Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26
27
28
29
30
Жизнь |

Шапка Мономаха и скипетр династии Романовых: 9 царских регалий Российского государства

Тайный бизнес Ильича

Якутский фильм "Карина" выйдет с 25 апреля в российский прокат

mk.ru: в Новой Москве отце избил восьмилетнего сына ложкой для обуви

Отправлен в камеру с телевизором: Общественник рассказал о месте содержания Тимура Иванова


Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

В Оружейной палате Московского Кремля находится крупная и любопытная экспозиция: в ней собраны все атрибуты верховной власти правителей Российской империи. И, как ни странно, на скипетрах и коронах она не заканчивается - там можно найти и трон, и легендарную шапку Мономаха, и даже цепь основоположника династии Романовых. Вашему вниманию «десятка» ценнейших царских регалий, которые подтверждали права на правление в Российском государстве.

1. Шапка Мономаха


Трудно найти более знаменитую регалию древних московских царей. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Трудно найти более знаменитую регалию древних московских царей. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Пожалуй, наиболее известным из парадных головных уборов царей тогда еще Московского государства - это легендарная шапка Мономаха (другое название - корона Великих московских князей). Материалом для создания знаменитой регалии послужили золото, изумруды, рубины, шпинели и жемчуга, а сама шапка оторочена соболиным мехом. При этом вес ее составляет всего чуть меньше одного килограмма.
Изящное переплетение драгоценностей и восточных мотивов. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Изящное переплетение драгоценностей и восточных мотивов. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Интересна история появления этого знаменитого головного убора. Согласно распространенному мнению ученых, шапка была создана ювелирами Золотой орды в конце 13 века и стала подарком золотоордынского хана Узбека московскому князю Юрию Даниловичу в 1317 году. Впервые же в исторических источниках упоминается при правлении Ивана Калиты.
Знаменитый крест шапка получила далеко не сразу. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Знаменитый крест шапка получила далеко не сразу. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

А вот свое легендарное название - шапка Мономаха - она получила благодаря легенде, которую придумали в конце 15 века, когда регалию окрестили и установили на нее православный крест. Согласно созданному мифу, шапка была подарена киевскому князю Владимиру Мономаху от византийского императора Константина IX Мономаха. При этом авторов легенды не смутил тот факт, что будущему правителю Древней Руси на тот момент было всего два года.
Шапка Мономаха (справа) в экспозиции царских головных уборов 1300-1685 гг. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.Шапка Мономаха (справа) в экспозиции царских головных уборов 1300-1685 гг. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

В поставлении на престол российских царей шапка Мономаха использовалась вплоть до конца 17 века: первым ею короновали Дмитрия Ивановича Внука в 1497 году - формального соправителя деда, царя Ивана ІІІ, а полноценно возвели на престол Ивана VI Грозного. А последний царь, надевший регалию в 1682 году, т. е. через 178 лет после первого стал старший брат императора Петра Великого Иван V. Интересно, что после коронации правители шапку больше никогда не надевали.

2. Икона с Крестом Животворящего Древа и панагией


И царская регалия, и православная святыня. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

И царская регалия, и православная святыня. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Еще одной уникальной царской регалией, находящаяся в экспозиции музея Московского Кремля, является золотая чеканная икона, в которую заключены драгоценный крест, выполненный из Древа Креста в 11 веке, и панагия - образ Богоматери небольшого размера - с тремя камнями от Гроба Господня и крышки Гроба. Последняя православная святыня, по одной их версий, была привезена в Москву во время правления Бориса Годунова в начале 1600-х годов.
Реликвия усеяна драгоценностями. /Фото: rbth.com

Реликвия усеяна драгоценностями. /Фото: rbth.com

 

Для создания иконы-ковчега в мастерских Кремля было использовано немалое количество материалов - дерево, золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, турмалины и жемчуг. Кроме того, его венчают два изображения, характерных для византийских ставротек - святых Константина и Елены.
Крест Животворящего Древа, 11 век. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Крест Животворящего Древа, 11 век. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Центральная реликвия, содержащаяся в ковчеге - Крест Животворящего Древа - согласно наиболее вероятному предположению, выдвигаемому историками, как раз и использовалась во время вступления на престол правителей Московского царства. Так, по одной из версий именно этот крест стал частью церемонии коронации Ивана Грозного в 1547 году.

3. Трон Бориса Годунова


Трон Бориса Годунова в экспозиции Оружейной палаты. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Трон Бориса Годунова в экспозиции Оружейной палаты. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Царь Борис Годунов в 1604 году получил в подарок от шаха Аббаса I роскошный трон, выполненный в традиционных восточных мотивах, и на следующие два столетия он стал полноценной регалией правителей Российского государства. Изготовлением будущего дара занимались персидские мастера, которые в качестве материалов использовали золотые пластины, инкрустированные 552 рубинами и турмалинами, 825 единицами бирюзы, 177 жемчужинами и 700 половинками жемчужин.
Россыпь драгоценных камней - характерная черта восточного искусства. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Россыпь драгоценных камней - характерная черта восточного искусства. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Трон использовали для вступления на трон и после правления царя Бориса Годунова, однако в период царствования императора Петра Великого он был передан в Оружейную палату Московского Кремля. После этого его использовали во время коронации российских монархов всего однажды - когда проводилась церемония императрицы Елизаветы Петровны.
На месте утерянных камней оставили пустые гнезда. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

На месте утерянных камней оставили пустые гнезда. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Интересный факт: по приказу Елизаветы Петровны была заменена обивка - красный персидский бархат, традиционный для восточных мотивов, был убран в пользу модного и популярного в тот период французского вельвета голубого оттенка с цветочным орнаментом.

4. Скипетр Большого Наряда


Один из самых известных скипетров русских царей. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Один из самых известных скипетров русских царей. / Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

С течением времени правители Московского государства стали отходить от использования восточных, в частности, византийских мотивов и все больше ориентировались на европейские традиции в церемонии коронации. Так, ярким примером такого перехода можно считать появление среди царских регалий нового предмета - скипетра.
Скипетр в экспозиции среди других регалий первого царя династии Романовых. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Скипетр в экспозиции среди других регалий первого царя династии Романовых. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

В Оружейной палате музея Московского Кремля можно найти такой скипетр, с которым восходил на престол Михаил Федорович в 1613 году. Первый царь династии Романовых получил его как символ верховной власти - царский посох. При венчании на царство и во время торжественных мероприятий московские правители держали скипетр в правой руке. В других случаях - при больших выходах - скипетр несли перед царем специальные люди, называвшиеся стряпчими стряпчими.
На скипетре отчетливо видны элементы ренессансного искусства. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

На скипетре отчетливо видны элементы ренессансного искусства. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Скипетр царя Михаила Федоровича Романова выполнен в стиле позднего Ренессанса западноевропейскими мастерами. Как полагают исследователи, он был доставлен царю Борису Годунову Великим посольством Рудольфа II, императора Священной Римской империи в 1604 году, и, уцелев в период Смуты, получил статус Скипетра Большого наряда.

5. Держава царя Михаила Федоровича Романова


 

 
Первая держава российских правителей. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Первая держава российских правителей. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Неотъемлемый партнер скипетра в руках монарха – держава – также пришел в Московское государства из Западной Европы в конце 16 - начале 17 века. Самой древней из сохранившихся среди тех, которые использовались во время коронации русских правителей, наряду со скипетром, является держава Михаила Федоровича Романова, также известная как «Мономахова держава».
Царь Михаил Федорович Романов с державой в руках. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Царь Михаил Федорович Романов с державой в руках. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

История этой регалии сходна со парным ему скипетром: она была принесена в дар еще царю Борису Годунову, пережила смуту и в 1613 году вошла в коронационное одеяние — «Большой Наряд» первого царя династии Романовых. Последним же правителем, который держал ее в руках, был Иван Алексеевич, старший брат Петра Великого. После этого она была отдана на постоянное хранение в Оружейную палату.

Интересный факт: свое второе название - «Мономахова держава» - регалия получила по аналогии с одноименной шапкой. Была придумана легенда, якобы державу ниспослали еще в 11 веке киевскому князю Владимиру Мономаху вместе с венцом и другими реликвиями.

 
Сцены из жизни царя Давида выполнены с поразительной точностью. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремляm

Сцены из жизни царя Давида выполнены с поразительной точностью. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремляm

 

Держава, как и скипетр Михаила Федоровича, согласно утверждению историков, имеет западноевропейское происхождение. На это, в частности, указывает наличие так называемого «латинского» креста на навершии. Также в верхней части регалии расположены рельефы со сценами из жизни библейского царя Давида. Держава создана из золота и украшена крупными камнями – алмазами, изумрудами, рубинами и сапфирами.

6. Цепь Михаила Романова


Пожалуй, одна из самых оригинальных царских регалий. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Пожалуй, одна из самых оригинальных царских регалий. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Еще одна регалия, которая принадлежала первому правителю династии Романовых – царю Михаилу Федоровичу. Она представляет собой золотую цепь, состоящую из 88 колец, на каждом из которых отчеканена определенная надпись. Если читать их по очереди, то они складываются в единый текст, в котором, среди прочих, есть молитва к Пресвятой Троице и полный список земель, которыми владело Российское государство на тот момент.

7. Шапка Мономаха второго наряда


Шапка Мономаха второго наряда в экспозиции Оружейной палаты. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Шапка Мономаха второго наряда в экспозиции Оружейной палаты. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

В Оружейной палате Музея Московского Кремля находится сразу две шапки Мономаха. Помимо оригинальной, есть еще и другая, которая была с в спешном порядке создана в рамках совместного правления Ивана V и Петра I. Последний регалии не имел, и было решено сделать для него менее изысканную копию отцовской. Так и появилась шапка Мономаха второго наряда, которая позже получила еще одно название - «Шапка Таврическая».

 
Причиной появления второй Шапки Мономаха стало двоевластие. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Причиной появления второй Шапки Мономаха стало двоевластие. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Сам прецедент двоевластия такого рода появился из-за того, что предыдущий царь Федор Алексеевич на момент своей смерти в 1682 году не оставил государству наследников. Единственными представителями династии Романовых были два его младших брата Иван и Петр, которые оказались в центре боярских интриг - именно последние и стали причиной того, что на трон посадили обоих мальчиков.
Симпатичная, но не точная копия оригинальной регалии. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Симпатичная, но не точная копия оригинальной регалии. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Шапка Мономаха второго наряда имеет несколько отличий от оригинальной. Так, например, ее внешний вид менее изящный и изысканный, в частности, из-за того, что на ней отсутствуют восточные узоры. Кроме того, скопированная регалия имеет меньшую массу - она весит всего 600 граммов.

8. Двойной трон царевичей Ивана и Петра


Один трон для двух маленьких правителей. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Один трон для двух маленьких правителей. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Еще одной регалией, которая была создана в рамках двойного правления Ивана и Петра является необычный двойной трон из серебра. Он создавался в мастерских Кремля с 1682 по 1684 год. Материалами для двойного трона стали дерево и серебро, причем последнего понадобилось около двухсот килограмм.

 
Реконструкция использования двойного трона. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Реконструкция использования двойного трона. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Трон имеет настолько сложную конструкцию, что его нередко сравнивают с роскошным архитектурным сооружением, которое напоминает скорее беседку в стиле барокко. Еще одним оригинальным конструктивным решением, которое появилось с инициативы бояр, является потайное третье сидение с окошком, которое скрывалось за местом 10-летнего царя Петра и предназначалось для его наставников. Нередко на том месте восседала царевна Софья Алексеевна, которая была регентом при малолетних царствующих братьях.

9. Шапка алмазная царя Ивана Алексеевича


Регалия первого наряда царя Ивана Алексеевича. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Регалия первого наряда царя Ивана Алексеевича. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Алмазная шапка была изготовлена в период с 1682 по 1687 годы для царя Ивана Алексеевича, брата Петра Великого. Интересно, что в качестве материала для нее кремлевские мастера использовали драгоценности и алмазы предыдущих правителей, которые посчитали морально устаревшими. Несмотря на то, что шапка была парадной, предназначалась она также для повседневного пользования.
Изображение царя Ивана Алексеевича, слева от его руки - Алмазная шапка. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Изображение царя Ивана Алексеевича, слева от его руки - Алмазная шапка. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Регалия создавалась на основе двойного металлического каркаса. Первый - внутренний - представляет собой золотое чеканное полушарие, к нему прикреплялся внешний каркас из сплошной плетёнки из золотых узоров с добавлением алмазов. Драгоценности размещены особым образом, то есть в разных ракурсах. Такое решение создает эффект, когда при падении яркого света бриллианты «играют» и переливаются своим блеском.
Потрясающая в тонкости и детализации ювелирная работа. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

Потрясающая в тонкости и детализации ювелирная работа. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля.

 

Тулья короны была традиционно украшена соболиным мехом. Кроме того, среди пологов Алмазной шапки расположились двуглавые орлы, а также короны, многолепестковые розетки, которые отличались по форме и размеру. Всего реалия украшена более чем 900 алмазами, и множество других камней.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Rss.plus
ATP

Россиянин Сафиуллин потерял четыре места в рейтинге ATP

Читайте также

VIP |

Почему режиссёр Юрий Чулюкин умер в далёкой Африке

Мир |

Разоренный город побил все рекорды как самое дорогое туристическое направление, опередив Лондон и Париж

Мир |

Android 15 Введет режим карантина для защиты пользователей от "опасных" приложений



Происшествия

Дубненского отдела вневедомственной охраны Главного управления Росгвардии по Московской области, который тренирует юных тхэквондистов.

Неудержимые 2. Альянс (окончание)

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)

Озеро Танцующих Хариусов

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

В Белогорском районе Республики Крым проведен рейд по бывшим мигрантам






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Сергей Шнуров

Кормухина объяснила, почему не считает Шнурова музыкантом