Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25
26
27
28
29
30
Мир |

Приольхонье. Тажеранская степь

Собрание в 300 домах. В столице можно увидеть обычно закрытые особняки

Производство косметики в Москве выросло более чем на 60 процентов

Москва стала призером профориентационной премии «Россия — мои горизонты»

Изгнать мигрантов так просто не получится? Юрист указал на тонкую грань

ДОРОГА

Моё знакомство с Тажеранской степью состоялось в сентябре 2018 года, когда я отдыхала в районе Малого моря на базе отдыха "Байкальская сказка", расположенной напротив мыса Уюга.

К этому времени массовый туристический сезон закончился, гиды разъехались, и все индивидуальные поездки гостей баз отдыха от Уюги до деревни Курма проводил директор самого крупного туркомплекса "Ольтрек" Александр Васильевич Романов. Выбрав по прогнозу погоды наиболее благоприятный день, мы отправились в Тажеранскую степь. Сначала по грунтовой дороге до посёлка Сахюрта. С одной стороны грунтовки расстилались воды Байкала.

С другой - возвышались куполообразные горы Прибайкальского хребта.Затем машина выехала на трассу Еланцы - Иркутск.Через некоторое время пейзаж с правой стороны трассы стал меняться, и мы повернули в Тажеранскую степь.

ПРИРОДНЫЕ СОКРОВИЩА: ОЗЁРА И РАСТЕНИЯ ЭНДЕМИКИ

Пятьдесят километров Тажеранской степи относятся к району Приольхонья и тянутся параллельно западному берегу Байкала. Геологи определили возраст степи в 300-400 миллионов лет. На протяжении всей поездки нас сопровождала цепочка многочисленных небольших озёр овальной формы.

Это бессточные озёра с грунтовым и атмосферным питанием. Среди них есть озёра и с пресной,  и с солёной водой. Возле солёных растёт доледниковый эндемик астрагал озёрский. Порой от воды очередного озера шёл сильный запах сероводорода. Такую воду, как и солёную, используют в бальнеологических целях. К пресным озёрам буряты сгоняют летом свои стада на водопой, а весной добывают в них гаммаруса-"бомарша" для зимней подлёдной рыбалки байкальского омуля. В каменистых районах Тажеранской степи биологи обнаружили растение возрастом 15 миллионов лет, остролодочник трёхлистный. Возраст здешних пещер тоже поражает воображение - они старше самого Бакала, "живущего" на нашей планете по разным данным от 25 до 30 миллионов лет.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОКРОВИЩА: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ КУРЫКАН

Люди пришли в Тажеранскую степь 700 тысяч лет назад. Археологи нашли здесь многочисленные стоянки, могильники, курганы. Но нашей целью были наскальные рисунки, оставленные курыканами, предками прибайкальских бурятов, жившими в этих местах в VII-XII веках нашей эры.

Кроме рисунков курыкане оставили после себя городища четырёхугольных или круглых очертаний, обнесённые каменными валами и рвами. Этот народ занимался сельским хозяйством, о чём говорят остатки древних пашен. Некоторые поселения принадлежали плавильщикам и кузнецам. Они плавили из руды железо в небольших глинобитых горнах или ямаха глубиной до одного метра. Жилищем курыканам служили землянки или полуземлянки. Их вероисповеданием был шаманизм, способность в каждом объекте и явлении природы видеть живое существо, обладающее душой. Всё пространство Тажеранских степей оказалось заселено многочисленными духами различной иерархии. Духи влияли на жизнь людей и позитивно, и негативно, требовали  уважения  и почитания в виде обрядов и жертвоприношений. Для проведения обрядов они выбирали людей, имеющих особые врождённые способности и свойства психики, шаманов. Шаманы смогли наладить связь с духами не становясь их орудием, а управляя и повелевая ими. 

Среди духовных существ курыкане выделяли огонов, нематериальных сущностей, незримо присутствующих в материальном мире. Происходили огоны тоже из материального мира. Ими становились шаманы, вожди племён, животные и птицы: олёни, волки, лошади, орлы. 

На наскальных рисунках Тажеранской степи изображены общественные огоны-помощники: олень, всадник на лошади. А справа - огон-враг, животное, напоминающее волка. 

Рисунки выполнены светлыми штрихами, что характерно для курыкан.

СОКРОВИЩЕ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ: ШАМАНИЗМ

Проехав ещё несколько десятков километров, мы оказались возле столба, увенчанного фигурой орла, "Е хэ шуб уун", "Великой птицы". 

Орёл - тотем приольхонских и ольхонских бурят, хозяин здешних земель и острова Ольхон. В Тажеранской степи проживают большие популяции орлана-белохвоста и орла-могильника. Это - потомки орла-шамана, которого небесные боги отправили на землю защищать и оберегать людей. Но к потомству "Великой птицы" относятся не только пернатые, но и здешние шаманы. Согласно бурятской легенде, орёл, спустившись на землю, увидел спящую под лиственницей женщину. Он полюбил её, начал с ней жить. Эта женщина стала первой на земле шаманкой и родила сына, первого земного шамана.

В бурятской шаманской традиции существуют три мира. Верхний - небо.

На небе поселились 99 тэнгриев-небожителей, 55 добрых западных и 44 злых восточных. Каждый из них имеет свою "специализацию", заведуя Солнцем, Луной, звёздами, ветрами, здоровьем или болезнями. В срединном земном мире живут люди и многочисленные духи-эжины. Эжины являются хозяевами наиболее значимых природных явлений и объектов: времени суток, гор и равнин, лесов и степей, рек и озёр. Каждый эжин имеет собственный характер. Есть эжины добрые и злые, заботливые и равнодушные, благожелательные и мстительные. Они взаимодействуют с людьми, влияя на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Возле жилища каждого эжина ставится столб-сэрге, символизирующий мировое Дерево жизни. Вырезанные на нём три горизонтальные ложбинки  позволяют жителям всех трёх миров привязывать  к столбу своих лошадей. Возле сэрге и буряты, и гости Прибайкалья приносят духам жертвы, "бурханят", а на столбы привязывают ленточки-залаа, произнося при этом просьбы или молитвы. 

Бурятский шаманизм сохранил и курыканских огонов, тоже поместив их в срединный мир. Шаманы получили дар самостоятельно создавать огоны-амулеты, привязывая невидимых духов к различным вещам: оружию, бытовым предметам, украшениям, статуэткам. Нижний подземный мир был отдан во владение великому судье мёртвых Эрлен-хану и его злобным духам-слугам. 

Буряты называют мужчин-шаманов "бо", а женщин-шаманок - "одэгон". Среди приольхонских шаманов есть белые, камлающие только в Верхний мир. Есть чёрные, "сотрудничающие" с подземным миром. Есть и те, кому дано право "ходит на две стороны". Прибайкальские шаманы камлают в обычной одежде с обязательным головным убором или в национальном бурятском костюме, а шаманки - в закрытых платьях. Шаманство передаётся по роду, требует длительной подготовки и посвящения. Каждый род имеет своего родового шамана, знающего все традиционные обряды и особенности "характера" локальных духов. Существуют обряды, исполняемые им исключительно на родовой земле. Так мыс Хадарта недалеко от "Байкальской сказки" принадлежит роду главного ольхонского шамана Валентина Хагдаева. 

Александр Васильевич рассказал мне о шаманских целительских практиках. Вот примеры очень древних методов. Во время камлания шаман бросал в костёр топор и сошник. Потом, стоя на подставке одной ногой, второй тёрся о раскалённые в огне вещи и прикладывал эту ногу к больному месту пациента. Бесплодие "лечили" следующим образом. Если после свадьбы в семье долго не было детей, то шаманка проводила обряд "Суд старух". В юрту бездетной семьи приходили семь старух.

Старухи варили на очаге в котле сметану, разливали её по чашкам и ставили чашки вокруг очага. Затем к очагу подводили мужа, бросали в огонь сметану и масло, а старая шаманка снимала свои панталоны и била им мужчину, приговаривая: "Спи со своей женой часто и хорошенько! До каких пор будешь бездетным?!" После неё тоже самое проделывали по очереди остальные старухи. В конце обряда они выпивали сваренную сметану и расходились по домам. Такой обряд считался очень действенным.

Бурятские шаманы объединены в официальные прфессиональные организации, которые занимаются сохранением и развитием шаманских традиций, противостоят самозванцам, не прошедшим положенное посвящение. Эти объединения пользуются в Иркутской области большим уважением. Мы тоже показали своё уважение к  шаманизму, "побурханив" возле сэрге "Великой птицы" и принеся ей в жертву мелкие монеты.  Дальше наш путь лежал к священной горе Ёрд и этнографическому комплексу рядом с ней.  А Тажеранская степь по мере приближения к сакральному месту меняла цвет с жёлто-оранжевого на жёлто-зелёный. 

Этнографический комплекс горы Ёрд встретил нас яркими зелёными красками.

ЭТНО-КУЛЬТУРНОЕ СОКРОВИЩЕ: БУРЯТСКИЕ ЁРДЫНСКИЕ ИГРЫ И ТАНЕЦ ЁОХОР

Гора Ехе Ёрд, Большой Ёрд, высотой 42 метра и окружностью в 700 человеческих шагов, находится на расстоянии восьми километров от села Еланцы и двух километров от Байкала. Её вполне можно принять за искусственно насыпанный курган.

На самом деле Большой Ёрд сложен из огромных гранитных плит и является символом мирового Дерева жизни. Ежегодно в начале лета здесь проходит бурятский культовый праздник Ёрдынские игры. На него съезжаются со своими семьями участники и гости из Прибайкалья, Забайкалья, Якутии, соседней Манголии. Все прибывшие живут в юртах. Для участвующих в соревнованиях животных поставлены загоны.

Как и в прошлые века, юрты стоят по эллипсу в шахматном порядке. Такой порядок основан на уважении соседей друг к другу: выйдя из дома, человек видит не соседское жилище, а необозримые просторы степи. 

Традицию праздника буряты переняли у своих предков-курыкан.  В начале лета курыкане устраивали возле горы Ёрд общественные жертвоприношения Воде-Земле, прося у Неба и Земли тучных пастбищ, хорошей погоды, здоровья и благоденствия людям и домашним животным. Заканчивались обрядовые действия общим пиром и соревнованиями охотников, всадников, борцов. Как и их предки, буряты во время Ёрдынских игр жертвы женским божествам земли и воды приносили на правом берегу реки Анги, угощая богинь молоком и молочной водкой тарасун.

А в честь верховного бога-творца Айя шаманы возжигали на вершине горы костры из можжевельника и камламли под  грохот бубнов. Дым костра разносился по Тажеранской степи и был очень приятен населявшим её многочисленным эжинам. Затем начинались соревнования. В наши дни к традиционным скачкам по пересечённой местности, стрельбе из лука, национальной борьбе добавились стрижка овец на время, переноска на большое расстояние тяжёлого камня и конкурс "Красавица Ёрдынских игр". Чтобы победить в нём, требуется не только быть красивой, хорошо исполнять национальные песни и танцы, но и прекрасно готовить кумыс.

И все же, несмотря на все новшества, главным действием Ёрдынских игр остаётся шаманское камлание и священный танец ёохор вокруг горы Ёрд. 

Александр Васильевич, частый гость Ёрдынских игр, подробно рассказал мне о ёохоре. Во-первых, для танца необходимо количество танцующих, позволяющее им, держась за руки, полностью замкнуть Ёрд кругом. Круг олицетворяет Солнце, оберегает от зла и позволяет удачно совершить все обряды праздника. Древняя традиция требует отменить игры, если круг не удаётся замкнуть, и тогда народ ожидает голодный и неудачный год. Во-вторых, движение хоровода вокруг горы идёт по ходу Солнца слева направо. Только духам на их игрищах позволено танцевать в полукруге и против хода Солнца, а для людей это великий грех. Открывают танец старики и старухи, к ним присоединяется молодёжь, взрослые мужчины и женщины. Взявшись за руки, все участники ёохора медленно идут в одну сторону. Постепенно скорость движения увеличивается и увеличивается, всё громче и громче звучит песня-заклинание "ёхорь, ёхорь, ёхороо!" За соблюдением всех правил танца следят опытные ёхористы. Они знают, что голоса людей сейчас поднимаются по горе Ёрд прямо к небесным тэнгриям, и все движения и слова должны быть безошибочны. Танец длится в течение шести дней и шести ночей. Завершается он прыжками и криками, призывающими прыгать всё выше и выше, чтобы установить нерушимую связь мира людей и мира богов...

На обратном пути из Тажеранской степи мы продолжили разговор о шаманизме приольхонских бурят и о том, что сейчас всё меньше становится  действительно сильных шаманов.Оказывается, такая ситуация была предсказана древней бурятской легендой. Первый шаман Хара-Гырген обладал безграничным могуществом. Бог-творец Айя решил проверить его силу и забрал душу одной богатой девушки. Девушка заболела, и её родственники обратились к Хара-Гыргену за помощью. Как известно, чтобы величить больного, шаману необходимо отыскать его душу, договориться с ней о возвращении в тело и вернуть обратно хозяину. Хара-Гырген сел на свой бубен и отправился на поиски души. Он летал и в нижних, и в высших мирах, пока не обнаружил душу в бутылке на столе у Бога. Творец Айя пальцем заткнул горлышко бутылки, чтобы душа не могла вырваться на свободу. Шаман превратился в паука и сильно ужалил Бога в правую щёку. Желая успокоить боль, Айя тут же поднёс правую руку к щеке, а душа больной выскользнула из бутылки. Разгневанный Бог ограничил власть Хара-Гыргена, и, увы, с того времени каждое новое поколение шаманов становилось слабее своих предшественников... 

Вернувшись на базу отдыха, я включила телевизор. В областных новостях шёл большой сюжет о камлании всех шаманов Иркутской области на благополучие сельскохозяйственных работ в Прибайкалье. И это было мощное, потрясающее зрелище!

 

 

 

 

 



Rss.plus
WTA

Пятая ракетка мира Пегула не выступит на турнире WTA 1000 в Мадриде

Читайте также

Жизнь |

Шестой суперфинал всероссийской программы «Дежурный по планете»

Мир |

Россияне устремились в Турции в отели для богачей: предпочтения таких туристов удивляют

Жизнь |

Перовския лебедолистная Блю Спайр (Blue Spirе): описание, фото в ландшафтном дизайне



Новости от 123ru.net

Производство косметики в Москве выросло более чем на 60 процентов

Магаданская область обогнала Москву в Рейтинге регионов России по перспективности трудоустройства

В Брюсселе вдруг возмутились, почему в ЕС газ в 4 раза дороже, чем в КНР или США. Но кого за это стоит благодарить?

Названа популярная у россиян марка автомобиля в 2024 году

Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Реальные статьи от реальных "живых" источников информации 24 часа в сутки с мгновенной публикацией сейчас — только на Лайф24.про и Ньюс-Лайф.про.



Разместить свою новость локально в любом городе по любой тематике (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно с мгновенной публикацией и самостоятельно — здесь.





Блоги

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)






Коронавирус в России

Russian.city
Музыкальные новости
Сергей Прокофьев

Мариинский театр 23 апреля отметит рождения композитора Прокофьева