Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
VIP |

«Круть» или не круть? Каким получился новый роман Виктора Пелевина

Бесплатные консультации по вопросам захоронения пройдут в Подмосковье в октябре

Дворы у трех домов по Союзной улице благоустроили в Одинцове

Лерчек призналась, что во время съемок «Звезд в джунглях» украла у местных еду: «Камнем сорвала замок»

ЦСКА — «Металлург» — 0:7. Видеообзор матча КХЛ

Игорь Кириенков, шеф-редактор витрин «Кинопоиска» и «Яндекс Книг»

«Если коротко суммировать то, что писала обо мне критика все эти годы, получится примерно следующее: я начал с грошовых придумок, написанных отвратительным языком, и с тех пор стремительно деградирую, с каждым годом опускаясь все ниже и ниже. Иногда мне становится интересно, есть ли дно у этой бездны или я буду падать в нее бесконечно?». В 2004 году это место из интервью Пелевина журналистке «Известий» Наталье Кочетковой воспринималось совершенно однозначно: модный, бешено талантливый, раздвигающий границы допустимого автор справедливо сетует на косность своих рецензентов. Пелевинские выпады в отношении журналистов со временем стали чем-то привычным. Иногда это было грубо, но забавно. Например, в девятом романе «t» второстепенный персонаж-литератор иронично сокрушался, читая отзывы на свои книги: «Как? Погас волшебный фонарь? А что ж ты в него ссала-то пять лет, ...[манда]? Ссала-то чего?»; понятный укор в адрес тех, кто все время ждет от автора нового «Синего фонаря» (первый сборник рассказов Виктора Пелевина, опубликованный в 1991 году). Вехой в отношениях писателя и культурной прессы стал «iPhuck 10», в котором критиков сравнивают с «вокзальной минетчицей» — со всей сопутствующей метафорикой.

Вехой, надо полагать, станет и «Круть».

Несколько слов о сюжете. После предотвращения нейросетевого апокалипсиса оперативнику Маркусу Зоргенфрею стирают память и поручают новое задание. На этот раз конец света хочет устроить древний ящер Ахилл — самый могущественный демон во Вселенной, которому для осуществления его жуткого плана нужна человеческая оболочка. Выбор Ахилла падает на тюремного харизматика-«петуха» Кукера. Тот находится в отказе от крутилова (так в ГУЛАГе будущего называется воспитательная практика; по ходу романа у нее обнаружится и коррупционное измерение) и склоняет к саботажу других заключенных. Зоргенфрею, его начальству и руководству Доброго Государства нужно придумать, как обезвредить Ахилла в теле Кукера. Очень кстати оказывается противостояние «петухов» и «кур» — боевых феминисток, поклоняющихся радикальной мыслительнице Варваре Цугундер. Со всем происходящим как-то загадочно связаны литературный критик Рыба, которая ранее инструктировала Маркуса по поводу отечественной классики, и Герман Азизович Шарабан-Мухлюев — главный русский писатель карбоновой эпохи, давно перебравшийся в подземную банку.

Пелевин застрял. Можно было обсуждать качество словесной ткани и оригинальность концепции «Transhumanism Inc.» (2021), но этот роман во всяком случае открывал целый, в перспективе безразмерный, мир. «KGBT+» (2022) раздражал каким-то унизительным мелкотемьем (нейрострапоны, кормофилия, Ходорковский), но в лучшие моменты это была очень свободная и по-своему бесстрашная книга. «Путешествие в Элевсин» (2023) сегодня кажется чудом эргономики и грации: гуманистичный шутер, развязка которого вполне могла бы стать финалом пелевинской литературной карьеры — и это было бы очень достойное прощание.

Пелевин застрял.

В сравнении с ними «Круть» работает на холостом ходу. Точнее, не так. Эмоция, которая приводит «Круть» в движение, — густопсовое отвращение.

В первую очередь, к самой литературной форме. Пелевин — достаточно опытный автор, чтобы доверху заполнить роман более-менее случайным реквизитом и получить что-то занимательное, — но «Круть» как-то поразительно уныла в сюжетном отношении. Не потому, что это статичный роман идей, где всякое действие — всего лишь предлог для многостраничного диалога (что необязательно плохо: см. дилогию про вампира Раму). Как и год назад, ставки в «Крути» выше некуда: древний динозавр хочет ввергнуть планету в мезозой. Но давнему пелевинскому читателю (не говоря уже про тех, кто ищет у Пелевина чистого жанрового удовольствия) может быть трудно увлечься происходящим. Странным образом, лучшая экшен-сцена — драка двух «петухов» — происходит в середине книги, а решающая битва добра со злом выглядит бледно и как-то необъяснимо скомкано. Как говорил Набоков про развязки у позднего Бунина: «Все равно, как кончить, а кончить надо». К слову, любимым пелевинским авторам тут тоже посылают приветы — правда, совсем уж дежурные.

Во-вторых, Пелевина сильнее обычного раздражает его материал. Среди персонажей снова угадываются реальные фигуры из самых разных политических и эстетических лагерей: харизматичный заключенный, поднимающий бунт против властей, но способный выторговать у «кума» особые условия содержания; левая активистка, которую используют втемную для индивидуального террора; ключевое лицо в государстве, отвечающее одновременно за прогрессивные технологии и репрессивную идеологию; многое разной подтанцовки — стримеров, журналистов, галеристов, оскандалившихся олигархов; есть даже крупный литературовед. Смотрел ли Пелевин «Слово пацана» и «Задачу трех тел»? Читал ли «К себе нежно» и «В сторону рая»? Следил ли за дискуссией вокруг «Мастера и Маргариты»? Помнит, на каком сервисе выходила его предыдущая книга? А сами-то как думаете.

Ко всему этому Пелевин, очевидно, относится довольно брезгливо — как к ноосферному навозу. Или к рыбе. Сленговое обозначение заглушки, бессмысленного сочетания произвольных слов, становится у Пелевина синонимом текста в широком смысле: от легкомысленных песен до Книги Жизни. Удобный способ снять с себя ответственность за всю инерцию, тоску и скуку, что есть в новом романе. За «дроченую пустоту» — как сказано тут с саморазоблачающей прямотой.

«Круть» как-то поразительно уныла в сюжетном отношении.

Впрочем, больше всего Пелевина тошнит от медиа. Мы наконец подобрались к тому, вокруг чего при удачном для авторского бренда стечении обстоятельств в ближайшее время могут разгореться жаркие споры. Настоящей, куда важнее Ахилла и армагеддона, сюжетной интригой оказывается изъятая глава из эротических мемуаров Шарабан-Мухлюева. Он много пьет, злословит о мигрантах и эмигрантах, либералах и евреях, французской и британской поп-музыке, ЦРУ и его роли в современной русской литературе. Выходит нарочито утрированная, с некоторым даже перехлестом, квазиавтобиографическая фигура. Но главное в разящей перегаром исповеди Мухлюева, которая выполнена в технике дзуйхицу (когда мысль следует за кистью и ничего нельзя править), — признание в страстном садистском романе с литературоведкой Рыбой. Брутальные ролевые игры рядом с его собранием сочинений. Внесение окончательной ясности в разницу между «ранним» и «поздним» Мухлюевым. Угрозы и унижения.

Все это очень утомляет — и оставляет после себя чувство тяжелой неловкости. Конечно, «Круть» — художественное произведение: дым, зеркала, обман зрения. Да и сам Пелевин как будто все понимает: «Это уже не дно, а какая-то сверхглубокая скважина», рассуждает о прочитанном Зоргенфрей. Но даже если допустить, что перед нами просто радикальная автопародия, есть в этих стилистических конвульсиях что-то патологическое. Что-то всерьез настораживающее. Не говоря уже о том, что едва ли кто-то сегодня будет разбираться, где здесь жестокая металитературная игра, а где вопль уязвленного белого самца. Где пастиш на писателя-охранителя — а где нутряные опавшие листья. Ищите себя потом в каком-нибудь стремном паблике.

«Круть» — далеко не первый случай, когда Пелевину хочется пожелать взять саббатикал. В конце концов, 35 лет почти непрерывного письма: с несколькими большими удачами и россыпью блестящих вещей. С бесспорным местом в истории русской литературы. Представляете, какой бы это мог быть мощный заголовок: «Пелевин не выпустит новую книгу в 2025 году». И как вдруг всем снова станет интересно, о чем он напишет в 2026-м. Автор точно заслужил паузу. Закрыв эту недлинную и все же изнурительную книжку, понимаешь: заслужили ее и мы.



Rss.plus
WTA

Арина Соболенко вышла в четвертьфинал турнира WTA 1000 в Пекине

Читайте также

Мода |

«Обречены на провал»: Канделаки обвинила Сару Джессику Паркер в плагиате

Мир |

Роспотребнадзор начал на границе искать заболевших новым смертельным вирусом

VIP |

«Стокманн» назвал даты акции «Сумасшедшие дни»

Авто-новости

«Динамо» Москва — «Трактор». Видеотрансляция матча КХЛ, смотреть бесплатно

«Динамо» Москва — «Трактор» — 1:4. Видеообзор матча КХЛ

Евгения Вершинина: 5 трендовых украшений из бабушкиной шкатулки

МОСКОВСКИЕ РОСГВАРДЕЙЦЫ ОКАЗАЛИ ПОМОЩЬ 10-ЛЕТНЕМУ РЕБЕНКУ, НА КОТОРОГО НАЕХАЛ АВТОМОБИЛЬ

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Настроение

Катались на питбайке и переломали ноги




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Джиган

Рэпер Джиган предложил семилетней дочери стать квадробером