Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Мир |

Юбилею родного театра посвящается

Юбилею родного театра посвящается

Родственников подозреваемого в убийстве мужчины в Москве задержали

Кураж зацепера: РЖД разработали алгоритмы для их обнаружения

Российские туроператоры переносят даты начала туров: названо направление и раскрыта причина

В Московском регионе выпало от 10 до 20 мм осадков за день

В Цхинвале вышла книга журналиста Рады Дзагоевой «90 лет служения национальному искусству» Юго-Осетинский Государственный драматический театр им. К. Хетагурова давно заслуживал такого роскошного подарка – вышедшая в издательстве «Республика» книга «90 лет служения национальному искусству» представляет собой наиболее полную за все время существования театра историю создания, становления и расцвета главного храма культуры, каковым он, без сомнения, является для Южной Осетии. В основу книги положены материалы заслуженного журналиста РЮО Рады Дзагоевой, публиковавшиеся на страницах газеты «Республика». Автору, как прекрасному знатоку осетинского литературного языка, не раз приходилось переводить тексты пьес с осетинского на русский язык для синхронного перевода, кроме того, она участвует в работе Художественного совета театра. Этот разнообразный охват делает ее компетентной во многих вопросах театральной сферы. Вышедшая книга, по сути, соединила в себе несколько видов издательской продукции – богато иллюстрированный альбом, биографический справочник деятелей театрального искусства Южной Осетии и литературно-художественное произведение. Следует отметить, что таким же высоким качеством отличается в целом вся продукция издательства «Республика», национально ориентированная, отражающая красоту родного края и подчеркивающая своим статусным видом значимость изданных произведений. Все эти издания, несомненно, могут и должны украсить библиотеку любой осетинской семьи. Предполагалось, что книга будет издана непосредственно к 90-летию театра, в 2021 году, ожидались торжества по случаю юбилея с участием высоких гостей, известных деятелей театрального искусства – представителей российских регионов, и тогда же состоится презентация книги. Но выпуск издания затянулся по не зависящим от автора и редколлегии обстоятельствам. Тираж книги тоже удивил – 500 экземпляров, этого явно недостаточно, учитывая, что все артисты иработники театра хотели бы получить свой экземпляр, как и семьи ушедших артистов, ну а дарить такоепрекрасное издание можно не только коллегам по актерскому цеху, но и гостям Республики. Презентация книги состоялась 3 мая в пресс-центре Комитета информации и печати РЮО при участии Президента А.И. Бибилова, благодаря финансовой поддержке которого стало возможно издание, первого Президента РЮО Л.А. Чибирова, при котором Юго-Осетинский Госдрамтеатр был объявлен национальным достоянием народа, профессора Г.Г. Плиева, посвятившего театру несколько собственных книг, и художественного руководителя театра Т.Е. Дзудцова. Пришли артисты театра, представители интеллигенции, министерства культуры. Теплые слова о сотрудничестве коллективов театров Севера и Юга Осетии сказал худрук Северо-Осетинского Государственного академического театра Гиви Валиев… Презентация прошла скромно, если учесть, что отметить юбилей летом 2021 года не удалось из-за пандемии, а осенью театр понес невосполнимую утрату – скончалась Народная артистка Южной Осетии Людмила Галаванова, после чего праздничные мероприятия даже не планировались. Тем большее значение имеет выход данной книги, подчеркнувшей высокую роль, которую театр всегда играл в жизни осетинского общества и его непреходящее значение в становлении культуры Южной Осетии. Редактор издания Андрей Кочиев отметил вклад каждого члена редколлегии в подготовку ее к печати и высоко оценил работу автора: «Практически со всеми материалами книги я уже был знаком, поскольку они публиковались в нашей «Республике». Но я с удовольствием откликнулся на предложение редактировать юбилейное издание о нашем Госдрамтеатре, ведь появилась еще одна возможность прикоснуться к таким величинам юго-осетинской театральной сцены как Нина Чочиева, Степан Газзаев, Борис Цховребов, Нина Чабиева, Каздах Чочиев, Давид Габараев, Людмила Галаванова, Ростик Дзагоев и многие другие. Каждый из них по-своему многогранен и неповторим. Работа проводилась со всей серьезностью, сроки были ограничены, при этом такого максимально обобщающего и богато иллюстрированного издания, посвящённого Госдрамтеатру, в свет еще не выходило. Поэтому помимо архива самого театра был широко использован и объемный фотоархив нашей газеты. Многое зависело от художественного оформления книги и, смею надеяться, в итоге у нас получилось порадовать театралов. Объемные, подробные тексты автора Рады Дзагоевой, разделенные на временные промежутки, и богатый фотоматериал, как прошлых лет, так и дней сегодняшних, показал в рамках одного издания развитие национальной сцены. Необходимо отметить, что в работе над книгой также принимали участие Олег Икаев, который буквально по ночам верстал книгу, обрабатывал фотографии, чтобы успеть в срок, и Рена Козаева, которая также в сжатые сроки корректировала текст и подписи под многочисленными фотографиями… Мы не первый раз готовим издания подобного рода, это и «Южная Осетия – страна Солнца», и «Осетинский орнамент» Бориса Багаева, и книги к 25-летию Парламента РЮО, 90-летию Григория Котаева, другие значимые проекты. Но работа именно над книгой «90 лет служения национальному искусству» велась с каким-то особенным энтузиазмом». Текст книги построен хронологически последовательно, подчеркивая значимость каждого периода, каждого актерского состава, всех выпусков театральных учебных заведений разных лет и достигнутых ими успехов на сцене Госдрамтеатра. Большой интерес для любителей истории осетин, да и всех читателей в целом, представляет начальная глава книги о зарождении театрального искусства, в которой рассказывается о создании первого драмкружка на юге Осетии, в Цхинвале, в начале ХХ века. Учащиеся Ардонской духовной семинарии, среди которых был и будущий профессор Захарий Ванеев, организовали драмкружок и поставили несколько спектаклей не только в городе, но и в высокогорных селах – к примеру, жители сел Абайтыкау и Згубир передают из поколения в поколение рассказы об этих спектаклях, как одном из самых знаменательных событий своей истории. Осетинские драмкружки создавались и в Тифлисе, и в Баку, где было больше возможностей – сценических площадок или места в просторных домах знатных людей, приветствовавших развитие любительских театров. В Южной Осетии бурный всплеск интереса к театру наблюдался уже с установлением советской власти, когда после трагических событий 1920 года активно началось строительство. Появилось деревянное здание в левобережной части Цхинвала, где и осуществлялись первые постановки по пьесам осетинских драматургов. Самыми известными для сегодняшних зрителей из тогдашней звездной труппы импровизированного театра были имена легендарных Нины Чочиевой и Владимира Хетагурова – будущего художественного руководителя театра «Государственной драмы» Юго-Осетинской автономной области. Как мы узнаем из книги, изначально построенное в центре Цхинвала нарядное здание в стиле сталинского ампира с балкончиками на фасаде, колоннами и стрельчатыми готическими окнами первого этажа предназначалось вовсе не для храма Мельпомены, и называлось оно «Дом колхозника». В 1931 году здание официально передали осетинскому театру, и в том же году открылся театральный сезон. С одной стороны, теперь становится понятно, почему тесные служебные помещения, репетиционные залы, гримерки и раздевалки совершенно не соответствовали требованиям творческой деятельности коллектива. Но мы полюбили наш театр таким, с его неповторимой атмосферой, исторической росписью потолков и запахом волшебства. Этой главой автор дает понять, что история театра насчитывает не 90 лет, а гораздо больше, учитывая сохранившиеся сведения о драмкружках и фотографии первых артистов. Это важно и с точки зрения предыстории нашего театра, и как показатель развитой культурной жизни осетинских обществ в самой Южной Осетии и за ее пределами. Автор подчеркивает значение вклада в развитие театрального искусства на заре его становления таких корифеев национальной культуры, как Махарбек Туганов, создавший первые полномасштабные декорации, и выдающийся композитор Борис Галаев, написавший музыку к первым спектаклям. С большой ответственностью автор книги углубилась в изучение частично сохранившегося архива театра, что было само по себе чудом после пожара 2005 года. Но многое пришлось разыскивать самостоятельно через потомков и родственников давно ушедших актеров. Некоторая часть фотографий из архива была пригодна для публикации, особенно основоположников профессионального театрального искусства и более поздних поколений артистов. Рада Дзагоева рассказывает о том, как удалось собрать такое впечатляющее количество материала: «Да, часть архива все же уцелела при пожаре, отдельные фотографии, а вот цельной истории театра нет, не сохранилась. Все, что вошло в книгу, в основном уже было опубликовано в газете «Республика». В год юбилея, в 2021 году, мы публиковали частями материалы о театре в рубрике «Юго-Осетинский Госдрамтеатр. Страницы истории». Читатели следили за публикациями, и по их подсказке, а также с помощью родственников, я добавила к своим материалам информацию, например, об интересных актерах – Борисе Цховребове и Степане Газзаеве, о которых не знала. Это были талантливые, многогранные люди, очень яркие, заметные артисты нашего театра, о них помнят артисты старшего поколения. И я, и редакция были открыты к тому, чтобы принять любую помощь в сборе материалов для книги. Когда готовились материалы об отдельных наших артистах в газету, я давала более развернутый материал, в книге же тексты изложены в несколько сжатом виде. Во многом я опиралась на помощь Народной артистки РЮО Эвелины Леонтьевны Гугкаевой, когда писала об артистах ее поколения, которых уже нет в живых. Богатой информацией о театре и его людях владеет Гацыр Гаврилович Плиев, у него несколько изданий, посвященных нашим артистам и истории театра, в основном на осетинском языке». Поэтапное построение текста книги очень верно отражает богатство и особенность каждого периода жизни театра – от энтузиазма первых любительских постановок до профессиональной игры актеров и масштабной режиссерской работы сегодня. Очень интересно собраны материалы об артистах театра по выпускам театральных институтов и училищ. Каждый из выпусков был неповторим, вносил своеобразие и новый импульс к развитию. В 1961 году театр пополнился двадцать одним артистом – выпускниками школы-студии МХАТ, составивших поистине золотой фонд нашего театра. Среди них: Иван Джигкаев, Людмила Галаванова, Эвелина Гугкаева, Ростик Чабиев, Кадзахмат Чочиев, Руслан Дзагоев, Федор Харебов и другие. А в конце 60-х в Цхинвале при Юго-Осетинском Госдрамтеатре была открыта театральная студия Владимира Каирова, в которой обучились мастерству и некоторые сегодняшние корифеи сцены, в частности, Вильгельм Хасиев. В середине 1980-х годов в труппу театра вливаются выпускникиТбилисского театрального института им. Руставели, затем факультета актерского мастерства Цхинвальского музыкального училища под руководством российского режиссера Александра Азаревича. Ближе к нашему времени в театр прибыло необыкновенно талантливое пополнение – выпускники 1994 года Театрального института им. Щепкина Сослан Бибилов, Дмитрий Парастаев, Жан-Жак Харебов, Аслан Джиоев, Георгий Багаев и другие. «Несложно представить, каких высот в профессии, какого подъема для национального искусства этот выпуск мог бы добиться, если бы за ярким и запоминающимся стартом не последовали затяжные годы испытаний для юго-осетинского сценического искусства. Много лет подряд они творили, вопреки всем потрясениям поддерживая сцену, театр, искусство», – пишет автор книги. Свой огромный вклад в дальнейшее развитие театра внесли выпускники актерских факультетов ЮОГУ и СОГУ, а также Театрального института им. Щукина. Театр является недолговечным искусством, судить о нем по отзывам и рецензиям – дело неблагодарное, хотя, если бы сегодня артисты театра, прошедшие вместе с ним долгий путь становления, написали мемуары, это было бы бесценно. К счастью, в наше время архив театра может содержать полноценные видео- и фотоотчеты не только о премьерах, но и репетициях, публикации и отзывы о спектаклях, гастролях, творческих вечерах к юбилеям актеров. Юго-Осетинский Госдрамтеатр им. К. Хетагурова прошел не только медные трубы славы и признания, но и огонь пожара, снаряды, ненависть агрессоров, множество испытаний и потрясений. В 2005 году случилось непоправимое: в результате пожара здание театра было полностью уничтожено. Это был страшный удар не только по культуре в целом, но и по психологическому состоянию населения. Театральная площадь была заполнена людьми, которые не скрывали слез. Многие молодые парни, рискуя быть поглощенными огнем, вытаскивали из задымленных помещений остатки реквизита и костюмов и возвращались обратно в огонь. Некоторое время театральная труппа, как и их поклонники, была в растерянности: профессиональным актерам приходилось искать другую работу, одни уехали в Россию, другие подрабатывали на телевидении, некоторые даже пошли служить в армию. Артисты без сцены переживали этот период наиболее тяжело. Когда им была предоставлена сцена Дома культуры Совпрофа, это удержало театр от полного распада и помогло вернуться к былому качеству, хотя условия работы были несравнимы с тем, что требовалось. Восстановление сгоревшего здания затянулось на долгие годы, только в 2018 году новое здание театра, построенное на том же месте с сохранением облика исторического фасада, было торжественно открыто к 10-летию признания независимости РЮО Российской Федерацией. Прекрасный фоторяд книги отражает атмосферу того дня – это было триумфальное возвращение любимых публикой актеров по красной ковровой дорожке в свой прекрасный новый дом. Начались театральные сезоны, жизнь вернулась в Цхинвал. В феврале 2019 года состоялся и первый премьерный показ – спектакль «Фатима» по одноименному произведению Коста Хетагурова в постановке Тамерлана Дзудцова. Юго-Осетинский Госдрамтеатр прошел много этапов в своем развитии – и наибольшего творческого подъема, и тяжелых испытаний. Поэтому 90-летний юбилей театра – дата общенационального масштаба, поскольку значение театра в истории народа переоценить невозможно. Книга «90 лет служения национальному искусству» – несомненно, серьезное издание, заслуживающее высокой оценки работы издателей, и ставшее прекрасным подарком всем ценителям осетинского театрального искусства. Инга Кочиева


Rss.plus
Елена Рыбакина

Прямая трансляция первого матча Елены Рыбакиной на турнире в Штутгарте

Читайте также

VIP |

Группа M&A выпустила новый трек на лейбле Riki Music

Мир |

Аэрофлот решил раздать подарки своим пассажирам: узнайте, как вы сможете их получить

Мир |

Утечки iPhone 16 Pro: 4 основных обновления, которых мы можем ожидать



Новости от 123ru.net

Кураж зацепера: РЖД разработали алгоритмы для их обнаружения

Начался прием заявок на XVIII Международный кинофестиваль «Русское зарубежье»

Родственников подозреваемого в убийстве мужчины в Москве задержали

Российские туроператоры переносят даты начала туров: названо направление и раскрыта причина

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Блоги

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Юрий Лоза

Лоза счёл полупустой зал на концерте Серова в Угличе знаком