Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Жизнь |

Об отношении к русским в Азербайджане

Об отношении к русским в Азербайджане

Собянин обсудил с секретарем парткома Пекина планы по сотрудничеству двух столиц

Пробки в Подмосковье оценили в 4 балла утром 17 июня

Дмитровские Росгвардейцы выполнили задачу по охране общественного порядка во время празднования Курбан-байрама

Суд по делу журналиста WSJ Гершковича пройдет в закрытом режиме

Погромы в Баку (1990 г.)

Шамхорская резня и погромы на Мугани

В своей статье «Далекие от реалий мифологемы» (http://russia-artsakh.ru/node/18959) доктор политических наук Михаил Александров затронул важную тему об отношении к русским в Азербайджанской республике. В условиях современного флирта Кремля с бакинским нацистским режимом на эту тему в российских СМИ наложено глухое табу.

Уbитые русские во время погромов в Баку в 1990 г.

Уbитые русские во время погромов в Баку в 1990 г.

Александров, в частности, пишет:

«Не знаю, кто в руководстве РФ испытывает «симпатии» к Азербайджану, но среди обычных российских граждан никаких симпатий не замечал. Напротив, постоянные конфликты, драки и убийства, совершаемые азербайджанцами в России, свидетельствуют скорее об антипатии к Азербайджану, а не наоборот. К тому же, хорошо известно, что Баку проводит политику по вмешательству во внутренние дела РФ с использованием поистине фашистских методов, включая возбуждение уголовных дел против российских граждан и других форм запугивания политологов, экспертов, журналистов и ученых, высказывающих критические замечания в адрес режима Алиева. Какая может быть при этом симпатия?»

Беженцы

Беженцы

Отметим, что негативное отношение к русским со стороны азербайджанских националистов имеет глубокие исторические корни, начиная со времен покорения Ширвана и Баку русскими войсками, то есть тех времён, когда никакого «Азербайджана» севернее Аракса не было и в помине.

Пышным цветом это отношение проявилось в процессе распада российской империи и создания на её обломках псевдогосударства под названием «Азербайджанская демократическая республика».

Не случайно, лидер Белого движения Юга России Антон Иванович Деникин, говоря о несуразности новоявленного «Азербайджана», писал о территориях, на которые претендовали мусаватисты в своих «Очерках русской смуты»: «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе. Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные мелкие племена, враждовавшие друг с другом и доныне ещё сохранившие черты кочевого быта. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом - генерала Томсона и в дальнейшем - просто по инерции» (А. И. Деникин. Очерки русской смуты. Вооруженные силы Юга России. Распад Российской империи. Октябрь 1918-январь 1919. Воспоминания. Мемуары. Минск. Харвест. 2002, стр. 297-298).

Шамхорская резня и погромы на Мугани В своей статье «Далекие от реалий мифологемы» (http://russia-artsakh.-4

Но ещё до вторжения турок в Закавказье миссию «освободителей» края от христианского населения взяли на себя лидеры азербайджанцев, называемых тогда «кавказскими татарами». Последние в армию в годы Первой мировой не призывались, и, как оказалось, ждали своего часа ударить русским в спину.

И этот час пришел в конце декабря (по старому стилю) 1917-го, лишь только «азербайджанцы» заполучили первое оружие нескольких запасных полков и награбили его в Шамхоре. До 6 тысяч человек было тогда предательски, - вполне в духе кавказско-татарской «доблести», - истреблено, ограблено и брошено умирать вдоль железной дороги близ станции Шамхор.

Шамхорская резня и погромы на Мугани В своей статье «Далекие от реалий мифологемы» (http://russia-artsakh.-5

Об этом преступлении мусаватистов (при содействии их приспешников грузинских меньшевиков) против солдат русской Кавказской армии, массово хлынувших с фронта по домам, известном как «Шамхорская бойня», написано немало.

Шамхорская бойня

Шамхорская бойня

Далее последовали события, о которых в российской (не говоря о советской) историографии как-то вспоминать было не очень принято. А речь, между прочим, шла о судьбе целого региона Закавказья – Мугани.

Некогда малярийные и дикие муганские степи, по которым лишь проходили кочевья мусульман, в XIX веке были заселены и обустроены русскими крестьянами-переселенцами. Этот край был превращен в цветущий оазис и к 1918 году был родиной как минимум для трёх поколений русских людей.

Вот что писал о трагедии русской Мугани в своих «Воспоминаниях о революции в Закавказье (1917-1920 гг.)» глава Русского национального совета Баку Борис Байков (Архив Русской революции. TERRA-Политиздат. Т. 9-10. Москва. 1991, стр. 114-115;
(см. также http://www.dk1868.ru/history/ZAKAVKAZ.html).

«Муганская степь, расположенная в нижнем течении рек Куры и Аракса и северной части Ленкоранского уезда, до того совершенно бесплодная и кишевшая всякими гадами, в течение последних 40-50 лет, с поселением на ней русских, по большей части сектантов (главным образом, молокан) и с устройством на ней ирригации, расцвела и превратилась в одну из плодороднейших и богатейших местностей не только Закавказья, но и всей Российской Империи. Появились богатейшие поселения подчас с населением, доходившим до нескольких тысяч человек. Хлопок, клещевина, клевер, всякие хлеба, с одной стороны, рыбные промыслы — с другой давали трудолюбивому русскому населению (и сектантам, и православным) огромные излишки, сверх необходимого на прожиток. Население богатело и примером своим будило к подражанию и косное татарское население, которое начинало перенимать у русских их способы обработки… И русские, и татары жили мирно и добрососедски. Правда, порою приходилось слышать от ярых националистов татар, что русское правительство неправильно заселило богатейшую Муганскую степь русскими выходцами и лишило туземное население этих богатейших земель (к слову сказать, в течение столетий остававшихся незапаханными и бесплодными)».

Так одним из объектов притязаний названа «русская Мугань». И это не случайно, ибо оседлым элементом там были исключительно русские. Соседи-мусульмане были лишь частично оседлыми, и их «сёла» представляли собой сезонные поселения-полукочевья.

Глава Русского национального совета Баку Борис Байков, пишет далее в своих «Воспоминаниях о революции в Закавказье (1917-1920 гг.) об азербайджанской политике в отношении русской Мугани.

«С началом революции и по мере все большего ее углубления и соответственного ослабления русской власти татарские националисты стали все громче подымать свой голос. Лозунг «Закавказье для кавказцев» решал, по их мнению, все вопросы о дальнейшем существований русского населения в Закавказье. Всё чаще (даже и в прессе) раздавались голоса, что русским пора уходить из Закавказья, уступив насиженные ими места природным их владельцам — татарам.

В конце декабря 1917 года, точно по приказу, начался разгром татарскими вооруженными бандами цветущей верхней Мугани. Было разгромлено до 30-ти богатейших селений; разгром этот начался так неожиданно, что русское население не оказало почти никакого сопротивления. Но уже Средняя и Нижняя Мугань не только подготовились к защите, но и сами, в свою очередь, истребили все те татарские поселения, которые находились или в ближайшем их соседстве, или вклинившись в полосу русского поселения. Мугань стала вооружённым станом в особенности после возвращения с фронта солдат, уроженцев Мугани. Та же приблизительно картина наблюдалась и в частях Геокчайского и, в особенности, Шемахинского уездов, где также имелось много русских поселений. Этому русскому сельскому населению не на кого было опереться с падением русской национальной власти. Власть же кавказская — Закавказский Комитет — была занята своими внутренними и внешними национальными делами и ей было не до защиты чуждого ей в этот момент русского населения»3. По мнению Байкова, «целью Азербайджанского правительства было разорение Мугани, что заставило бы русское население уйти оттуда, и Мугань стала бы свободной для заселения на ней татар и их тюркских сородичей».

Этническую чистку азербайджанцы-мусаватисты начали в конце декабря (по старому стилю в изложении Байкова), что практически соответствует по времени (с опозданием на пару дней) Шамхорской бойне – 9-12 января, по новому стилю. То есть русское оружие подоспело в руки турко-мусаватистов вовремя, как раз к началу «очищения» Мугани от «гяуров».

Не желая признавать над собой национальную власть марионеточного «Азербайджана», население Мугани провозгласило Муганскую республику, независимую от засевших в Баку мусаватистов. В союз с Муганью вступили населявшие Ленкорань персоязычные талыши, также не желавшие над собой власти про-османского Азербайджана. Однако в 1919 году, при поддержке англичан, экспедиционный корпус азеро-мусаватистских войск вторгся в Мугань и разорил большинство русских сел.

Поэтому «в Сальянском и Ленкоранском уездах из 41 тысячи русского населения 1914 года в 1921 году осталось лишь 14,3 тысячи» («Известия» АзЦСУ. 1923, N 1 (7), стр. 47) По данным же Байкова, на начало 1918 года русская Мугань была «с почти 100-тысячным населением» (Архив Русской революции. TERRA-Политиздат. Т. 9-10. Москва. 1991, стр. 139). Сильно пострадало и русское население Шемахинского и Кубинского уездов.

В Советское время русские постепенно уступили свои насиженные места новоявленным (так их стали называть с 1937 года) «азербайджанцам», которые переходили на оседлость в ими же ранее разоренных русских селах Мугани и оставляемых русскими уцелевшие в ходе 1918-1920 г. села.

Таким образом, на рубеже 1917-1918 гг., то есть в период формального перемирия на Кавказском фронте, турко-мусаватисты подготовили и начали антироссийскую войну и этнические чистки на территориях, на которые претендовали мусульманские ханы и их османские хозяева. Тем самым они предали интересы России (которая не осуществляла призыв кавказских татар в армию) и открыто выступили на стороне Османской Турции.

Как видим, первыми массовыми жертвами этнических чисток в Закавказье в 1918-20 гг. со стороны азербайджанских мусаватистов стали даже не армяне, а именно русские - демобилизованные солдаты и крестьяне Мугани.

Продолжение следует

Александр АНДРЕАСЯН



Rss.plus
Анастасия Мыскина

Овечкин, Яковлев, Фридзон и Мыскина сыграли в падел-теннис в Турции: «Победила дружба»

Читайте также

VIP |

В сказке театра кукол Ульгэр приключения и опасности, интересные знакомства и встречи - Театр и Цирк, Культура и Концерт, Россия и Дети

VIP |

На пути героев встречаются различные приключения и опасности, интересные знакомства и удивительные обитатели волшебной страны - Театр и Цирк, Культура и Концерт, Россия и Дети

Мир |

500 рублей: в Сочи стоимость бесплатных пляжных туалетов возмутила туристов, теперь отхожие места стали золотыми

Новости от 123ru.net

Подмосковное УФАС оштрафовало ООО «Арбат» за нарушение закона о рекламе

Пробки в Подмосковье оценили в 4 балла утром 17 июня

Суд по делу Гершковича пройдет в закрытом режиме 26 июня

Дмитровские Росгвардейцы выполнили задачу по охране общественного порядка во время празднования Курбан-байрама

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Авто

Этот российский регион снова стал лидером по количеству случаев по ОСАГО




Коронавирус в России Russian.city
Музыкальные новости
Жанна Фриске

Память Жанны Фриске почтили посмертной наградой и ее песней на музыкальной премии