Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
VIP |

«Торпедоносцы»: военное кино, в котором жизни больше, чем войны.

Стало известно, люди с какой формой лица чаще сталкиваются с неверной оценкой характера по фото

В Москве в 1,5 раза вырастет объем специализированной медпомощи

Собянин: Акцию «Ночь в музее» посетили порядка 350 тысяч человек

Синоптик Тишковец: в выходные 25 и 26 мая в Москву придет двойное лето

В День Защитника Отечества вспоминаем полузабытый ныне военный фильм Семёна Арановича.

«Торпедоносцы», реж. Семен Аранович Кадр из фильма

Любой, кто мало-мальски знаком с историей и работами школы ленинградского кино, не может не заметить очевидной связи между «Торпедоносцами» (1983) Семена Арановича и фильмом Алексея Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин» (1984), снятого годом позднее. Причина сходства проста: сценарий «Торпедоносцев» написан супругой и многолетним соавтором Алексея Германа Светланой Кармалитой, а исходным литературным первоисточником обоих фильмов послужили произведения отца режиссера – писателя Юрия Германа, прослужившего всю войну на русском Севере в качестве литератора и военного корреспондента. Два товарища и конкурента по «Ленфильму», Семен Аранович и Алексей Герман в первой половине восьмидесятых – вольно или невольно – вплотную сблизились в выборе материала и актеров для его реализации. Андрей Болтнев, Алексей Жарков, Юрий Кузнецов и Александр Филиппенко снялись в знаковых ролях и в «Торпедоносцах», и в «Лапшине…». Наконец, сценарист «Лапшина…» Эдуард Володарский исполнил в «Торпедоносцах» роль гвардии капитана. Впрочем, несмотря на значительные формально-содержательные сходства и совпадения, военный фильм Арановича все же отличается от милицейской картины Германа – как минимум по настроению и некоторым стилистическим решениям.

Особенное очарование «Торпедоносцам», безусловно, придает галерея персонажей: свой шалопай-весельчак (Дмитриенко), свой непутевый неудачник (Черепец), свой робкий интеллигент (Курочкин), свой мудрый и справедливый командир (Фоменко), свой роковой красавец с печатью смерти на лице (Белобров), свои хрупкие женщины, сплошь беспомощные и несчастные (Шура, Настя, Маруся). Все эти герои – вне зависимости от отведенного им экранного времени – изображены так, что моментально располагают к себе и ненавязчиво заставляют зрителя сопереживать их радостям и горестям. Качество, которого как воздух не хватает большинству современных российских фильмов.

«Торпедоносцы», реж. Семен Аранович Кадр из фильма

Однако что же, по существу, происходит в «Торпедоносцах»? Здесь нет истории, в которой один главный герой неустанно стремится к четко поставленной в завязке цели. Перед нами не сюжет в привычном понимании классической кинодраматургии, а скорее набор зарисовок из повседневной жизни заполярного гарнизона, в котором базируется полк морской авиации – часть Военно-воздушных сил Северного флота. Особенность гарнизона состоит в том, что для здешних летчиков это одновременно и тыл, и фронт. Здесь живут их семьи, растут их дети, и совсем рядом дежурит враг, смертельное столкновение с которым может случиться в любой момент. Оттого-то в фильме так много сцен, двигающих историю не столько вперед, сколько вширь и вглубь, конкретизирующих представления зрителя о мире торпедоносцев и погружающих в него с головой. Дмитриенко, ставящий спортивные рекорды по зависанию зубами на ремне; сомнительные монологи Артюхова о способах обхождения с женщинами; разгрузка маргарина для местной столовой; неловкие ухаживания Черепца за Марусей; сюрреалистического вида гастрольное шоу лилипутов в доме культуры – едва ли не вся условно «тыловая» часть «Торпедоносцев» соткана из подобных сцен. На экране подолгу не происходит как будто ничего важного, но на деле разворачивается самое главное – живая жизнь, фрагментарно запечатленная в недолгих перерывах между регулярными вторжениями войны в мирное существование гарнизона.

«Торпедоносцы», реж. Семен Аранович Кадр из фильма

Что же касается собственно режиссерских ходов Арановича, то первое, что бросается в глаза, – смелое монтажное микширование постановочных кадров и военной хроники, которое позднее будет эксплуатироваться автором и в телесериале «Противостояние» (1985). Многие режиссеры не считают нужным, а зачастую попросту боятся использовать в игровых работах вставные документальные кадры. Существует небезосновательное мнение, что правда документа – особенно в кино – подчас выглядит инородно и способна легко затмить и разрушить любые придуманные (постановочные) конструкции и выявить на контрасте фальшивый (искусственный) характер последних – подобно тому, как индикатор в химии наглядно визуализирует изменения, происходящие в веществе. Аранович, будучи режиссером как игрового, так и документального кино, использовал этот прием регулярно, не боясь обозначенных выше рисков. Резонно предположить, что периодическое появление на экране военной хроники – причем не обособленно, а внутри постановочных сцен – было призвано показать, что «Торпедоносцы» уж если не основаны целиком на реальных событиях, то, по крайней мере, рассказывают о них, временами – с документальной точностью. Иначе говоря, хроника, как, кстати, и монохром, сигнализирует зрителю, – прежде всего, в наиболее драматичных эпизодах – что это кино не чистая фантазия, оторванная от реальности, а художественное повествование о правде войны. Неслучайно эпилог картины перед финальными титрами целиком смонтирован из подлинных архивных фотографий летчиков-красноармейцев 1940-х гг.

Коммунальная бедность гарнизонного быта, маленькие радости на фоне большого горя, трогательная забота о близких, которых может сделать немного счастливее плитка шоколада или воротник из хорька, мимолетные минуты счастья с друзьями и близкими и перманентный смертельный риск в схватках с врагом, разрушенные семьи, поломанные судьбы, израненные тела и души – причудливая сценарная структура, опирающаяся на внешне разрозненные «куски жизни», позволяет «Торпедоносцам» как бы мимоходом, без выраженной драматургической накачки и лишнего пафоса зафиксировать и продемонстрировать ту цену, которую наши предки заплатили за победу в войне. Потому особенно обидно, что фильм Семена Арановича – впрочем, как и другие его картины – редко можно встретить на центральных каналах телевидения или в киноретроспективах, даже 23 февраля и 9 мая. Этот текст – попытка внести хотя бы крошечный вклад в борьбу с забвением выдающегося режиссера и одной из его лучших работ.

Статьи по теме:

 



Rss.plus
Юлия Путинцева

Путинцева вернулась после 0:6 и одержала важную победу

Читайте также

VIP |

«Наша супружеская жизнь закончится»: Агутин сделал категоричное заявление накануне дня рождения Варум

VIP |

Деми Мур вручила награды победителям премии Trophée Chopard в Каннах

Жизнь |

Что можно приготовить из одуванчиков – рецепты для укрепления здоровья и не только



Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Интернет

Появилось фото части крупнейшего известного ударного кратера нашей системы






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Сергей Шнуров

Mash: лидер «Ленинграда» Шнуров задолжал ФНС более 4,5 млн рублей