большой зрительский интерес вызвала и премьера в известном питерском театре. Главную роль в спектакле сыграл Олег Басилашвили. На сцене он воплотил образ Гарри Уйэда —англичанина, который полжизни проработал палачом. Он не задавался вопросами о справедливости суда или возможных ошибках, а просто выполнял порученное ему дело. Только вот однажды в Англии отменили смертную казньи он остался безработным. Уэйд открыл свой паб, стараясь найти новое призвание в жизнии переосмыслить свою судьбу.
«Помолвка»
Как и всегда, в Электротеатре «Станиславский» —необычная постановка. Режиссер Григорий Зельцер взялся поставить пьесу Йегуды Соммы«Красноречивый анекдот о свадьбе», которая была написана вXVIвеке. По факту, пьеса напоминает комедию дель арте. В центре истории —молодая пара влюбленных. Они уже решили пожениться, когда вдруг выясняется, что отец жениха умери все состояние завещал своему рабу. Мать невесты убеждает мужа отменить свадьбу из-за неожиданной бедности жениха, но тот, конечно, так просто отступаться от возлюбленной не собирается. Он ищет помощи у раввина, чтобы бороться за свое счастье до конца.