Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27
28
29
30
Жизнь |

О мартовской резне в Шуши: Исторические факты

О мартовской резне в Шуши: Исторические факты

АО «Транснефть – Прикамье» провело свыше 3 тыс. экологических исследований в I квартале 2024 года

Открыт прием заявок на конкурс лекторов от Российского общества «Знание»

Таня Василькова и ее презентация книги «Как прожить в браке без брака»

Проще, чем кажется: как сэкономить на пикнике

Шуши (Шуша) занимает особое место в многовековой истории Арцаха и имеет свой сакральный смысл для армян. Город-крепость, основанный сотником Аваном, стал не только культурно-просветительским центром, символом созидательного труда и несгибаемого духа арцахских армян, но и объектом многолетней ожесточённой борьбы между его истинными, исконными хозяевами и кочевниками, обосновавшимися в регионе.

Разрушенный армянский город Шуши. Фото из открытых источников сети Интернета

Разрушенный армянский город Шуши. Фото из открытых источников сети Интернета

В данной статье не будем вдаваться в исторические перипетии, а остановимся лишь на трагических событиях прошлого века, в частности мартовской резне 1920 года в армянском Шуши – городе, который в своё время внёс весомый вклад в культурное и экономическое развитие региона и дал миру многих выдающихся личностей.

Нестабильная военно-политическая ситуация на периферии Российской империи, первая мировая война, усиление турецкого влияния в регионе способствовали нарастанию конфликтов между кавказскими татарами (позже они получили название азербайджанцы) и арцахскими армянами.

Вследствие столкновений 1905-1906 годов в армянской части Шуши было разрушено порядка 300 жилых домов, сотни армян стали жертвой кровавых событий, многие покинули город. Численность армян резко сократилась. Тем не менее в 1916 году из 43 тысяч 869 жителей Шуши 21 тыс. 926 были армянами, 18 тыс. 641 – мусульманами (в том числе кавказскими татарами), 1 тыс. 249 – русскими.

«Армяне Шуши всё ещё оставались большинством населения, и это продолжалось до входа в город турецкого регулярного войска, что воодушевило местное мусульманское население на межэтнические столкновения», – говорит председатель Общественной организации беженцев НКР, историк Сарасар Сарьян.

Направляемые и управляемые Турцией конфликты начала ХХ века не утихали. Армяно-азербайджанское противостояние вспыхнуло с новой силой в 1918-1920 годах, после того, как 27 мая 1918 года партия «Мусават» провозгласила прежние Бакинскую и Елизаветпольскую губернии азербайджанскими. Так, на карте мира появляется новое гособразование, которое начинает открыто претендовать на составные части исторической Армении – Арцах и Зангезур.

Роковым для Шуши стал март 1920 года. Сосредоточив большие силы в Шуши, азербайджанцы и турки 23 марта 1920 года подвергли резне и разграбили армянскую часть города. Была организована ужасная бойня мирного населения.

«23 марта стал поворотным не только в нашей судьбе, но и в истории всего города, – писал участник событий 1918-20 годов в Нагорном Карабахе Зарэ Мелик-Шахназаров в «Записках карабахского солдата». – День 23 марта выдался пасмурным и туманным. Это был последний день моего родного города… В 1919-20 годы фактически царило двоевластие: татарская часть подчинялась мусаватистам, армянская – Временному правительству Карабаха. Однако турки нарушили это соглашение и подготовили страшную бойню армянского населения города. Для этого был выбран день мусульманского праздника, когда религиозный фанатизм тюрок было легче раздуть и направить в нужное русло. Вышло так, что наши оказались на этот раз неподготовленными к организации грамотного и организованного сопротивления. Все части находились на позициях, ибо как раз в тот момент начались боевые действия на фронтах; в городе находились лишь отпускники, вооружённых людей было тоже не слишком много. Не было практически и офицеров, которые могли бы организовать людей... Татары, увидев, что застигнутые врасплох армяне не оказывают организованного сопротивления, начали поджигать дома… Под прикрытием огня турки продвигались вглубь армянской части Шуши, предавая огню и мечу не успевших отойти мирных жителей и грабя дома армян… Те, кто остался в живых, покинули погибающий «Маленький армянский Париж», как многие называли Шуши…»

Участвовавший в армянских погромах офицер азербайджанской армии Алимарданбеков отмечал в отправленном брату письме: «Увиденная тобой армянская Шуша сожжена до основания. Оставлено 5-10 домов. Более тысячи армян взяты в плен. Уничтожили всех мужчин, даже халифа (епископа Ваана – А. Б.)всех известных и богатых людей. Мусульмане разграбили все несметные богатства армян и так разбогатели, что обнаглели».

Резня армян Шуши, как отмечают историки, была подготовлена и организована азербайджанскими властями под руководством турецких эмиссаров. Она стала логическим продолжением политики Турции по истреблению западных армян. Варварски был уничтожен некогда благоустроенный и полный жизни армянский Шуши. Издающаяся в Тифлисе газета «Слово» написала 16 апреля 1920 года: «В армянской части города камня на камне не осталось».

«На Кавказе был один бриллиант. Турки разбили этот бриллиант», – констатировала другая грузинская газета.

В июне 1921 года член компартии Азербайджана Оджахкули Мусаев писал правительству РСФСР: «По приказу бывшего генерал-губернатора Хосров-бека Султанова погромы продолжались 6 дней, все дома армянской части были разграблены и сожжены дотла… В эти дни жестокой расправы Хосров-бек Султанов выступил с речью, призвав мусульман к священной войне, чтобы навсегда покончить с армянской Шушой, не жалея ни женщин, ни детей…»

По разным оценкам, в ходе мартовских погромов 1920 года были убиты 8-10 тысяч армян, уничтожено и сожжено 7 тысяч армянских зданий. Выжившие были вынуждены покинуть свою историческую родину.

Посетив Шуши в 1921 году и став свидетелем разрушенного армянского города, Серго Орджоникидзе писал: «В прошлом году – до установления советской власти, уничтожение варварским образом армянского города Шуши, изнасилования, резня, забрасывание женщин и детей в колодцы и пропасти, – таков бесславный период господства национализма в Закавказье. Пройдёт время, страсти стихнут, и наши поколения с проклятием вспомнят тех, кто совершил это мерзкое преступление».

О шушинской резне Орджоникидзе напомнил делегации Азербайджана в ходе встречи в Кремле 21 января 1936 года: «Я и сегодня с ужасом вспоминаю ту картину, которую мы увидели в мае 1920 года. Красивейший армянский город разрушили, уничтожили до основания, а в канавах мы увидели трупы женщин и детей…»

В 1930 году Осип Мандельштам, побывав в Шуши, представил леденящие душу виды в стихотворении «Фаэтонщик». Супруга поэта Надежда впоследствии написала: «…В этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной… Говорят, что после резни все колодцы были забиты трупами. Если кто и уцелел, то бежал из этого города смерти...»

C целью поддержания у арцахских армян психологического комплекса жертвы, недопущения возвращения прежнего населения города в свои очаги, власти советского Азербайджана сохраняли руины Шуши до середины 60-ых годов. Спасшиеся чудом церкви Казанчецоц и Канач жам долгое время оставались в полуразрушенном состоянии. Руины города крайне угнетающе действовали на посетителей.

Мариэтта Шагинян, побывавшая в Шуши через несколько лет после гибели города, писала в книге «Нагорный Карабах»: «Я увидела остов Шуши. Два холма стояли передо мною, уставленные скелетами домов. Не осталось ничего… ни крыш, ни дверей, ни оконных рам, ни полов, ни железа, ни дерева, ни доски, ни стропила, ни гвоздя: только камни, камни и камни, как вычищенные, обглоданные, высушенные кости анатомического скелета… Первое, что меня поразило, – тишина. Такой страшной тишины я не испытала нигде, никогда, и сразу же она кажется неестественной. Вдруг вам начинает мерещиться, что тишина бормочет: камни шушукаются, шатаются, шуршат, и волосы у вас на голове встают дыбом. Здесь в течение трёх дней в марте 1920 года было разрушено и сожжено 7000 домов и вырезано – цифры называют разные; одни говорят три-четыре тысячи армян, другие – свыше двенадцати тысяч. Факт тот, что из тридцати пяти тысяч армян не осталось в Шуше ни одного».

Советские порядки, пафосные заявления о дружбе и братстве не изменили психологию варваров и вандалов: вместо того чтобы восстановить историческую часть города, азербайджанские власти, мучимые зудом окончательно стереть с лица земли, уничтожить самобытные архитектурные сооружения, снесли остовы армянских домов и строений. После этого стали сводить счёты также с христианскими (армянскими и русскими) кладбищами.

В 1971 году бывший шушинец Арташес Арушанян писал: «После 60-летнего отсутствия, в глубоко старческом возрасте, я приехал посмотреть свой родной город Шуши. Однако с болью в сердце я пишу, что город находится в ужасном состоянии. Неужели невозможно проявить немного добросовестности и ответственности в отношении сохранения наследия прошлого? Здесь уничтожаются памятники, созданные потом народа. Здесь разрушают, разоряют ценные памятники армянского искусства. Здесь соскабливают с лица земли могилы, жилые дома, со стен – высеченные надписи, барельефы. Здесь даже в музее истории города ничего не говорят об армянской части города, памятниках, видных армянских деятелях, революционерах. На данный момент храм Казанчецоц превратили в отхожее место, церковь Канач жам – в склад, церкви Агулецоц и Мегрецоц сносят. Видя всё это, отдыхающие в Шуши бывшие шушинцы плачут… Между тем, при сохранении сокровищ древности нашего народа облегчится наша боль. Те же, кому кажется, что, разрушая, предадут забвению нашу память, ошибаются. Они порождают новую боль, новую память».

Анализируя, почему мусаватистское правительство сделало своей основной мишенью именно Шуши, арцахский историк Ваграм Балаян заключает: «В указанный период Шуши фактически был столицей второго армянского государства со сконцентрированными в ней политическими институтами, рычагами управления страной. Уничтожение всего этого означало обезглавливание страны. Мусаватистам казалось, что, видя город разорённым, армянство Арцаха потеряет всякую надежду и впавший в отчаяние народ отдастся на милость Азербайджану».

Однако арцахцы, преданные своим корням и подпитываемые героическим духом предков, не собирались отказываться от справедливой борьбы. С первых же дней нового этапа Арцахского национально-освободительного движения оставшиеся в Шуши немногочисленные армяне были изгнаны из города. Сам город был превращён в военную базу, откуда подвергались систематическому обстрелу Степанакерт и близлежащие армянские населённые пункты. Относительно безобидный противоградовый «Алазань» вскоре сменил «Град». Число жертв и объёмы разрушений в городе росли с каждым днём.

Подавление огневых точек Шуши было вопросом жизни и смерти. Спарапет Вазген Саркисян справедливо заметил: «…Шуши был висящим над родником чудовищем из сказки. Или Арцах должен был быть проглочен, или нужно было уничтожить его».

Разрушенная церковь Казанчецоц до освобождения Шуши в мае 1992 года. Фото из открытых источников сети Интернета

Разрушенная церковь Казанчецоц до освобождения Шуши в мае 1992 года. Фото из открытых источников сети Интернета

В ночь с 8 на 9 мая 1992 года силами самообороны НКР была предпринята уникальная военная операция по освобождению Шуши под названием «Свадьба в горах» (командовал операцией полковник Аркадий Тер-Тадевосян, «Коммандос»). Арцахские бойцы атаковали одновременно по четырём направлениям. Утром 9 мая деморализованные части противника начали бежать из Шуши.

В том же году решением правительства НКР была создана шушинская администрация, руководителем которой был назначен Семён Бабаян. Начался процесс восстановления и заселения города. В свои родные очаги вернулась часть шушинцев, проживавших в городе в 80-ые годы. Вместе с ними в Шуши обосновались беженцы из Азербайджана и вынужденно перемещённые вследствие военных действий граждане НКР.

У освобождённого Шуши появились свой герб, флаг и гимн. В 1998 году были составлены новый план и программа развития города, которые предусматривали восстановление более пятидесяти сооружённых в XIX и в начале XX веков строений, имеющих архитектурную ценность. В 2007 году восстановительные работы получили новый размах. Была капитально отремонтирована городская водопроводная сеть. Год от года восстанавливались полуразрушенные строения, строились новые частные дома, здания.

Крепостная стена армянского города Шуши - Фото из открытых источников сети Интернета

Крепостная стена армянского города Шуши - Фото из открытых источников сети Интернета

При содействии благотворителей и на средства Армянской Апостольской Церкви были отреставрированы церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц и церковь Святого Иоанна Крестителя Канач жам. В 1992 году Шуши стал епархиальным центром Арцаха.

Церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц. Фото из открытых источников сети Интернета

Церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц. Фото из открытых источников сети Интернета

По данным на 2017 год, в Шуши было зарегистрировано и взято под государственную охрану 476 памятников, из коих 10 мусульманских.

В Шуши была открыта национальная гимназия «Арам Манукян», действовали старшая школа имени Хачатура Абовяна и основная школа имени Мурацана, музыкальная школа имени Даниела Казаряна, частный «Народный университет», технологический университет, гуманитарное училище имени Арсена Хачатряна, ремесленное училище, филиал Ереванского государственного института театра и кино, институт прикладного искусства имени А.Гюрджяна, государственный театр имени выдающегося деятеля армянского театрального искусства, шушинца Мкртича Хандамиряна, музыкальные учебные заведения-интернаты. Большой популярностью, в том числе за пределами НКР и РА, пользовался детско-юношеский хор «Варанда», дирижёром которого является житель Бейрута Закар Кешишян. Функционировали городская библиотека, детско-юношеская спортивная школа, стадион, организовывались соревнования по различным видам спорта, научные конференции, фестивали искусства. С 1994 года издавалась газета «Шуши».

Арцахцев и гостей привлекали шушинские музеи истории, изобретательного искусства, ковров, а также геологический музей имени Григория Габриэлянца. Высококачественные услуги предоставляли своим посетителям гостиницы «Шуши», «Аван плаза», «Гранд отель».

В 2013 году в Шуши был открыт сквер дружбы между Шуши и Лос-Анджелесом. Лос-Анджелес, французские города Бург-ле-Валанс и Виллербан стали побратимами Шуши.

Надо особо отметить, что 16 октября 2008 года на средства и усилиями национального благотворителя Левона Айрапетяна и его соратников в шушинской церкви Казанчецоц и монастыре Гандзасар Мартакертского района НКР было организовано одновременное венчание около 700 пар в рамках беспрецедентной Большой свадьбы.

Однако шушинцам не было суждено жить мирной созидательной жизнью на своей родине и в ХХI веке.

27 сентября 2020 года Азербайджан и Турция с привлечением международных террористических группировок развязали против Арцаха новые широкомасштабные военные действия. Мишенью ракетно-артиллерийских систем и воздушных сил противника стали мирные населённые пункты, в том числе Шуши. 7 октября дважды подверглась целенаправленному ракетному удару церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц. Тяжёлые ранения получили находившиеся рядом с храмом российские журналисты. 8 ноября совместным азербайджано-турецко-террористическим силам удалось проникнуть с северо-восточной части крепости в город. Многие эксперты отмечают, что захват Шуши не явился результатом военной операции, а следствием нераскрытых политических процессов, истинную оценку которым даст время.

Канач жам - Фото из открытых источников сети Интернета

Канач жам - Фото из открытых источников сети Интернета

Сегодня бакинский режим прилагает все усилия, чтобы вновь стереть с лица армянское наследие Шуши. К разрушенным ещё во время войны шушинским церквам прибавились и осквернённые вековые кладбища, обелиск жертвам Геноцида армян, мемориалы воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, Героям Советского Союза и Социалистического Труда, видным армянским деятелям и др. После всего этого оккупанты, всяческие препятствующие визиту в регион соответствующей комиссии ЮНЕСКО, цинично объявили Шуши «культурной столицей» и «жемчужиной многовековой богатой культуры Азербайджана».

Церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц после агрессии Азербайджана 2020 года. Фото из открытых источников сети Интернета

Церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц после агрессии Азербайджана 2020 года. Фото из открытых источников сети Интернета

Церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц после агрессии Азербайджана 2020 года. Фото из открытых источников сети Интернета

Церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц после агрессии Азербайджана 2020 года. Фото из открытых источников сети Интернета

Однако исконные хозяева города не собираются мириться с этим. Шуши был и остаётся одной из главных святынь арцахцев, да и мирового армянства, одним из важнейших компонентов национальной идентичности, истории, культуры. И город рано или поздно должен вернуться к своим истинным хозяевам.

Ашот Бегларян, писатель, публицист, Степанакерт



Rss.plus
WTA

WTA озвучила Елене Рыбакиной условия для становления второй ракеткой мира

Читайте также

VIP |

В соцсетях заново открыли фильтры для носа — там их называют лучшим средством от аллергии

Жизнь |

Зачем чередовать дневную и ночную температуры при выращивании рассады: ответ найдется у бывалых дачников

VIP |

Аделина Панина стала «Лучшим экстрасенсом» по версии журнала Special Magazine



Блоги, личное...

Российские ученые первыми создали средство, способное вылечить болезнь Бехтерева

Ведущие «Авторадио» исполнили в Кремле культовую песню о самой масштабной стройке XX века

Более 100 студентов посетило СЛД Курск в рамках акции «Неделя без турникетов»

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

Военный следователи провели в Инкермане очередной рейд по выявлению бывших мигрантов, не вставших на воинский учет






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Imagine Dragons

Группа Imagine Dragons выпустит новый альбом