Зеркало и Женщины
![Женщина и зеркало - неисчерпаемая тема в живописи. Женщина и зеркало - неисчерпаемая тема в живописи.](http://mtdata.ru/u7/photoC3BD/20003645698-0/original.jpg#20003645698)
![Отражение в воде. Отражение в воде.](http://mtdata.ru/u7/photo2E8A/20226718547-0/original.jpg#20226718547)
![Перед зеркалом. Автор: Джованни Беллини. Перед зеркалом. Автор: Джованни Беллини.](http://mtdata.ru/u7/photo0BEF/20672864245-0/original.jpg#20672864245)
Немного из истории зеркал
Зеркала из полированного металла были известны во многих странах еще до нашей эры. Эти пластины имели разнообразные размеры и формы: от круглых ручных до больших на подставках. В Греции они существовали еще с архаических времен. Их зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями.Венера с зеркалом. (1560). Автор: Вечелио Тициан.
Лишь начиная с 11 столетия в исторических летописях появились первые упоминания о зеркалах из стекла, которым вначале покрывали полированную пластинку из металла. А позже в 12-13 веках в качестве металла стали использовать свинец. Спустя век, сплав заменили на оловянную амальгаму, которую получали, наливая на лист оловянной фольги ртуть.
Цена зеркал в то время была так высока, что некоторые экземпляры приравнивались к стоимости небольшого корабля. А преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. И соответственно приобретать их могли лишь богатые аристократы и королевские oсoбы.Венера с зеркалом. Автор: Диего Веласкес.
А к началу 17 столетия зеркала стали изготовляться в цеховых мануфактурах. В 30-х годах 19 века в качестве металлической основы под стекло стали использовать серебро, которое наносилось на листовое стекло, движущееся по конвейеру. Затем шел тонкий слой меди, а потом оба слоя покрывались лаком. Эта технология в производстве используется и по сей день.
Первые зеркала на РусиКокетка. Автор: Константин Маковский.
В России первые стеклянные зеркала появились намного позже нежели в Европе. Однако православная церковь сразу же объявила их "бесовской вещицей и заморским грехом". Из-за этого многие их избегали, а табу на них частично было снято лишь к концу 17 века. Поэтому в русской культуре такое множество суеверий, связанных с зеркалами.Портрет у зеркала. Автор: Косничев Александр.
Благодаря Петру Великому в Москве появилось первое зеркальное прoизвoдство. Зеркала в то время стали семейной реликвией. И так как имели они немалую цену, их отдавали дочерям в приданое.
Девушка перед зеркалом. Автор: Филипп Будкин.
Зеркала в мировой живописи
![Женщина перед зеркалом. Автор: Антон Эйнсль. Женщина перед зеркалом. Автор: Антон Эйнсль.](http://mtdata.ru/u7/photoBC17/20011301339-0/original.jpg#20011301339)
Зеркала на протяжении всей истории развития человечества влекли и манили, символизировали нечто загадочное и таинственное. Всматриваясь в зеркальное отражение, человек как бы познавал себя.
![](http://mtdata.ru/u16/photoCB9E/20899598278-0/original.jpeg#20899598278)
Разбитое зеркало. Автор: Jean-Baptiste Greuze.
Причем такие приемы встречаются как на полотнах классиков, так и в творчестве современных мастеров, в работах которых видим не только реальные зеркала, но и отражающие поверхности автомобилей, витрин и оконных стекол.
![The Beautiful Irish Girl. Автор: Gustave Courbet. The Beautiful Irish Girl. Автор: Gustave Courbet.](http://mtdata.ru/u7/photo90F6/20457447037-0/original.jpg#20457447037)
Зеркала уже давно воспринимаются в живописи как завершенные элементы полотен, вокруг которых развивается сюжет и композиция, организующая изображаемое пространство в единое целое.
![«Автопортрет с зеркалом». (1909). Автор: З.Е. Серебрякова. «Автопортрет с зеркалом». (1909). Автор: З.Е. Серебрякова.](http://mtdata.ru/u7/photo7229/20680519886-0/original.jpg#20680519886)
Живописцы всегда обращались к зеркалам, рисуя свои автопортреты. К примеру, «Автопортрет с зеркалом» Зинаиды Серебряковой притягивает удивительной теплотой и гармонией. Это работа жанрового характера, на которой видим молодую, причесывающуюся женщину. Обыденно, но вместе с тем впечатляюще.
![Портрет балерины О.В.Лепешинской. (1939). Автор: А.М.Герасимов. Портрет балерины О.В.Лепешинской. (1939). Автор: А.М.Герасимов.](http://mtdata.ru/u7/photo3F2B/20903592735-0/original.jpg#20903592735)
Художников часто привлекала декоративность оформления зеркал, становящихся элементами множества парадных портретов. Яркий пример тому, полотно Герасимова А.М. «Портрет артистки балета О.В. Лепешинской».
![«Старая кокетка». Автор: Бернардо Строцци. «Старая кокетка». Автор: Бернардо Строцци.](http://mtdata.ru/u7/photo968C/20126665584-0/original.jpg#20126665584)
Удивительна работа «Старая кокетка» Бернарда Строцци, где видим изображение дамы, прожившей долгую жизнь. Сидя у зеркала, она вглядывается в свое отражение, где видит увядшее лицо. По всей видимости она пытается рассмотреть в отражении свою былую красоту. Но на нее из зеркала смотрит женщина с морщинистым и обвислым лицом - от былой красоты остались лишь легкие следы. Однако героиня не собирается мириться с увяданием, она прихорашивается и пытается скрыть разочарование. Ее же служанки тихо посмеиваются над госпожой, понимая, что молодость не вернуть, а старость уже не спрятать никакими нарядами, пусть самыми дорогими.
Интересна картина и тем что автор показал противостояние, которое отразилось в зеркале: это увядающее лицо пожилой дамы и молодое лицо служанки. Смысловая суть полотна - резкий контраст молодости и старости в зеркальном отражении. И тут уж впору вспомнить слова Леонардо да Винчи: «Время – великий пожиратель всего сущего».
![](http://mtdata.ru/u10/photoDE91/20345743976-0/original.jpeg#20345743976)
Заглянув в зеркало глазами многих художников, можно увидеть и удивительную красоту женщины, и ее увядание, и самолюбование, и разочарование. Они такие разные, но объединены одним - пристально пытаются заглянуть в глаза своему отражению.
![Автор: Morgan Weistling. Автор: Morgan Weistling.](http://mtdata.ru/u7/photo2A07/20572811282-0/original.jpg#20572811282)
Поэты, используя слова, не отстают от живописцев в образности передачи скорее не облика, а внутреннего состояния души женщин, вглядывающихся в свое отражение.
То уставшая и грустная,
То счастливая и нежная -
Кто ты, Женщина из зеркала,
От дыханья запотевшего?
![Автор: Frank Weston Benson. Автор: Frank Weston Benson.](http://mtdata.ru/u7/photo7F41/20795884131-0/original.jpg#20795884131)
То строптивая, упорная,
То в бессилии поникшая,
Кто ты, Женщина из зеркала,
Близко так к стеклу приникшая?
![Художники Михаил и Инесса Гармаш. Художники Михаил и Инесса Гармаш.](http://mtdata.ru/u7/photoF912/20018956980-0/original.jpg#20018956980)
Что за взглядом этим прячется?
Что в улыбке этой кроется?
Чем душа томится-мается?
О чем сердце беспокоится?
![Автор: Morgan Weistling. Автор: Morgan Weistling.](http://mtdata.ru/u7/photo8410/20242029829-0/original.jpg#20242029829)
Обо мне ли ты задумалась?
Я измотана от ревности…
От неверности мне вздумалось
Руку дать другой неверности.
![У зеркала. Автор: Мария Зелдис. У зеркала. Автор: Мария Зелдис.](http://mtdata.ru/u7/photo8D60/20465102678-0/original.jpg#20465102678)
Что мне скажешь, Непонятная?
Осуждаешь, Молчаливая?..
Моя Жещина из зеркала -
Взгляд пронзительно-пытливый.
![Автор:Vicente Romero Redonto. Автор:Vicente Romero Redonto.](http://mtdata.ru/u7/photo8199/20688175527-0/original.jpg#20688175527)
Заплутала я, запуталась,
Жизнь моя – дорога пыльная.
Помоги мне, моя Женщина,
Помоги мне! Ты же - сильная?!
![Автор: Christine Herter. Автор: Christine Herter.](http://mtdata.ru/u7/photoEDD1/20911248376-0/original.jpg#20911248376)
![Автор: Henri Gervex. Автор: Henri Gervex.](http://mtdata.ru/u7/photoFADC/20134321225-0/original.jpg#20134321225)
![Автор: Giuseppe Dangelico. Автор: Giuseppe Dangelico.](http://mtdata.ru/u7/photoC38E/20357394074-0/original.jpg#20357394074)
![Автор: Walter Granville Smith. Автор: Walter Granville Smith.](http://mtdata.ru/u7/photoE1A0/20580466923-0/original.jpg#20580466923)
![Автор: Morgan Weistling. Автор: Morgan Weistling.](http://mtdata.ru/u7/photoB348/20803539772-0/original.jpg#20803539772)
![Автор: Иван Славинский. Автор: Иван Славинский.](http://mtdata.ru/u7/photoA91B/20026612621-0/original.jpg#20026612621)
Наконец, многовековые опыты над зеркалом закончились тем, что все мы можем себя созерцать с утра до вечера, а зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Хотя многие по прежнему придают ему философский смысл, в котором кроется и мудрость, и пророчество, и таинственная сила. А вот в истории живописи у зеркал продолжается бурная и яркая жизнь.
![Автор: Norman Rockwell. Автор: Norman Rockwell.](http://mtdata.ru/u7/photoD44E/20249685470-0/original.jpg#20249685470)