Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
VIP |

Юлия Щукина, куратор коллекции искусства СДМ-Банка: «Наша коллекция — напоминание о том, что для нас важны не только цифры»

Андрей Воробьев назвал планы по модернизации сферы ЖКХ в Подмосковье

Эксперт предупредил о новой схеме мошенничества

Войска беспилотных систем планируется создать в России в 2025 году

"Начнется 18 декабря и будет две недели подряд": Вильфанд дал неожиданный прогноз

Коллекции искусства СДМ-Банка уже больше 30 лет: для современных российских корпораций это прецедент. Собрание включает в себя работы отечественных художников — от мастеров 1940-х годов до современных авторов. «Культуромания» поговорила с куратором коллекции Юлией Щукиной о том, как начиналась коллекция, как происходит обор произведений и как благодаря собранию удается помогать художникам. 

— Расскажите о первых шагах, позволивших создать коллекцию СДМ-Банка. 

— История наших отношений с искусством началась в 1991 году. Ситуация, как и у всех была непростая: институт «Стройдормаш», в здании которого мы сейчас находимся, еле выживал — прекратилось финансирование. И тогда руководители института решили создать бизнес, который помогал бы людям реализовывать частные предпринимательские проекты. Так появился СДМ-Банк. В здании института давно не было ремонта, поэтому наиболее приличные комнаты оформили картинами, которые руководители принесли из дома: по счастливому стечению обстоятельств жены двух акционеров банка любили искусство. Одна из них, Кира Сергеева Солнцева, супруга Михаила Максовича Гайцгори, в ту пору хотя и была инженером, но разбиралась в живописи, ценила творчество, дружила с художниками, любила приходить к ним в мастерские и на открытия выставок. И стала приводить с собой акционеров банка, которые в свою очередь покупали картины — прямо у авторов. Тут хотелось бы прокомментировать контекст: в 90-е творческим людям пришлось несладко — многие из них не обладали предпринимательской жилкой и еле сводили концы с концами. Поэтому продажа картин для художника в то время была вопросом продолжения жизни. 

В целом, подробностей о начале коллекции СДМ-Банка мы знаем не так много. Изначально задача собрать коллекцию не ставилась. Все складывалось естественно как в жизни: сотрудники банка приезжали в мастерскую, чтобы купить конкретную картину, видели, в каких условиях работает художник и приобретали не одну, а несколько произведений. 

— Этот период бытования коллекции как-то задокументирован? 

— У нас есть архив, однако там содержится минимум информации: у кого и когда были куплены работы — то есть отсутствует эмоциональная, биографическая часть истории. А это самое интересное. В нашей коллекции представлены авторы с 1940-х до наших дней. Есть разные жанры, разные направления. В коллекции есть такие имена как Александр Лабас, Макс Бирштейн, Екатерина Медведева, Наталья Нестерова, Леонид Писарев, Арон Бух, Валерий Бабин, Татьяна Яблонская, Олег Ланг и другие. Много чудесных историй и много грустных. Мы успели приобрести две работы наивного художника Павла Леонова — еще при жизни автора. Леонов жил бедно, не имел постоянного дохода — занимался сезонными работами. Любопытно, что он часто выбирал сюжеты, услышанные по радио. У нас в коллекции есть работа, на которой изображен Большой театр. По легенде, художник услышал сводку новостей, в которых сообщалось, что во время реконструкции Большого театра фасад за колоннами обработали противоплесневой зеленой краской. И горожане возмутились, что получилось некрасиво. Повторюсь, это легенда: фотографий мы не нашли. Как бы то ни было, Павел Леонов нарисовал Большой театр с зеленым фасадом — и, таким образом, оставил нам «слепок» того времени, заархивировал момент. Как и многие наивные художники, Леонов, будучи самоучкой, изображал важных начальников в виде действительно больших фигур. Например, у него есть работа, посвященная свадьбе в Сибири: рядом с женихом и невестой — крупная фигура начальника, организовавшего им полет на вертолете. Для рубежа 80-90-х, когда создавалась картина, это был невероятный подарок. Дело даже не в деньгах: порой, имея средства, невозможно было достать нужную вещь. А тут — такая роскошь, вертолет! 

В последнее время мы усиливаем коллекцию работами маститых авторов — нонконформистов Владимира Шинкарева, Владимира Немухина, Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Михаила Рогинского, Игоря Вулоха. Все это приобретения последних трех лет. Есть и произведения наших современников — Константина Батынкова, Марии Сафроновой, Александра Дашевского. 

— Сколько работ у вас в коллекции? 

— Более 680 полотен. Вся коллекция — доступна, картины размещены буквально везде, во всех рабочих пространствах банка: не только в Москве, но и в других городах. Это часть нашей истории, нашего бренда и, конечно, внутренней атмосферы, основы стабильности всего коллектива (многие сотрудники работают здесь более 25 лет). 

— Вы популяризируете свою коллекцию? 

— В меру сил. Мы провели несколько внешних выставок — собрали 60–80 работ и показали их на «Винзаводе» и в Музее Москвы. Это была совершенно некоммерческая история: мы не продавали билеты — просто хотели познакомить публику с нашими картинами. Приглашали искусствоведов, проводили экскурсии. Мы выпускаем каталоги. А еще издали несколько альбомов, приуроченных к 20-летию, 25-летию и 30-летию СДМ-Банка.

У коллекции есть сайт, где представлена информация обо всех работах и авторах нашего собрания. Мы сделали оцифровку произведений, ведем архив: всегда отмечаем, на каких выставках побывали работы. В общем, стараемся выстроить вокруг нашей коллекции правильную художественную жизнь — в том числе историко-архивную. Также мы создали памятку коллекционера — с рекомендациями, как начать собирательскую деятельность. Таким образом мы пытаемся подтолкнуть наших клиентов к коллекционированию. Надо понимать, что сами мы не можем купить все интересные работы: пусть наши клиенты приобретут эти вещи. А мы, возможно, однажды сможем собрать произведения из их коллекций на отдельной выставке. 

Еще мы запустили проект «Партнерские выставки». В чем он заключается? Мы с коллегами постоянно «мониторим» творческие события, посещаем выставки и художественные премии, смотрим на имена, отбираем наиболее интересные для нашего зрителя и целей коллекции. И бесплатно предоставляем выбранным авторам для выставки два наших зала. Для Москвы отсутствие платы за аренду — беспрецедентный шаг: самый дешевый зал стоит 80 тысяч за неделю. Это большая сумма для художника, если он зарабатывает на жизнь исключительно творчеством — ведь картины продаются не каждый месяц. Таким образом мы проводим минимум 12 выставок в год. То есть каждые три-четыре недели у нас новая выставка. Берем на себя все расходы: доставку, монтаж, выпуск каталога, в итоге художник может не загружать себя бытовой стороной вопроса. В некоторых случаях у автора есть агент: например, мы недавно делали выставку казанского художника Ильгиза Гимранова, которого представляет галерея, обладающая эксклюзивными правами на его работы. Здесь мы работали с менеджерами, и все процессы были совместно организованы: из Казани приехала машина с музейными ящиками, все было прекрасно упаковано — что особенно важно, поскольку в некоторых работах Гимранова использована масляная пастель — нежная, как крыло бабочки. Периодически мы работаем с другими городами. 

Мы также организовали несколько персональных выставок художникам, у которых никогда не было персоналок или они прошли много лет назад. Показали целый ряд авторов старше 80–90 лет, и для них это стало настоящим праздником. А для нас — возможностью познакомить публику с их творчеством. За время работы Партнерской выставки через залы проходит около тысячи человек, иногда больше — в зависимости от сезона. Некоторые зрители становятся покупателями, хотя изначально пришли просто в оперзал обменять валюту: галерея находится в здании банка. Иногда мы едва успеваем развесить работы, как заходит посетитель и говорит, что вот эта вещь нужна ему прямо сейчас. Как правило, мы не снимаем уже развешанные картины, чтобы не нарушать экспозицию. С другой стороны, я понимаю, что если зритель не купит работу у нас, то уйдет в другую галерею, а для нашего художника эти деньги — не лишние. И тогда мы идем навстречу, продаем работу и переверстываем экспозицию. Основная задача этого проекта — просветительская, поэтому мы передаем контакты художников заинтересованным лицам, чтобы потенциальные покупатели могли пообщаться с ними напрямую, предлагаем съездить в мастерскую. 

Конечно, все авторы разные. Кто-то помимо творчества ведет дела четко, а иные художники даже не подписывают свои картины. Темп работы у авторов тоже разный — по работе в год или по работе в день. Например, Вера Ельницкая, мастерская которой находится в легендарном Городке художников на Масловке — чрезвычайно плодовитый автор. Первое, что меня поразило — огромное количество картин, занимающих практически все пространство мастерской. Между складированных пачками картин — дорожка, ведущая к стулу и чайнику. На второй стул места просто нет. 

При этом мы пока что не музей, поэтому я радуюсь, когда художникам, которых мы запланировали в график партнерских выставок, предлагают проект в музее. В этом случае мы, конечно, уступаем: ждем год-полтора, потому что для художника музейная выставка очень важна. 

Иногда, когда меняем экспозицию, подходят сотрудники банка и говорят: «Ой, вы уже увозите картины? А мы не успели их рассмотреть, где еще можно увидеть?» такие вопросы, конечно, радуют, вдохновляют, проект — заметен. 

При этом мы все-таки банк, поэтому у нас есть определенные ограничения по содержанию работ, которые мы планируем выставлять. Мы не переходим рамки приличий, избегаем мрачных тяжелых тем и жанра «ню». 

— Обращаетесь к экспертам за консультацией? 

—В начале нашей коллекции пользовались консультациями с Владимиром Куропатовым, Владимиром Цельтнером, теперь достаточно протяженное время сотрудничаем с Сергеем Поповым, основателем галереи pop/off/art. Он помогает нам, в том числе, с пополнением коллекции, делится своей экспертизой, за что мы ему благодарны. Он один из самых сильных специалистов по современному искусству, со своим видением, стойкий и твердый, не поддающийся порывам, которые у нас порой случаются. 

— СДМ-Банк рассматривает свою коллекцию как инвестицию? 

— Банк априори ничего не делает без рационального основания. Даже если и не с самого начала. Но если внимательно взглянуть на нашу коллекцию, можно убедиться, что это еще не инвестиция в чистом виде — в нашей коллекции есть совершенно эмоциональные покупки. И еще одна особенность — мы продолжаем погружаться в собственную коллекцию. Какие-то вещи мы искренне любим и при этом ничего не знаем про автора. Например, великолепная работа Нормы Тужилкиной — одна из любимых картин нашего руководителя. О художнице пока мало что известно, изучено множество источников, смотрели даже старые газетные вырезки в архивах. У некоторых авторов невозможно отследить историю творчества — кто-то в определенный момент ушел из искусства, у других осталось мало времени на творчество из-за педагогической работы. Например, в коллекции есть одна живописная работа Александры Лукашевкер, прославившейся в первую очередь как мастер вышивок и как педагог. 

— Вы расстаетесь с работами из коллекции? 

— Да, с трудом, но делаем это максимально корректно. Это могут быть дорогие для нас работы, которые просто не укладываются в выстраиваемую нами концепцию. А иногда у нас много работ хорошего автора, и мы понимаем, они дублируют друг друга. Поэтому мы дарим эти произведения своим клиентам и партнерам — чтобы они тоже заинтересовались коллекционированием. 

— Расскажите какие-нибудь истории, связанные с работами из вашей коллекции. 

— У нас бывали забавные истории и промахи. Например, одна картина числилась как работа неизвестного художника. А потом на выставке на «Винзаводе» к нам подошел арт-журналист Кирилл Зимогорский и сказал: «Почему неизвестный автор? Видите, на картине подпись «Хрусталев». Я внимательно посмотрела на работу и, к своему изумлению, действительно увидела подпись. Получается, иногда мы больше верим документам, чем собственным глазам. 

Был еще один интересный случай. Однажды я пришла в хранилище, чтобы поработать с коллекцией, и увидела, что у стены «спиной» ко мне стоит работа с разбитым стеклом. Сотрудник, ответственный за хранилище, сказал, что не знает, кто автор картины — после очередного переезда она побилась, и ее перестали экспонировать. Оказалось, это работа Олега Кудряшова. В итоге мы привели ее в порядок и получили замечательное произведение — до этого информация потерялась, и мы не знали, что у нас в коллекции есть Кудряшов. 

В общем, до сих пор случаются сюрпризы. Мы продолжаем развивать коллекцию: недавно в рамках «Партнерских выставок» запустили проект «Нескучные среды». Первую «Нескучную среду» сделали с Леонидом Алексеевичем Писаревым — интересным, маститым художником, родившимся в 1938 году, ныне живущим и работающим в Абрамцеве. Мы поехали к нему по рекомендации, через его племянницу, и, тем не менее, сразу к картинам меня не подпустили. Сначала мы два часа беседовали, пили чай, и только потом мне разрешили пройти в святая святых — мастерскую. В таком возрасте художники уже редко выставляются и тщательно подходят к выбору площадки - чтобы экспозиция не стала пятном в выставочной биографии. В мастерскую на третий этаж вела узкая крутая лестница, с которой наши рабочие потом намучились: им пришлось буквально совершать гимнастические пируэты, чтобы спустить вниз большие холсты. Мы систематизировали картины, отсняли и подготовили выставку. На открытие собралась замечательная публика, в том числе — друзья и родственники художника, его молодые коллеги. Кстати, многие свои картины Писарев увидел словно в первый раз: в мастерской совсем другой свет, к тому же она довольно тесная, а в наших залах можно отойти на четыре метра и рассмотреть работу. 

Подобный проект мы делали и с Юрием Павловичем Шашковым. Как художник он двигался параллельно Звереву, работал в близкой ему манере, причем Шашков открыл ее самостоятельно: он писал дома, запершись ото всех. Анатолий Тимофеевич, как известно, напротив был открыт миру, общался с огромным количеством людей, ночевал у друзей и мог за ужин создать шедевр — работал, подобно Пиросмани, за еду. А Шашкова в какой-то момент раскритиковали, и он «закрылся»: все свои работы хранил у себя дома. Когда ему было 92 года, мы сделали первую полноценную персональную выставку. Среди отобранных работ была картина с изображением берез: небольшого размера, очень ритмичная, с четкими стволами, создававшими жесткую структуру. Мы очень хотели ее показать, но с трудом нашли место — она буквально «убивала» висевшие рядом работы. Дело в том, что мы отбирали картины в полумраке квартиры, и я даже не подозревала, что картина с березами будет перетягивать на себя внимание. В итоге мы подарили Юрию Павловичу фонарь, и позже ручные прожектора стали практически нашими фирменными «сувенирами»». Теперь, когда приезжаем к художнику, чтобы выбрать работы и записать интервью, обязательно дарим фонарь. У большинства возрастных мастеров уже не очень хорошее зрение, а фонарь можно поставить на мольберт и рассмотреть какие-то детали, кроме того, у современных фонарей можно менять температуру света — от холодного до теплого. 

Вообще СДМ-Банк — очень человечный банк. Я сотрудничаю с этим коллективом больше 20 лет, из них — около 10 лет занимаюсь коллекцией. И ни разу у меня не возникало ощущения, что для банка коллекция искусства — это что-то вторичное. Конечно, мы находимся в бизнес-пространстве, куда посетители изначально приходят за другими услугами. Однако наша коллекция — напоминание о том, что мы, прежде всего, люди, и для нас важны не только цифры. Я очень люблю этот проект и благодарна нашим руководителям за то, что они доверяют и поддерживают. Для меня это очень ценно. поскольку я чувствую, что мы занимаемся не украшательством стен. Мы сообща делаем важное и настоящее. Как говорится: искусство — вечно! 

Ксения Воротынцева 

Фото: предоставлено Юлией Щукиной, публикуется с разрешения правообладателя



Rss.plus
Серена Уильямс

"Снова "Оземпик". В сети обсуждают похудевшую Серену Уильямс

Читайте также

Жизнь |

Концерт Битва Клавиров: Бах vs. Чайковский в Петрикирхе

VIP |

Опухшая Волочкова возле елки напугала публику — отек или пластика?

VIP |

«Сам бы этот кастинг не прошёл». Джиган в Comedy Club озвучил критерии для потенциальных ухажёров своей дочери

Авторские новости

Беспроцентная рассрочка с ежемесячным платежом от 65 000 рублей запущена в жилом комплексе City Bay

В России запустили бесплатную почту Деда Мороза в преддверии новогодних праздников

Филиал № 4 ОСФР по Москве и Московской области информирует: Отделение СФР по Москве и Московской области выдало более 1,6 миллиона сертификатов на материнский капитал

ТСД SAOTRON RT41 GUN: практичный, производительный, надёжный

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Авто

BelkaCar и МТС Premium увеличили кэшбэк на поездки в приложении каршеринга