Добавить новость

Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014Январь 2015Февраль 2015Март 2015Апрель 2015Май 2015Июнь 2015Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016Март 2016Апрель 2016Май 2016Июнь 2016Июль 2016Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016Ноябрь 2016Декабрь 2016Январь 2017Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019
Апрель 2019
Май 2019
Июнь 2019
Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020Апрель 2020Май 2020Июнь 2020Июль 2020Август 2020Сентябрь 2020Октябрь 2020Ноябрь 2020Декабрь 2020Январь 2021Февраль 2021Март 2021Апрель 2021Май 2021Июнь 2021Июль 2021
Жизнь |

Когда Голливуд был целомудренным, или Какой была американская цензура прошлого века



Нам сложно представить себе Америку страной, борющейся за высокие моральные устои и отстаивающей строгие этические нормы, однако в начале прошлого столетия дело обстояло именно так. Почти 40 лет в Голливуде действовал кодекс Хейса, который даже тогда многие считали слишком строгим. В этом обзоре рассказ о том, что именно запрещалось в старых американских фильмах и как режиссеры обходили эти запреты.


Интересно, что этот этический кодекс, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, был абсолютно самостоятельной голливудской инициативой. Государство не имело к нему никакого отношения. Зачем же создатели фильмов сами наложили запреты на свое творчество? Дело в том, что еще в конце XIX века общественность США начала болезненно реагировать на «разгул безнравственности», творящийся на киноэкранах. Особенно возмутил добропорядочных граждан фильм, который сейчас назвали бы роликом, демонстрирующий поцелуй мужчины и женщины. Этот 18-секундный кошмар привел к многочисленным выступлениям и общественным прениям.
Кадр из 18-секундного фильма «Поцелуй» 1896 года

Кадр из 18-секундного фильма «Поцелуй» 1896 года

Кроме того, несколько громких скандалов с участием звезд Голливуда привели к тому, что американские киностудии стали считать «гнездом порока». В 1921 году законодатели многих штатов запретили показ почти 100 кинолент. Производители фильмов задумались над репутацией кинематографа в целом и пришли к выводу о необходимости принять меры самостоятельно, пока их не навязали сверху.

Результатом стал специальный цензурный комитет, который совместно с политиком и пресвитерианским старейшиной Уиллом Хейсом занялся разработкой правил. Этот свод законов, по которым Голливуд жил следующие 40 лет, назвали Кодексом Хейса. Снимать фильмы, не отвечающие данным правилам, не возбранялось, но в большой прокат их никогда бы не взяли, так что данная мера была хоть и не официальной, но очень действенной.

Вот неполный перечень того, что запрещалось в американских фильмах:

- Нецензурные и даже просто экспрессивные выражения, а также «упоминания Бога всуе».
- Любая нагота (включая тени или силуэты) и разговоры о сексе в положительном ключе (в отрицательном упоминать было можно).
- Любые упоминания о сексуальных извращениях, проституции, которая в кодексе тактично называется «белым рабством» или венерических заболеваниях.
- Демонстрация смешанных межрасовых браков (это непотребство у американцев в те годы оценивалось равнозначно извращениям).
- Сцены родов.
- Высмеивание духовенства или показ служителей культа в неприглядном виде (т.е. монах не мог быть комическим персонажем или злодеем).
- Упоминания о продаже наркотиков.

Кроме того, огромный перечень различных понятий «не рекомендовался». В него входили такие действия, как: поджоги, пытки, убийства, мятежи, обольщение, хирургические операции и продолжительные поцелуи. Этот последний запрет, пожалуй, до сих пор вызывает наибольшее недоумение, и именно он всегда был наибольшей головной болью для режиссеров. Как же показать страсть героев, если им нельзя целоваться дольше трех секунд? Выходы из ситуаций находили самые оригинальные. Например, в фильме «Дурная слава» 1946 года гениальный Альфред Хичкок разделил поцелуй главных героев в исполнении Кэри Гранта и Ингрид Бергман на несколько частей. Любовники в сцене постоянно прерывались, но возвращались к приятному занятию снова и снова, двигаясь одновременно по комнате.
Кадр из фильма «Дурная слава», 1946 г.

Кадр из фильма «Дурная слава», 1946 г.

А в 1943 году в фильме «Сестра его дворецкого» Фрэнк Борзедж решил эту проблему следующим изящным способом: герои Дины Дурбин и Фрэнчота Тоуна начинают целоваться, заходя в лифт, после чего закрытая кабина поднимается аж до 22 этажа. Двери открываются, и зрители видят, что поцелуй все еще продолжается, и длится он на их глазах еще ровно 3 секунды.

Считается, что мода на украшенные драгоценностями пупки в фильмах пошла, например, от запрета на демонстрацию этой эротичной части женского тела. Джоан Коллинз в ленте «Земля фараонов» 1955 года впервые прикрыла на экране свой пупок рубином, после чего способ стали использовать во многих кинокартинах.
Джоан Коллинз в фильме «Земля фараонов», 1955 г.

Джоан Коллинз в фильме «Земля фараонов», 1955 г.

Под запрет почти попал роман Тарзан, многочисленные экранизации которого радовали зрителя в середине прошлого века. Дело в том, что отношения дикаря и белой женщины в принципе подпадали под запрет межрасовых браков. Создатели фильмов вышли из положения, добавив сыну джунглей немного цивилизованности. Но так как сделать это с помощью одежды по смыслу никак не удавалось, актеру, исполняющему эту роль, пришлось… побрить грудь. Так персонаж стал смотреться намного интеллигентнее, и комиссия его пропустила.

Мы привыкли ругать советскую цензуру, запрещавшую, как казалось, почти все, однако американские ревнители нравственности на деле часто оказывались гораздо щепетильнее наших. Причем действующей запрещающей силой за океаном оказались деньги. Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас, например, так оценивал эту ситуацию:

«Я знаю достаточно много русских режиссеров, и у них гораздо больше свободы, чем у меня. В том мире, в котором живем мы, в той системе координат, которую мы сами для себя создали - а это гигантская индустрия - ни в коем случае нельзя терять деньги. В итоге все свелось к тому, что приходится снимать строго определенное кино. И я всегда отвечал тем, кто еще во времена СССР спрашивал меня, мол, «как, разве вы не рады тому, что живете в Америке?!», что для русских режиссеров главное - как можно более осторожно критиковать правительство. А в остальном они вольны были делать все что угодно».
Джордж Лукас, создатель вселенной «Звездных войн»

Джордж Лукас, создатель вселенной «Звездных войн»

Удивительно, но существует мнение, что сегодня, несмотря на разгул всего того, что запрещалось раньше, американский кинематограф по-прежнему живет именно этими принципами. Начиная с 1968 года кодекс Хейса был отменен, однако сделано это было вовсе не из желания раскрепостить творческий потенциал кинематографа, а из-за конкуренции более откровенных зарубежных фильмов и телевидения. Начиная с этого времени ограничивающем фактором для производителей фильмов стала система возрастного рейтинга фильмов MPAA. Т.е., снимать можно почти все, что угодно, но в зависимости от «взрослости» фильму присваивается одна из четырех оценок.

На практике, конечно, в зарубежном кинематографе многое изменилось. Упоминание сексуальных меньшинств и введение их в фильмы в положительном ключе сейчас, например, не запрещается, а даже рекомендуется, но, тем не менее, многие режиссеры считают, что Голливуд вырождается в конвейер толерантных сказок из-за желания угодить массовому зрителю, который, в общем-то, как и 100 лет назад хочет приходить в кино всей семьей и смотреть на то, что не шокирует его. Именно такие фильмы собирают максимальную кассу, и именно это является решающим фактором для производителей массовых грез.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram


Читайте также

Жизнь |

Мойва, жареная в кляре

VIP |

Вышел трейлер новых «Охотников за приведениями»

VIP |

Кэри Маллиган. Горячая штучка





Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.