Здоровье |
В Ораниенбауме открылся уникальный музей «Павильон Катальной горки»
Единственный в России памятник подобных увеселительных комплексов XVIII века открыл двери после длительной реставрации, сообщили в пресс-службе ГМЗ «Петергоф».
Церемонию открытия посетила статс-секретарь — замминистра культуры РФ Алла Манилова.
«Сегодня мы стали свидетелями очень важного события. В северной столице России, в Санкт-Петербурге, на протяжении последних лет был пройден большой путь к возрождению и сохранению бесценного архитектурного и культурного наследия нашей страны. Открытие Павильона Катальной горки — настоящий тому пример», — сказала она, отметив работу реставраторов и поздравив их с профессиональным праздником, который отмечается 1 июля.
Алла Манилова подчеркнула, что у таких сооружений не было архитектурных прообразов: строительство Катальной горки по заказу Екатерины II было новаторским проектом и вызовом для зодчих XVIII века.
2 июля Павильон Катальной горки, 33-й музей ГМЗ «Петергоф», открывается для посетителей, сказал врио гендиректора музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков.
«Мы шли к этому 13 лет. По значимости это один из самых уникальных музеев, потому что подобного павильона в России не сохранилось», — отметил он.
Павильон Катальной горки был построен в 1750-1774 годах по проекту Антонио Ринальди для императрицы Екатерины II. Комплекс включал павильон, летнюю катальную гору и крытые галереи-колоннады. Гора и колоннады были разобраны в середине XIX века.
Парадные интерьеры павильона — Круглый зал, Штукатурный и Фарфоровый кабинеты, лестница и вестибюль — сохранили общий художественный замысел и отделку 1760-1770-х годов. В их оформлении участвовали итальянские мастера, работавшие в то время в России: живописцы Серафино Бароцци и Стефано Торелли, штукатурных дел мастера Гаэтано Спинелли и Альберто Джани.
Павильон — единственный в России памятник архитектуры XVIII века, сохранивший отделку полов искусственным мрамором. Выполненные Гаэтано Спинелли в 1760-х годах полы представлены в Круглом зале и Штукатурном кабинете.
Жемчужиной павильона считается Фарфоровый кабинет с аллегорическими фигурами, выполненными в Саксонии в 1772-1775 годах. Важнейшим событием стало возвращение в кабинет исторической группы «Боевой слон II». Часть композиции XVIII века хранилась в музее, а слон был украден в революционные годы. Его удалось приобрести, отреставрировать и вернуть на свое место.
Сложнейшие реставрационные работы, проведенные в 2019-2022 годах, предварила длительная научная работа. Одним из важнейших направлений реставрации стало воссоздание всех первоначальных цветов XVIII века.
Впервые в истории павильона посетители увидят экспозицию «кухонь» первого этажа, цокольный этаж с полностью раскрытой исторической кладкой XVIII века, где представлены макет катальной горы и колясочка, воссозданная по чертежам Антонио Ринальди.
Фото: пресс-служба Минкультуры РФ