Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025
1 2 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Мода |

"Вредные советы" - ключ к ребенку

В Новомосковске готовят новых звезд театра и кино

Археологи нашли фрагмент книжной застежки XVIII века

Росавиация расследует инцидент с выкатившимся за пределы ВПП Airbus в Норильске

Детей из Подмосковья отправили на отдых в оздоровительный центр «Родина»

О творчестве Григория Остера. Почему сегодняшние мамы и папы помнят его стихи наизусть?В Красноярском крае прокуратура потребовала изъять из местного магазина и уничтожить книгу «Вредные советы» писателя Григория Остера. «Правмир» поговорил с учителем литературы Михаилом Павловцом о том, почему Остер — педагогический гений и что дают детям его «вредные советы».28 мая на официальном сайте прокуратуры Красноярского края появилось сообщение о том, что ведомство не будет обращаться в суд с требованием об изъятии тиража книги Григория Остера «Вредные советы». «Грешить, врезаясь в холодильник»— Что для вас самого значит Григорий Остер, как вы познакомились с его творчеством?mdash; Остер — это живой, настоящий, неподдельный классик. Он сумел, с одной стороны, вобрать в себя традиции великой русской детской литературы — прежде всего, Маршака и обэриутов. Он, конечно, — прямой наследник Олейникова, Хармса, Введенского.С другой стороны, он нашел ключ к сегодняшнему, современному ребенку. Вся моя жизнь, особенно ее детский период, прошла под знаком Остера, хотя я об этом даже не догадывался. Я только студентом узнал, что мое любимейшее произведение, которое я всегда цитировал, про обезьяну, слоненка, удава и попугая, — это творение великого Остера. Впрочем, я не удивился, потому что уже прекрасно знал его стихи — в первую очередь, «Вредные советы».Это то самое значимое явление русской культуры, которое позволяет нам говорить, она не деградирует, не стагнирует, а развивается, процветает и вбирает в себя все лучшее.

— Какое первое его стихотворение вам приходит на ум?#160;

— «Если вы по коридору мчитесь на велосипеде, а навстречу вам из кухни вышел папа погулять, не сворачивайте в кухню, в кухне твердый холодильник, тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит». Это, наверное, одно из первых моих детских литературоведческих открытий, которое, возможно, предопределило будущую профессию. Я вдруг понял, что «папа мягкий, он простит» можно понимать по-разному. С одной стороны, что об холодильник разобьешься, а об папу нет. А с другой стороны, что папа — мягкий, добрый человек, способный к пониманию и прощению, в отличие от неживого предмета.— Я тоже сделала когда-то свое литературоведческое открытие в связи с Григорием Остером. Его давним предшественником является пародийный средневековый немецкий корпус текстов «Гробианус», где даются иронические наставления, как себя вести за столом, на прогулке и так далее. На самом деле это, конечно, сатира на социальные пороки — пьянство, грубость, неотесанность. Например, такое: «Ты лужи обходи вокруг, пусть в них купается твой друг. Поуже выбирай дорожки, всем встречным подставляй подножки. И шутки ради, для забавы, прохожих сталкивай в канавы». Это же чистый Остер!— Ну конечно, за этим стоит огромная, древнейшая традиция карнавальной культуры, перевернутая логика, советы «от противного». Интересно, что эта же карнавальная логика сегодня звучит и в проповедях. Я не раз слышал, как священник обращается с амвона к своей пастве со словами, что, дескать, если вы хотите попасть в лапы дьявола, то кутите, предавайтесь блуду и не ходите на воскресную молитву. Я еще тогда подумал, что это очень современный подход. В мире, где прямые дидактические наставления перестают работать, надо заставить человека самого подумать, действительно ли он хочет грешить и разбиваться, врезаясь в холодильник.В этом смысле Остер очень актуален и одновременно очень заботлив. Думай сам, решай сам— Можете в двух словах объяснить, в чем его секрет?mdash; Григорий Остер понимает, что сама культурная модель изменилась. Традиционная модель — пророчески-наставническая. Поэт вещает нам свысока, являясь неким медиумом между грешным миром и высшим началом, что бы под этим высшим началом ни понималось: Бог, родина, руководство и даже женщина как некий недостижимый любовный идеал. Поэт-пророк, с одной стороны, стоит молитвенно, коленопреклоненно перед этим высшим началом, а с другой стороны — обращается к нам уже от его имени и глаголом жжет сердца людей. Читателю остается только внимать и подчиняться. Сегодня эта логика не работает. Поэт больше не представляет высшее начало, его претензия на подобную роль будет восприниматься критически. Отныне читатель, оказываясь между полюсами «да» и «нет», черным и белым, добром и злом, должен сам делать выбор и принимать на себя ответственность за него. Когда поэт, вопреки ожиданию, обращается с вредными советами, он вызывает настоящий когнитивный диссонанс: ты же меня должен добру учить, а не ерунде какой-то, здесь что-то не так, это надо осмыслить. Не случайно советы адресованы, в первую очередь, детям. Им нужно научиться критически мыслить, сомневаться и рассуждать даже при встрече с самым авторитетным мнением. Так они учатся делать правильный выбор, осознанно вставать на сторону добра, а значит, взрослеть и обретать субъектность. В педагогическом смысле «Вредные советы» Остера — это гениальный принцип.— Разве его не придерживается вся классическая детская литература, на которой мы выросли? Помните у Барто про мальчика, который старался вести себя хорошо, чтобы мама купила ему живого снегиря: «До чего же я старался, я с девчонками не дрался — лишь увижу я девчонку, погрожу ей кулаком и тотчас же убегаю, будто я с ней не знаком». Наверное, только непрямое дидактическое наставление может быть запоминающимся, смешным и по-настоящему работающим.

— Да, безусловно. Наверное, последний поэт, который еще пытался быть прямолинейно дидактичным, но сам, видимо, ощущал, насколько он в этом качестве неубедителен, — это Маяковский с его «Что такое хорошо и что такое плохо». «Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку — я такого не хочу даже ставить в книжку!» Но Маяковский здесь преодолевает несколько фронтальное наставление с помощью блистательной, оригинальной, каламбурной формы.А потом уже приходят обэриуты и показывают нам мальчишек и девчонок, которые прыгают на одной ножке, играют и валяют дурака. Помните у Хармса стихотворение про самовар? Там никто не учит жизни, а есть просто смешная словесная картинка, изображающая самовар, из которого все успевают себе налить, а самому последнему, лентяю и лежебоке, достается «только кап-кап-кап».Таким образом, от Чуковского с его «Мойдодыром» и Маяковского мы приходим к перевернутой картинке, где тебе не читают нравоучений. Думай сам, решай сам.

«Этими запретами занимаются дремучие, угрюмые, напуганные люди»— Как бы вы описали состояние ума людей, которые вдруг вздумали запрещать эти тексты и картинки к ним?mdash; Это было описано еще 100 лет назад в рассказе Чехова «Человек в футляре». Беликов больше всего боится, что его картина мира не совпадет с реальностью. А страх, как известно, рождает агрессию.Помните строчку «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас»? Там, конечно, этот отказ прогибаться дается как нечто положительное, но вообще, если вдуматься, попытка навязать миру свои правила — это и есть та самая «футлярность», когда человек во всем, что ему непонятно, видит скрытую угрозу, а в чем она — объяснить не может. Поэтому для верности лучше все взять и запретить. Ты постепенно оказываешься в мире, похожем на выжженное поле, где все, что не разрешено, автоматически запрещено, где нет ни одного живого лица, яркой нитки или веселой ноты. К сожалению, этим выжиганием занимаются очень дремучие, угрюмые, напуганные люди. Единственное средство профилактики — стараться, чтобы эти люди перестали бояться. Говорить с ними об их страхах, может быть, чуть-чуть их смешить, вызывать на лице улыбку. Но пока мы живем в мире перепуганных людей, особенно «при исполнении». Может быть, это травма из детства, опыт школы, которая, к сожалению, может стать опытом воспитания страха опасений перед всем новым и непонятным, что ты не можешь описать и сформулировать.И главное, чем должно заняться наше общество, в том числе наше профессиональное сообщество, — это помогать людям не бояться, жить в мире, в котором ни цвета радуги, ни громкий смех, ни абсурдистские картинки или стихи никому не несут угрозы. Иначе мы сами не заметим, как окажемся в мире, в котором есть 50 оттенков серого, а больше ничего.



Rss.plus
Ник Кирьос

Кирьос: Нужно чудо, чтобы запястье выдержало Australian Open

Читайте также

Жизнь |

Сажайте подсолнухи на грядки с огурцами: огородники рассказали, что это даст

VIP |

Аглая Шиловская прячет растущий живот в мешковатой одежде

Жизнь |

И снова парадные Питера

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

Арестован действующий глава отдела управления Росприроднадзора по Москве