Рецензия на фильм «Аванпост»: затянутая постапокалиптическая история, которую нужно было оставить в формате сериала
21 ноября в прокат выходит фантастический триллер «Аванпост» от режиссера суперуспешной франшизы «Гоголь» Егора Баранова. Проект ведет свою историю с 2017 года. Изначально постапокалиптическая лента была заявлена в формате сериала, но увидел его лишь ограниченный круг лиц. Например те, кто присутствовал на презентации очередного телесезона ТВ-3 осенью 2018-го. Выбор канала пусть вас не смущает: продюсерами «Аванпоста» выступили Валерий Федорович и Евгений Никишов — директор и генеральный продюсер ТВ-3 соответственно. Обнародованный эпизод явно заинтриговал публику и было ясно, что если не вау-эффект, то вполне себе положительные отзывы сериалу обеспечены. Но внезапно создатели объявили, что выпускают «Аванпост» как полный метр, внеся кое-какие коррективы. В общем, пошли по тропинке «Гоголя», посчитав, что проект к этому готов. Но результат говорит об обратном, а почему так получилось — попробуем разобраться.
Перед зрителем Москва образца 2030 года. Футуристический мегаполис, покрытый неоном, где пробки не на дорогах, а в воздухе и, помимо летающих авто, везде дроны, дроны, дроны… Но это лишь центр. Как современный Нью-Йорк, эта Москва четко разделена на кварталы, только наряду с местными Бруклином и Квинсом тут есть и исламистские общины. Любопытно, но, по мнению создателей «Аванпоста», мусульмане в российской столице через десять лет будут жить в грязи, без света, культивируя свою религию и образ жизни в целом, и чуть ли не единственное их занятие — это разведение скота, иначе как объяснить такое количество баранов на один квадратный метр в этом квартале? Окей, сошлемся на «я художник, я так вижу».
Размеренную жизнь горожан прерывает тревожное сообщение: большую часть планеты внезапно охватил мрак, люди массово гибнут по неизвестным причинам. Остался лишь так называемый «круг жизни», куда вошли: часть России, юг Финляндии и Прибалтики, а также восточные части Белоруссии и Украины. Народ в панике — никто не знает, что это означает и кто пытается истребить человечество. У всех на устах лишь одно слово — война. Но кто враг — непонятно. Армию собирают в месте под названием Аванпост в Кировской области. Именно там, как удалось выяснить, находится граница с вражескими силами.
Алексей Чадов и Петр Федоров, кадр из фильма «Аванпост»
В Аванпост попадают совершенно разные люди, которые в предыдущей жизни вряд ли бы пересеклись друг с другом. Контрактник Олег (Алексей Чадов) вызвался добровольцем, так как хочет доказать отцу, что ничуть не хуже брата, который погиб на войне в Сирии. Да, именно так — по какой-то явно нечеловеческой логике родители Олега считают, что их старший сын смелый и молодец, а младший — трус и, соответственно, не молодец. Таксист Юра (Петр Федоров) жил с матерью, у которой болезнь Альцгеймера, и ненавидел то, как существует. В фильме он выступает в роли антогониста: пока однополчане утверждают, что творящееся вокруг — ад, и как жаль погибших, коих насчитывается сотни миллионов, Юра говорит, что рад войне. «Может, в моей жизни наконец смысл появился? Раньше я никому не был нужен», — объясняет он. Теперь его жизнь — это не бесконечный день сурка, а абсолютно непредсказуемая штука.
В лучших традициях российских фильмов мужчин одних не оставляют — дамами сердца (хотя, скорее, другого, не менее важного органа) ключевых персонажей выступают Алена (Лукерья Ильяшенко) и Оля (Светлана Иванова). Алена — «темная лошадка», которая в начале картины предстает тусовщицей, но затем вдруг становится военной медсестрой. А Оля — военкор, сопровождающая армию по всему маршруту.
Лукерья Ильяшенко и Алексей Чадов, кадр из фильма «Аванпост»
В определенный момент на плечи этих четверых ляжет ответственность за будущее человечества. И, возможно, эта история могла получиться захватывающей, но не в этот раз. Если углубиться в сюжет, то в ваших головах начнется вакханалия, серьезно. Вся история — абсолютно безумная, а четкого сценария у «Аванпоста» будто бы нет, по крайней мере у полнометражного. Хотя за эту часть отвечал уже именитый Илья Куликов — автор «Чернобыля. Зоны отчуждения», «Полицейского с Рублевки» и многих других крутых проектов. Если в цифрах, то фильм идет 2,5 часа. За это время вы раз пятнадцать взглянете на часы. За продолжительность продюсеры даже извинились на премьерном показе. Мол, понимаем, но вырезать было тяжело. За развитием событий уследить практически невозможно — просто тотальный перегруз по деталям, а сюжетные линии скачут и пересекаются слишком внезапно. Не оторветесь вы лишь от постельной сцене героев Чадова и Ильяшенко. Чувственно, красиво, убедительно, особенно со стороны Лукерьи. От Алексея же ждите сюрприз на весь экран.
Интрига, которую держат первые часа полтора, абсолютно того не стоит. Враг слишком предсказуем и вторичен. Можно было бы поставить плюс за поднятие актуальных тем, особенно про митинги. Кадры с народного бунта напоминают лето-2019 в Москве — будто смотришь документальный проект. Но со следующими «актуалочками» все очень плохо. С 2017 года гремит тема домогательств, и вот пожалуйста — герой Федорова, получив от героини Ивановой два отказа, насилует ее, а потом говорит: «Да ладно, ты же сама хотела». Более того, свое поведение он объясняет тем, что они на войне, а тут уже не особо думаешь. Ну, а вдруг другого шанса-то не будет? В зале, кстати, в этот момент, со всех углов послышались истерические смешки. А услышав от пережившей насилие девушки, что ей не привыкать быть в роли жертвы, захотелось найти кнопку «Выкл.». Ну серьезно? Вы еще и преподносите это так, будто девушка сама виновата, раз выбрала себе позицию жертвы?
Светлана Иванова, кадр из фильма «Аванпост»
Еще одна проблема фильма в том, что актеры в нем выглядят очень похожими на других своих персонажей. Герой Чадова — будто оживший Воробей из «9 роты», а таксист Юра в исполнении Федорова — это принявший современный вид персонаж Петра из фильма «Сталинград», такой же циничный прагматик.
Что касается визуальной составляющей, то, если не брать во внимание несколько кривой монтаж в некоторых эпизодах, то вполне себе впечатляет, особенно во время боев. Порой все настолько четко, что ты можешь разглядеть калибр пули. Кстати, за неделю до премьеры стало известно, что саундтрек к «Аванпосту» написал Майк Шинода из Linkin Park. Вот это, пожалуй, самое вау в этой истории. Жаль, что композиция звучит лишь в титрах.
Возможно, «Аванпост» оставил бы совершенно другое впечатление, если бы создатели не погнались за славой «Гоголя». Каждой клеточкой эта история кричит о том, что должен был быть сериал, а не полный метр. Хотелось большего раскрытия персонажей, большей мотивации, объяснений и пищи для ума. От первого эпизода сериала, к слову, в фильме около получаса материала. А дальше — какая-то дикая смесь «Бегущего по лезвию» и «Битвы за Лос-Анджелес». Надеемся, авторы примут решение о показе публике полной истории после проката. Тоггда у «Аванпоста» с большой долей появится шанс на реабилитацию.
Трейлер постапокалиптического блокбастера «Аванпост»
Читайте также:
Майк Шинода из Linkin Park записал саундтрек к российскому фильму «Аванпост»
Появился трейлер постапокалиптического блокбастера «Аванпост»
читать далее...
коментировать