Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Жизнь |

Извечный "Чевенгур"

В ДР Конго заявили об участии американцев и британца в попытке переворота

Спасатели и техника МЧС РФ вылетели в Тебриз для участия в поисках вертолета Раиси

Контейнер 40 футов купить с доставкой СПб

Активист Виноградов заявил о планах баллотироваться в губернаторы Петербурга и объяснил – зачем



Интересно Платонова и стихийном коммунизме.

Извечный "Чевенгур"

Многим известен (в перестройку/начале 90-х был весьма популярен и издаваем) такой писатель, как Андрей Платонов. Боюсь, современному поколению молодежи он известен по анекдоту.

Москва. Зима. Снег. Мальчик играет в футбол. Вдруг — звон разбитого стекла. Выбегает дворник, суровый русский дворник с метлой и гонится за мальчиком. Мальчик бежит от него и думает: “Зачем, зачем это все? Зачем весь этот имидж уличного мальчишки, весь этот футбол, все эти друзья? Зачем??? Я уже сделал все уроки, почему я не сижу дома на диване и не читаю книжку моего любимого писателя Эрнеста Хемингуэя?”

Гавана. Эрнест Хэмингуэй сидит в своем кабинете на загородной вилле, дописывает очередной роман и думает: “Зачем, зачем это все? Как все это надоело, эта Куба, эти пляжи, бананы, сахарный тростник, эта жара, эти кубинцы!!! Почему я не в Париже, не сижу со своим лучшим другом Андре Моруа в обществе двух прелестных куртизанок, попивая утренний аперитив и беседуя о смысле жизни?”

Париж. Андре Моруа в своей спальной, поглаживая по бедру прелестную куртизанку и попивая свой утренний аперитив, думает: “Зачем, зачем это все? Как надоел этот Париж, эти грубые французы, эти тупые куртизанки, эта Эйфелева башня, с которой тебе плюют на голову! Почему я не в Москве, где холод и снег, не сижу со своим лучшим другом Андреем Платоновым за стаканом русской водки и не беседую с ним о смысле жизни?”

Москва. Холод. Снег. Андрей Платонов. В ушанке. В валенках. С метлой. Гонится за мальчиком и думает: “Догоню — убью!”.

Анекдот обыгрывает не очень удачный период жизни Платонова, когда он работал дворником в Литинституте и его не печатали. А что не нравилось советской власти в произведениях Платонова? Об этом, собственно, разговор и пойдет.

Несомненно, что Андрей Платонов не был диссидентом, а наоборот, был просоветски настроен. Но… именно просоветски, а не коммунистически. Вернее, его можно было бы назвать коммунистом, но только в том смысле, в каком Маркс в «Манифесте коммунистической партии» разбирает различные виды «коммунизмов», которые на самом деле не коммунизм, то есть ненаучные виды политических учений, называющих себя коммунизмами.

Если мы почитаем «Котлован» Платонова или, что еще более выпукло, «Чевенгур», то мы обнаружим, что, несмотря на то, что некоторые герои чуть ли не буквально молятся на Маркса и Ленина, собственно коммунистов, то есть людей, знающих марксистский метод и активно применяющих его в социальной практике, там нет от слова «вообще». Платонов описывал и воспевал, если назвать кратенько, некий «стихийный» протокоммунизм крестьянской общины и маргинальной бедноты. Попробую объяснить, что это значит.

Протокоммунистические учения стихийно родились практически одновременно с частной собственностью (до нас из древности дошли очень ничтожные отголоски этих учений). Письменность была развита плохо в те времена, и все держалось на личных талантах и личной харизме тех или иных проповедников, которые выражали стихийно-уравнительные идеи, нормальные для угнетаемых классов, и трактовали, облачая в теоретическую форму, эти идеи, как бог на душу положит (в основном в религиозной форме — например, отсюда в христианстве идея о равенстве всех во Христе). В силу того, что в целом общесоциальные связи были достаточно слабыми и крестьянин мог всю жизнь дальше окрестностей деревни не выезжать, в каждой избушке водились свои погремушки — например, на территории одной лишь древней Иудеи количество различных пророков и проповедников зашкаливало. То есть любая идея, которая так или иначе выражала концепцию преодоления социального неравенства, имела шанс на массовую поддержку, неважно, в какой форме она была выражена. Стихийная уравнительная реакция на частнособственнические отношения — это то, что мы называем «стихийным коммунизмом масс».

Стихийный массовый «коммунизм» есть НЕПРЕЛОЖНЫЙ ЗАКОН любого эксплуататорского общества. Он так же неизбежен, как восход солнца.

Но существенным фактором остается лишь ФОРМА, в которой он реализуется. Если он ухватится за форму, содержащую в себе толику научного содержания, то у него появляется неплохой шанс на реализацию (например, английские диггеры (левеллеры) несли в себе эту толику разума — фактический захват дворянской земли в условиях революции был абсолютно верной тактикой реализовать их уравнительную программу, другое дело, что собственно теоретическая часть, которая полагала, что можно уничтожить частную собственность, передавая в частную собственность равные доли земли, была убога). Но христианская форма «коммунизма» веками топталась на месте и даже отползала все дальше и дальше от коммунистического содержания, пока не выхолостила от него почти всё, оставив лишь ритуал.

В СССР ошеломленная успехами марксизма в 1917 году общественная наука почила на лаврах, полагая, что со стихийно-утопическими формами коммунизма после столь внушительных побед полностью покончено и на это не стоит обращать внимание. Но это ошибка. Потому что стихийный коммунизм заменяется научным коммунизмом только в том случае, когда есть ДОСТАТОЧНО ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ этого самого научного коммунизма. А это не равно пятерке по предмету «истмат» в институте и не равно вызубренному Уставу КПСС и десятку-полутора цитат из Программы.

Так вот, возвращаясь к Платонову. Платонов в своих произведениях отразил все возможные грани этого «стихийного утопического коммунизма». У него герои жертвенны и героичны во имя ОБЩЕСТВА, но у них из понимания смысла всего этого — только очень странные и не согласующиеся с марксизмом представления о «светлом будущем». Кому-то оно видится механизированным туловищем-фабрикой. Кто-то в духе Чаянова видит мир без городов, производящий только хлеб, кто-то грезит совместным (но почему-то исключительно физическим) трудом — одним словом, там целая галерея типов, у которых светлое будущее свое и которые в революции 1917 увидели реализацию этого своего будущего. И как-то так у него в книгах всё произошло, что партия всю эту вакханалию крестьянских в основном мечтаний не прекратила, направив жесткой рукой куда надо, а демократично ушла куда-то в далекие дали, присутствуя только формально где-то там за горизонтом. А люди тем временем роют свой «котлован», исходя из мотивов очень даже разнообразных и только в весьма частных вещах перекликающихся с политикой партии (например, рыть котлован им все-таки партия сказала).

Логично, что восторгов критики эта социально-утопическая литература не вызвала. В 20-30-е годы акцентирование факта, что в разные этапы революции и Гражданской войны основная масса населения примкнула к большевикам не из идейных соображений, а лишь как временные попутчики, реализовывавшие достаточно далекие от научного коммунизма цели, уже было излишним. Такая литература не могла научить новое поколение ПОНИМАТЬ, что такое коммунизм, она его безнадежно запутывала в ворохе утопических идеек. То, что партия понимала, что именно так и было: стихийный коммунизм сельской общины пошел за большевиками лишь потому, что больше было идти не за кем (на противоположной стороне стояло такое зверье и людоедство, что нормальный крестьянин пошел бы с чертом, лишь бы против них), и то, что эту трактовку надо было пропагандировать на каждом углу, — это вещи сильно разные. Можно понимать, но не пропагандировать. Платонов этого не понял и несколько лет махал метлой.

Чевенгур вокруг нас

Развал СССР дал зазнавшимся постсоветским «марксистам» ощутимо понять, что сам факт существования теории научного коммунизма не уничтожает автоматически утопического социализма в любых его формах. 90-е дали нам блистательный пример рождавшихся и умиравших социальных утопий различного толка — в националистической, религиозной формах, в отдельных гражданских проповедях и движениях. Кто, например, помнит учение Федорова, который офтальмолог? А он баллотировался в президенты с забавной утопической идеей кооперации промышленности и различных социальных программ на невнятной экономической базе. Утопические формы протокоммунистических учений стихийно рождаются и умирают в марксистски малограмотных массах с той же регулярностью, с какой капитал то усиливает, то ослабляет напор на пролетариат, как мыльные пузыри — возникают, лопаются, возникают новые. Всё булькает, но результата ноль. Факт генерации настроений утопического коммунизма в социальных низах НИКАК НЕ СВЯЗАН с марксизмом и вообще с какой-то деятельностью марксистов. Принимать на свой счет эффект от этого стихийного коммунизма достаточно опасно, как опасна любая переоценка сил.

Причем эти настроения в силу отсутствия массовой НАУЧНОЙ коммунистической пропаганды принимают очень причудливые формы — национализма, религиозного уравнительства, этатизма, пропаганды стихийно-коммунистической этики. Попытки масс так или иначе решать ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ вопросы неизбежно выливаются в стихийный коммунизм, будь это покраска лавочек в парке или формирование ополчения для защиты Белгородской области от вторжения ВСУ.

В обществе в целом очень много ЧИСТО КОММУНИСТИЧЕСКИХ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ. Классика — это институт семьи. Но туда же можно отнести и плетение маскировочных сетей для армии, и сбор средств на квадрокоптеры и медикаменты. Туда же относится и файлообмен (там он уж в основном чисто по коммунистическому принципу — «от каждого по способностям, каждому по потребностям»). Общество до сих пор не разодрано войной всех против всех исключительно потому, что капиталисты НЕ МОГУТ ПОБЕДИТЬ коммунистические отношения в обществе — не могут превратить всё в товар и начать обмен им на другие товары.

И в этой обстановке люди не могут не иметь и не выражать так или иначе соответствующие настроения. То есть мы живем только частично в мире чистогана, есть некоторая часть окружающего мира, которая что-то вроде мифического платоновского Чевенгура, в котором прекраснодушные люди творят «благо всем» (субъективно, конечно) и многие даже готовы ради этого на лишения и героизм. Но при этом коммунистами ни разу не являются (и, возможно, никогда ими не станут).

И кратенько, что из этого следует

А следует из него то, что 70 лет Советской власти создали нам условия, чтобы частично оседлать и перехватить этот процесс. Коммунизм в массовом сознании стал достаточно прочно связан с марксизмом.

Впрочем, это имеет и обратный эффект — огромное количество людей, которые называют себя коммунистами, на словах принимают марксизм и даже щеголяют цитатами из классиков, являются по факту носителями утопического коммунизма. Просто они не могут придумать никакого иного, более яркого «коммунизма» и цепляются за ширму.

Имеется достаточное количество людей, которые пойдут за коммунистами, имея в виду что-то «свое», и нам надо понимать, чем, каким крючком можно зацепить стихийных коммунистов и как их использовать в революционном процессе.

А для этого надо понимать, какие формы принимает стихийный коммунизм масс и где даже в самых реакционных воззрениях имеется коммунистическое зерно, и вытаскивать за эту ниточку массы из болота реакции и конформизма.

Попытки буржуазии эксплуатировать эти настроения ничем, кроме как эскалацией стихийно-коммунистических воззрений, обычно не заканчивается. Призыв буржуазии защитить Париж от пруссаков привел к тому, что от буржуазии потребовали реализации программы стихийно-коммунистических воззрений, причем потребовали штыками. Потому в 1940 буржуазия предпочла сдаться, потому что понимала, что этого джинна в бутылке не удержит.

Из предыдущего достаточно понятно, чем кончатся попытки российской буржуазии заигрывать со стихийным коммунизмом масс в условиях войн и кризисов (а они заигрывают, пытаются разжечь трудовой и боевой энтузиазм у пролетария для «общего дела» — защиты Родины). Они неизменно забывают, что пролетарий цели и задачи этого общего дела неизбежно поймет по-своему, и если буржуазия не будет постоянно приглушать эти ростки, то у них выйдет натуральный Чевенгур, где каждый героически строит что-то свое во имя общего блага.

Этот процесс надо и оседлать, и возглавить. И заодно избавиться от «коммунистов», у которых коммунизм обозначает что-то свое, а не научное понимание того, что НАДО.

(с) И.Бортник

https://prorivists.org/87_chevengur/ - цинк

С Платоновым у меня связана одна смешная история. Когда учился в 11 классе, с отечественной литературой у меня было все в порядке как раз до Платонова, где надо было прочитать и "Котлован" и "Чевенгур". Мне они совершенно не понравились и когда на уроке надо было высказать мнение об этих опусах, я ничто сумняшися заявил, что книги Платонова помогали империалистам бороться против СССР. Больше пятерок (или 50-сяток, тогда учился по 50-бальной системе) я у нее не получал, хотя за хорошее заучивание стихов Бальмонта еще успел ухватить. А потом как отрезало. Так сказать разошлись в оценках творчества Платонова.



Rss.plus
ATP

Теннисист Медведев потеряет место в рейтинге ATP

Читайте также

Мир |

зимняя Карелия, ночь.

Жизнь |

Как нужно сажать лук шалот: зелень получится более сочной, а сам лук никогда не загниет

Жизнь |

Рецепт пирога с рыбой из слоеного теста



Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

В деле об убийстве в Екатеринбурге шестилетнего мальчика появился третий фигурант






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Анастасия Волочкова

«Я заставила себя не испытывать чувство голода»: Анастасия Волочкова рассказала в шоу Анфисы Чеховой на ТВ-3 о своём детстве