Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Мода |

Не надо запугивать детей бесами

53-летняя женщина, которая вышла замуж за приемного сына, рассказала, что это был хороший сценарий

Разборки со стрельбой произошли ночью на севере Москвы

Орловчане встретили главный христианский праздник - Пасху

Необычное в Москве, или как проехать к мощам Матроны Московской?

Среди страхов, которые бывают у маленьких детей, иногда встречаются страхи религиозной тематики. Дети боятся чертей, демонических монстров. Почему это происходит, что тому виной и как с этим справиться, говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (Москва).Протоиерей Игорь ФОМИНКогда пугают специальноМногим из нас знакомо еще с советских лет, когда непослушного маленького ребенка стращают: вот сейчас тебя заберет злой дядька! Или милиционер! Или цыган в мешок посадит и унесет. Взрослые считали это эффективным педагогическим приемом. Иногда ведь срабатывало!На самом деле ничего хорошего здесь нет, это, если называть вещи своими именами, шантаж. А еще — ложь, встраиваемая в отношения с ребенком. Став постарше, он перестаёт верить в дядьку с мешком, но столь же скептически воспринимает и многое другое, что говорят ему взрослые. Потому что пугалки разрушили доверие к их словам.Но вот изменились времена, рухнул государственный атеизм, множество людей в 90-е годы уверовало в Бога — и в некоторых воцерковленных семьях на смену цыгану и милиционеру пришел черт с рогами и копытами. Детей в воспитательных целях пугают нечистой силой, пугают адскими муками за капризы и проказы, а что самое ужасное — пугают злопамятным Богом, который ведет тщательный учет твоим проступкам и прямо-таки рвется наказывать.Разумеется, подобные «инфернальные» пугалки категорически недопустимы, причем не только с педагогических позиций, но прежде всего с духовных. Напуганный ребенок не сможет любить Бога и ощущать Его любовь, бесы будут ему казаться существами гораздо более могущественными, чем Господь, а христианская жизнь начнет представляться ему выполнением скучных и бессмысленных предписаний из страха вечных мучений. Эта «вера» разрушится в отрочестве, а обретет ли когда-нибудь такой человек веру истинную — большой вопрос.Когда пугают невольноНо бывает и так (к счастью, не сплошь и рядом), когда воцерковленные люди вроде бы и не собирались специально пугать ребенка. Нет, они занимаются его религиозным просвещением, доносят до него истины веры. Но почему-то сосредотачивают свое (и детское) внимание не на Боге и Его любви к людям, а на нечистой силе, которая грозит нам повсеместно и ежесекундно.Как это происходит? Ребенку читают, к примеру, детскую Библию, и, когда речь заходит о бесах (а она заходит, поскольку Священное Писание о них говорит), взрослые начинают подробно, красочно комментировать, рассказывать о бесах всяческие подробности.К тому же дети неизбежно задают вопросы. Изображения нечистой силы они видят и на иконах, и на фресках в храме. На эти вопросы надо, конечно, отвечать, но очень аккуратно, сообразуясь и с возрастом ребенка, и с его индивидуальными особенностями. Увы, бывает так, что взрослые увлекаются и рассказывают малышу о рогах, клыках и копытах, об адских муках, котлах и сковородках.Не говоря уже о том, что у ребенка (особенно у впечатлительного, с тонкой нервной организацией) возникнут невротические страхи, это еще и серьезное извращение веры. Христианство — это Благая Весть, а не демонология.А как надо?Донося до маленького ребенка истины православной веры, надо учитывать, что в этом возрасте дети воспринимают вещи в черно-белом цвете, различать оттенки, видеть сложность и неоднозначность они научатся позже. Маленькие дети не способны еще понимать абстрактные идеи, но очень хорошо воспринимают яркие образы и дорисовывают их в своем воображении. Поэтому родители, прежде чем говорить, должны думать, что говорить, в какой последовательности говорить и как именно говорить.Прежде всего, говорить с детьми надо не о бесах, а о Боге. О Его любви и милосердии, о Его смерти и воскресении, о том, что Он рядом с нами, что мы постоянно можем быть с Ним «на связи», когда искренне молимся. В центре внимания должен быть позитив.Все, что связано с бесами, должно комментироваться лишь в том случае, когда ребенок задает соответствующие вопросы. Взрослым тут не надо проявлять инициативу и давать малышу ту информации, до которой он еще не дозрел. А когда все же приходится рассказывать о бесах, сконцентрировать внимание ребенка нужно на том, что Бог бесконечно сильнее дьявола, что у верующих людей есть надежная защита от бесов, что их бояться не надо, а надо бояться огорчить Бога своими злыми словами и поступками. Говоря о надежной защите, надо уточнить, что это прежде всего крестное знамение и молитва, в которой мы просим Бога о помощи и защите (для ребенка достаточно и очень короткой молитвы).Говорить об аде (а такие разговоры рано или поздно становятся неизбежными) нужно очень аккуратно. Ни в коем случае не нужно прибегать к сравнениям, то есть рассказывать о котлах и сковородках, крючьях и вилах, которыми орудуют черти. Для маленького ребенка еще нет особой разницы между метафорой и той реальностью, которую с ее помощью пытаются выразить. Поэтому лучше просто сказать, что это очень плохое место, что люди там страдают, но сами в этом виноваты, никто их туда силой не тянул, наоборот, Бог постоянно пытался их спасти, но они сами предпочли быть злыми. Кстати, в таких разговорах лучше избегать слова «наказание», потому что ребенок его воспринимает в привычном ему контексте и потому начинает видеть в Боге строгую воспитательницу в детсаду.Еще один важный момент: рассказывая детям жития святых, особенно мучеников, не надо вдаваться в детали того, как именно их пытали и как казнили. Понятно, что совсем уж уйти от подробностей нельзя — если в житии говорится, что святого обезглавили или, к примеру, бросили на растерзание львам, мы не должны все это скрывать и превращать житие в дистиллированную водичку. Тем более что, напомню, мышление маленького ребенка конкретно и общие слова — «истязали», «жестоко казнили» — ему ничего не скажут. В конце концов, «Жития святых», составленные святителем Димитрием Ростовским, предназначались именно для семейного чтения. Но тут нужно чувствовать баланс, чувствовать, какие подробности все же излишни для вашего ребенка.Что делать, если ребенок вдруг начал бояться нечистиТакое тоже иногда случается, даже в том случае, когда родители все делают правильно и не запугивают ребенка, вольно или невольно. Тем не менее ребенок вдруг начинает бояться — либо каких-то воображаемых монстров (судя по его рассказам, весьма напоминающих бесов), либо вообще непонятно чего, просто какого-то невидимого, но ощутимого злого потустороннего присутствия.Первым делом надо разобраться, что это. Скорее всего, такие страхи не имеют сверхъестественного происхождения. На впечатлительного ребенка мог так подействовать мультик (не говоря уже о явно не детских фильмах, которые он случайно посмотрел), мог подействовать чей-то рассказ в детском саду, он мог в каких-то обстоятельствах услышать разговор взрослых, не предназначенный для детских ушей.Тут важно, что сам ребенок по этому поводу думает. Если для него это не фантазии, которых он сам же напугался (как у Чуковского в «Закаляке»: «Это Бяка-Закаляка // Кусачая, // Я сама из головы её выдумала». // «Что ж ты бросила тетрадь, // Перестала рисовать?raquo; // «Я её боюсь!»), если родители видят, что он всерьез верит в монстров и исходящую от них угрозу, то нужно напомнить ему, что у нас есть оружие от бесов — крестное знамение, молитва, святая вода. Иногда бывает достаточно даже просто изменения настроя ребенка с пугливого на боевой — и страхи пропадают.Насколько реально то, что ребенок действительно чувствует присутствие инфернальных сил? Разумеется, нельзя это безоговорочно отметать. Мы, христиане знаем, что бесы действительно существуют, действительно пытаются людей испортить и временами их воздействие может быть вполне заметным. Тем не менее, знаем мы и то, что просто так, первому встречному-поперечному бесы не являются. Вот как человек должен десятки лет вести подвижническую жизнь, чтобы сподобиться явления ангелов, так он должен и очень постараться, должен глубоко погрязнуть в грехах, чтобы Господь попустил бесам явиться ему. Маленький ребенок — явно не тот случай. Но все равно, что бы мы ни думали о происхождении вот этого конкретного детского страха, средства у нас всё те же: молитва и крестное знамение.Ну и напоследок скажу то, с чего, видимо, все же следовало начать: нужно не только говорить с детьми о Боге, но и с Богом говорить о детях (то есть молиться о них, причем не формально, а от сердца). Может быть, это даже важнее, чем наши педагогические усилия. Бог есть, Бог любит нас, слышит нас и способен защитить наших детей от любых страхов.Подготовил Виталий Каплан


Rss.plus
ATP

ATP представила новые правила парного тенниса

Читайте также

Жизнь |

Крошка-картошка, какую вы раньше еще не ели. Превратили обычный картофель в главное блюдо стола

Жизнь |

Как и зачем выращивать орхидею в воде: никакой возни с землей и поливами

Жизнь |

Беру горбушу и слоеное тесто: гости попробовав, сказали, что это "шедевр" и такой вкуснятины еще не пробовали



Авторские новости

Прокуратура: в Москве водитель электровелосипеда сбил ребенка во дворе дома

МИД РФ: рецидивы эскалации между Ираном и Израилем возможны

Сезон 2024 года открыт!

Travel-эксперт Тариел Гажиенко: какую страну выбрать для семейного отпуска

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Происшествия

Военные следователи провели рабочие встречи с ранеными военнослужащими, проходящими лечение и реабилитацию в санаториях Крыма