Предмет высокого интереса частных коллекционеров передан в коллекцию Бахрушинского музея – шуба-доха начала ХХ века
Доха из волчьего меха индивидуального пошива, выполненная не позднее 1903 - 1905 гг., принадлежала брату известного музыканта, пианиста, основателя и руководителя Московского трио и Бетховенской студии Давида Шора, Осипу Шору – врачу и биологу. По наследству она перешла к внучке – Шор Евгении Николаевне (1926-2022), которая несмотря на высокий интерес к предмету частных коллекционеров, завещала передать шубу-доху, именно Театральному музею им. А.А. Бахрушина. Предмет поступил в основной фонд Бахрушинского музея и станет достойным пополнением коллекции костюма фонда «Ткань кожа кость» отдела мемориально-вещевого фонда.
Этот предмет зимней верхней мужской одежды, специально сшитый для посещений доктором пациентов в зимнюю пору, практически никогда не использовался и бережно хранился в семье на протяжении 120 лет. Благодаря этому факту доха находится в очень хорошем состоянии сохранности. В фонды музея ее передала родственница дарителя Ирина Новиченко – заведующая отделом специальных коллекций Центра социально-политичеcкой истории Государственной публичной исторической библиотеки России, кандидат исторических наук. По ее словам, важно, чтобы предмет попал именно в большую музейную коллекцию, поскольку он является редкостью, которая требует должного сохранения.
Одежда представленного периода сохранилась в очень ограниченных количествах, и каждый экземпляр представляет собой уникальный источник для изучения истории моды, костюма и быта дореволюционной России. И бахрушинская коллекция теперь обладает этой ценностью. Планируется ее использование в экспозиционно-выставочной, научно-просветительской и издательской деятельности музея.
Генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова уверена, что уникальность нового предмета, поступившего в музейное собрание, вызовет интерес как широкой аудитории, так и узких специалистов. «Мы благодарим дарителя за этот экземпляр, действительно представляющий историческую и культурную ценность, а также вызывающий несомненный художественный интерес. Уникальная шуба-доха станет одним из флагманских экспонатов открытого хранения костюмов, который уже скоро мы представим в первом Музейно-театральном квартале «Бахрушинский» после завершения ремонтно-реставрационных работ», – подчеркнула директор музея.
Подробности о новом предмете рассказала заведующая отделом мемориально-вещевого фонда Бахрушинского театрального музея Анна Закурдаева: «Доха выполнена "мехом внутрь" длиннополая, свободного прямого покроя. Длина спинки 135, рукава – 65. Внутренняя часть – мех волчий серо-коричневого цвета. Внешняя поверхность – из черного сукна. Воротник широкий, отложной, также отделан мехом. Спереди застежка с черными пластмассовыми пуговицами и воздушными петлями, на спинке – меховая петля».
Говоря об истории этого предмета гардероба, она отметила, что доха представляет собой длинную и просторную разновидность шубы. «Зимняя верхняя мужская и женская меховая одежда такого типа бытовала в XVIII—XX веках в Приуралье, Нижнем Поволжье, Сибири и Алтае, широко использовалась уральскими казаками. В Европейской России доха получила распространение на рубеже XIX—XX веков и использовалась наряду с тулупом для длинных поездок на санях», – уточнила эксперт.
Известно, что дохи изготавливали из шкур оленей, маралов, диких коз, собак и волков, особенно тёплыми считались собачьи. В Сибири и на Дальнем Востоке они были обычной зимней одеждой, предпочтительно из волчьих шкур и сверху и изнутри. По мере возрастания роли сибирских капиталов, на улицах Москвы и Петербурга стали появляться жители Сибири в необычной для столиц одежде. В 1880—1890-е годы доха стала популярна в европейской части страны, их накидывали в дорогу поверх верхней одежды как правило не застёгивая. Так, шуба-доха вошла в моду. Ставшие популярными шубы стали шить из телячьих или жеребячьих шкур на меховой или ватной подкладке, затем распространились дохи из бараньих шкур.
Ответственность за содержание материала несет автор публикации. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.